Денежная реформа, ее виды (нуллификация, деноминация, девальвация, ревальвация). Антиинфляционная политика: дефляционная политика, политика доходов

15.02.2024

Ревальвация (реставрация ) — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы или повышение платежеспособности национальной валюты.

Ревальвация ограничивает приток в страну иностранных спекулятивных капиталов и позволяет сдерживать увеличение денежной массы в обращении, замедлить рост внутренних цен.

Например, после Первой мировой войны во время денежной реформы 1925-1928 гг. в Англии было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов. После Второй мировой войны ревальвация проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару, а затем регистрирован повышение золотого содержания денежной единицы.

Девальвация

Девальвация - официальное снижение золотого содержания денежной единицы или ее валютного курса (снижение покупательной способности национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте).

Девальвация официально закрепляет уже происшедшее в условиях инфляции фактическое обесценивание бумажных денег. В 1998 г. ликвидировали внешнеэкономический дисбаланс, снизили уровень внутренних цен в стране по сравнению с мировыми и сделали экономику более конкурентоспособной, снизили уровень .

Девальвация — обесценивание национальной валюты по отношению к иностранной. Применяемая терминология для характеристики изменений денежной единицы не всегда достаточно правильно оценивает содержание таких мер. Например, проведение деноминации, как правило, означает уменьшение номинального выражения эмитируемых денежных знаков. Подобная оценка практически приемлема для характеристики деноминаций, проведенных в нашей стране. Это относится к деноминации 1922 г., когда рубль выпуска 1922 г. заменял 1000 ранее выпущенных денежных знаков, а также в 1923 г., когда вновь выпущенные знаки соотносились к знакам образца 1922 г. как 1: 100.

Впоследствии, в 1961 г. была проведена замена выпущенных ранее денежных единиц в соотношении 10: 1 к единице 1961 г. Такая мера представляла собой деноминацию, которая сводилась к изменению номинального выражения денежной единицы, что имело значение главным образом для денежного оборота внутри страны. Однако одновременно с деноминацией было уменьшено золотое содержание денежной единицы в 4,5 раза. Оно не могло характеризоваться как деноминация, а представляло собой самостоятельную меру, которая имела отношение в основном к операциям с иностранными государствами.

Не вполне точно дается наименование деноминации в Указе Президента РФ от 4 августа 1997 г. «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». Деноминация — метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнение масштаба цен. В России в 1998 г. проведена была деноминация рубля в соотношении 1: 1000 старых рублей. В соответствии с Указом предусматривалась деноминация нарицательной стоимости денежных знаков, а не денежной единицы, в то время как деноминация распространяется не только на наличные денежные знаки, но и на деньги безналичного оборота.

Деноминация

Деноминация - укрепление государством своей денежной единицы, снижение номинальной стоимости денежных знаков (зачеркивание нулей — укрупнение масштаба цен путем зачеркивания нулей).

Деноминация используется для упорядочения денежного обращения и упрощения расчетов. При этом старые выпуски денежных знаков обмениваются на новые выпуски бумажных денег, выраженных в более крупных счетных единицах.

В России 17 августа 1998 г. была проведена девальвация рубля почти в четыре раза, а именно — вместо курса 6,1 руб. за 1 долл. США был установлен новый курс в 24 руб. за доллар США. В условиях финансового кризиса 2009 г. плавное снижение курса рубля привело к тому, что 1 долл. США стоит 36,7 руб. Необходимо учитывать, что изменения и прежде всего снижение курса рубля сопровождаются рядом последствий, в том числе:

  • повышением заинтересованности в увеличении экспорта, так как за единицу валютной выручки можно получить большую сумму в рублях;
  • ростом цен на внутреннем рынке, особенно по импортируемым товарам, что может отразиться на ухудшении материального положения населения;
  • снижением ценности рублевых сбережений (наличных денег и денег, хранящихся в банках);
  • ухудшением условий импорта оборудования.

Все это должно послужить побудительным мотивом для осуществления государством определенных мер по устранению негативных последствий снижения как для предприятий, так и для населения.

Денежные реформы в России

  • рост производства , способствующий увеличению объема предложения товаров и ограничивающий возможность роста цен, что имеет первостепенное значение для поддержания устойчивости денежной единицы;
  • бездефицитность бюджета , позволяющая обойтись без использования денежной эмиссии и привлечения кредита для покрытия расходов бюджета, благодаря чему происходит ограничение платежеспособного спроса и возможного его влияния на рост цен;
  • наличие достаточных золотовалютных резервов , позволяющих поддерживать стабильность курса национальной валюты, а при необходимости использовать такие резервы для ввоза товаров, увеличивать их предложение на рынке.

Значение каждого из перечисленных факторов при проведении различных денежных реформ неодинаково, лишь при наличии всех этих предпосылок проведение реформ может быть успешным. Так, при проведении реформы Витте в России в 1895-1897 гг. существовали необходимые предпосылки в виде роста производства и практически бездефицитного бюджета. Однако так как эта реформа предусматривала переход к свободному размену денежных знаков на золото, особое значение приобрело накопление достаточного золотого запаса. Для решения этой проблемы был провозглашен лозунг «Не доедим, а вывезем», что позволило благодаря увеличению экспорта накопить необходимый золотой запас и успешно завершить денежную реформу.

Денежная реформа 1922-1924 гг.

Следующая денежная реформа в нашей стране проводилась в 1922-1924 гг. и имела целью устранение сложившихся в денежной сфере отрицательных последствий Первой мировой и Гражданской войн и, в частности, изъятия из оборота быстро обесценивающейся денежной единицы.

Несмотря на отсутствие необходимых предпосылок осуществления денежной реформы, возникли условия, требовавшие скорейшего ее осуществления. Они состояли в том, что в обороте во все большей мере стала функционировать иностранная валюта, вытеснявшая применявшиеся быстро обесценивающиеся денежные знаки. Поэтому проведение реформы было начато к концу 1922 г. в виде выпуска червонца. Однако вследствие отсутствия нужных условий реформа была завершена не сразу, а лишь в начале 1924 г.

Важное значение имело то, что к этому времени произошел рост производства, особенно сельскохозяйственного, а в распоряжении государства был относительно достаточный золотовалютный запас. Вместе с тем существовал значительный бюджетный дефицит, для покрытия которого использовалась эмиссия денежных знаков. Преодоление бюджетного дефицита затянулось до начала 1924 г., что и обусловило продолжительность реформы.

Денежная реформа 1947 года

Следующая денежная реформа в нашей стране была проведена в 1947 г. Она имела своей целью устранить последствия войны 1941 — 1945 гг. в сфере денежного обращения, в которой находилась чрезмерная масса денег; нормализовать величину денежной массы; создать устойчивую денежную единицу, тем более, что в стране сохранялась карточная система распределения продуктов, при которой продукты реализовывались по пониженным ценам, и существовала коммерческая торговля без применения нормированного распределения, где товары продавались по завышенным ценам. Поэтому реформа предусматривала не только применение новой денежной единицы, но также отмену карточной системы, нормированного распределения продукции и переход к торговле по единым ценам.

К этому времени в стране сложились соответствующие предпосылки для проведения реформы, в том числе происходил рост объема производства, доходы и расходы бюджета были практически сбалансированы, существовал достаточный золотовалютный резерв. Тем не менее первоначатьно намечавшееся проведение реформы в 1946 г. было перенесено на 1947 г. в связи с неурожаем 1946 г.; хороший урожай 1947 г. способствовал проведению реформы.

Денежная реформа 1961 года

В 1960 г. было принято решение о новом изменении масштаба цен и увеличении золотого содержания рубля с 0,222168 г чистого золота в 1950 г. до 0,987412 г чистого золота в 1961 г., т.е. более чем в четыре раза.

Изменение масштаба цен с 1 января 1961 г. заключалось в том, что все денежные средства, внутренняя задолженность, денежные доходы населения, цены и тарифы пересчитывались в соотношении 10 старых рублей к 1 новому рублю. Были выпушены билеты Госбанка СССР достоинством 100, 50, 25 и 10 руб. и казначейские билеты 5, 3 и 1 руб. Поступили в обращение новые монеты: 1 руб., 50, 20, 15 и 10 коп. из мсдноникслевого сплава и 5, 3, 2 и 1 коп. из латуни. Обмен денег проводился в течение трех месяцев: с 1 января по 1 апреля 1961 г.

В 1991 — 1993 гг. в связи с политическими и инфляционными процессами и распадом СССР были сначала заменены 50- и 100-рублевые купюры банковских билетов СССР. Официально необходимость этой реформы объяснялась несколькими причинами:

  • в бывших республиках СССР осталось много накоплений в советских деньгах, и эти накопления могли увеличивать инфляцию в России;
  • в стране обращалось много фальшивых купюр крупного достоинства;
  • необходимо было изъять незаконные капиталы, которые хранились в крупных купюрах.

После этой реформы устанавливаемые государством цены поднялись. С 1 января 1992 г. были отменены талоны, и цены были объявлены свободными. После этого цены и инфляция стали быстро расти.

На первом этапе Центральным банком РФ было проведено несколько последовательных выпусков купюр все более и более высокого достоинства. В 1992 г. в обращении появились первые банкноты Центрального банка РФ в 5000 и 10 000 руб., в 1993 г. — новая серия банкнот номиналами в 100, 200, 500, 1000, 5000, 10 000 и 50 000 руб. С 24 июля 1993 г. все банковские и казначейские билеты СССР выпуска 1961 — 1992 и билеты Центрального банка РФ в 5000 и 10 000 руб. образца 1992 г. изъяты из обращения на территории Российской Федерации. В 1994 г. в основном в целях защиты их от подделки, выпущены модифицированные банкноты ЦБ РФ в 5000, 10 000 и 50 000 руб. образца 1993 г., но на бумаге разного цвета для каждого номинала и с измененным водяным знаком и улучшенной печатью.

В 1997 г. было принято решение об укрупнении денежной единицы, т.е. деноминации рубля. Это было обусловлено тем, что наметился небольшой рост валового национального продукта страны, и инфляция практически приблизилась к нормальной.

Реформа 1998 г. заключалась в укрупнении рубля в 1000 раз, причем в отличие от предыдущих реформ не ставилось жесткого ограничения по срокам и суммам обмена денег. Деноминированные и неденоминированные («новые» и «старые») деньги находились в обращении одновременно на протяжении всего 1998 г.

Опыт денежных реформ в России подтверждает то, что требуемыми предпосылками их проведения являются рост производства, бездефицитность бюджета, наличие золотовалютных резервов, хотя каждая из проводившихся реформ отличалась своими особенностями. Общие же требования к проведению реформ сохраняют свое значение.

Денежная реформа - осуществляемые государством преобразования в сфере денежного обращения, имеющие целью упорядочение денежного обращения и укрепление всей денежной системы страны.

Дефляция - уменьшение денежной массы путем изъятия из обращения излишних бумажных денег.
Нуллификация - ликвидация старых денежных знаков и выпуск в меньшем количестве новых бумажных денежных знаков.

Деноминация - изменение нарицательной стоимости денежных знаков (путем «зачеркивания» нулей) с обменом по определенному соотношению старых денежных знаков на новые, более крупные, денежные единицы, одновременно в таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, зарплата и т. д.

Девальвация - уменьшение металлического содержания денежной единицы или снижение курса бумажных денежных знаков по отношению к драгоценному металлу или к иностранной валюте.

Ревальвация - повышение металлического содержания денежной единицы или курса бумажных знаков по отношению к иностранной валюте.

Денежные реформы в России

Попытаемся обобщить основные денежные реформы, имевшие место в России. Для этого выделим причины, вызвавшие реформы, особенности их проведения и основные результаты .
1. Денежная реформа 1895-1897 гг.
Была проведена министром финансов России С.Ю. Витте. Эта реформа вызвана:

  • неустойчивостью денежной системы России;
  • отменой крепостного права (появилось много свободных граждан России);
  • неразвитостью внешних и внутренних экономических связей;
  • отсутствием притока иностранного капитала;
  • феодальной отсталостью России при капиталистическом развитии европейских стран и др.

Особенности реформы:

  • Была проведена девальвация (уменьшение золотого содержания рубля) на 1/3.
  • В качестве монетной единицы был принят золотой рубль.
  • Государственный банк создал золотую наличность в сумме 1 095 млн р.
  • Государственный банк получил право выпустить банкноты на сумму 1 121 млн р., обеспеченные созданной золотой наличностью. Кредитные билеты обменивались на золото до 1914 г.

Результаты реформы:

  • изменилась в лучшую сторону структура денежного обращения;
  • рубль занял первое место среди всех свободно-конвертируемых валют (СКВ), обогнав фунт стерлинга и американский доллар;
  • начался приток зарубежных инвестиций;
  • Россия стала надежным экономическим партнером;
  • получило развитие банковское дело в России;
  • Россия вступила на путь капиталистического развития.

2. Денежная реформа - НЭП, конец 1922 г.
Реформа вызвана:

  • Огромным количеством «гуляющих» в то время денег по России - более 2000 видов (совзнаки, керенки, царские деньги, деньги ресторанов, различных банков, и т. д.);
  • разрухой всей денежной системы и экономики страны;
  • потерей всех иностранных инвестиций и партнеров;
  • военной разрухой и др.

Особенности реформы:

  • Были проведены две деноминации советских рублей.
  • Выпущен в обращение червонец - банковский билет, который был обеспечен на 25 % золотом и на 75 % краткосрочными векселями и легкореализуемыми товарами. Золотое содержание червонца - 7,74 грамма чистого золота, и в соответствии с этим был установлен его курс по отношению к СКВ: 1 червонец = 10 рублям (казначейским билетам).
  • Червонцы давались в кредит промышленным и другим предприятиям и по мере погашения кредита возвращались в банк.
  • Наряду с устойчивой валютой - червонцем - оставалась падающая валюта - совзнаки. Постепенно совзнаки были заменены медными, серебряными монетами и казначейскими билетами.
  • В 1924 г. была прекращена эмиссия совзнаков, их масса в обращении к этому времени была762,3 квадрильона рублей, а реальная ценность в червонцах - 15,2 млн рублей.
  • Совзнаки выкупались по курсу: 1 рубль золотом (казначейский билет) = 50 тыс. р. совзнаков или 50 млрд р. прежних (до деноминации) денежных знаков.

Результаты реформы:

  • ликвидирован колоссальный бюджетный дефицит;
  • с октября 1924 г. выпуск бумажных денежных знаков для покрытия бюджетного дефицита был запрещен по закону;
  • некоторая стабилизация цен;
  • оживление мировой торговли;
  • оживление внутреннего экономического и финансового рынка страны;
  • укрепление новой власти - народной.

3. Денежная реформа 1947 г.
Реформа вызвана:

  • большим количеством денег в обращении, за военные годы денежная масса возросла в 3,8 раза;
  • значительным снижением товарного покрытия рубля;
  • послевоенным восстановлением экономики страны;
  • хаосом в денежном обращении (были и купоны, и деньги разных образцов, и военные карточки);
  • разрушенной денежной системой;
  • необходимостью оживления мирной экономики страны и др.

Особенности реформы:

  • Отменена карточная система.
  • Установлен новый единый уровень цен государственной, кооперативной и розничной торговли.
  • Все денежные знаки, находившиеся до этого в обращении, были обменены на вновь выпущенные по соотношению 10 к 1.
  • Вклады населения до 3 тыс. р. не подвергались обмену, свыше 3 тыс. до 10 тыс. р. - по соотношению 3 к 2, сверх 10 тыс. р. - по соотношению 2 к 1.

Результаты реформы:

  • была предпринята попытка восстановить рубль;
  • укрепился денежный оборот страны;
  • начало восстанавливаться народное хозяйство страны;
  • частично удалось укрепить, во всяком случае упорядочить, финансовую систему страны;
  • появилась надежда на стабильность в ценах и деньгах у населения страны.

4. Денежная реформа 1961 г .
Реформа вызвана:

  • заметной скрытой и открытой инфляцией;
  • упорядочением денежного обращения и денежной системы страны;
  • организацией расчетов среди стран-членов СЭВ (Совет экономической взаимопомощи);
  • вхождением России в мировую торговлю, оживлением экспортно-импортных операций и др.

Особенности реформы:

  • Перевод курса рубля на золотую основу - 0,987412 г золота на 1 рубль.
  • Находившиеся в обращение деньги были обменены на новые по соотношению 10 к 1, и в том же соотношении были изменены все цены и тарифы, пенсии, стипендии и т. д.
  • Искусственно создан курс рубля по отношению к доллару и составил - 90 к. за 1 долл. (в 1971 г. в связи с девальвацией доллара - 83 к. за 1 долл.)

Результаты реформы:

  • Сокращение бумажных денег в обращении.
  • Упорядочение клиринговых расчетов со странами СЭВ.

5. Денежная реформа 1998 г .
Реформа вызвана:

  • Большим количеством бумажных денег в обращении.
  • Гиперинфляцией 1991-1996 гг.,
  • Нарушением денежного оборота. Особенности реформы:
  • Была проведена деноминация денежных знаков в соотношении 1000 к 1.

Результаты реформы:

  • Сокращение бумажных денег в обращении,
  • Упорядочивание денежного оборота в стране.

Деньги - один из наиболее известных и важнейших атрибутов экономики и сложная экономическая категория, выполняющая определенные функции. Карл Маркс одним из первых перечислил функции денег:

  • это мера стоимости и масштаб цен;
  • это средство обращения;
  • это средство накопления и образования сокровищ;
  • это средство платежа;
  • это мировые деньги.

По Джону Кейнсу деньги выполняют следующие три функции:

  • это средство накопления;
  • это мера стоимости и средство платежа;
  • это мировые деньги.

Большинство зарубежных и ряд отечественных исследователей называют следующие функции денег :

  • это средство обращения и платежа (Лаврушин разделяет их на две самостоятельных функции);
  • это средство измерения стоимости (мера стоимости);
  • это средство накопления и сохранения стоимости (здесь деньги – особый актив, который сохраняется после реализации товаров и услуг и обеспечивает покупательную способность в будущем).

Как видим, в каждой классификации присутствует стоимостная функция денег. Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, могут измерить стоимость любого товара, попавшего на рынок. Мера стоимости - это объективная, не зависящая от воли отдельного индивидуума функция денег, которая будет существовать до тех пор, пока не отменят деньги. Для выполнения функции меры стоимости в каждой экономической системе устанавливается масштаб цен - денежная единица, используемая для измерения и сравнения стоимости товаров и услуг.

Во времена золотомонетного стандарта за масштаб цен принималось определенное количество золота. При переходе к плавающим валютным курсам золото превратилось в обычный товар и роль масштаба цен выполняют непосредственно деньги.

Денежные реформы: понятие, причины и методы их проведения

Если деньги перестают выполнять функцию меры стоимости, возникает необходимость в проведении денежных реформ - серьезных, глубоких преобразований в денежной системе с целью укрепления национальной валюты, стабилизации денежной единицы.

Денежные реформы имели место в истории многих стран. Основные причины их проведения - экономические проблемы послевоенного периода, борьба с инфляцией или ликвидация ее последствий. Существуют и другие причины проведения денежных реформ.

Причины проведения денежных реформ :

  • экономические : усиление инфляционных процессов (гиперинфляция), подрыв доверия к национальной валюте, использование параллельной валюты, завышение курса национальной валюты по отношению к иностранным;
  • политические : изменение политического устройства страны, создание нового государства;
  • создание наднациональной денежной единицы (например, евро).

Методы проведения денежных реформ :

  • девальвация - снижение реального золотого содержания денег или понижение курса национальной валюты по отношению к твердым валютам или международным средствам расчетов;
  • реставрация прежней валюты - восстановление размена бумажных денег на золото;
  • нуллификация бумажных денег - объявление недействительными ряда или всех платежных инструментов, обращающихся в платежной системе государства. (Павловская реформа 1991г.);
  • денаминация - укрупнение денежной единицы страны с целью придания ей большей полновесности без изменения наименования (Россия: 1961г. - 10 к 1, 1998г. - 1000 к 1).

Денежные реформы дореволюционной и послереволюционной России

В России первая денежная реформа была проведена в 1534 – 1538 гг. Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного. Причиной ее прведения стали: рост товарного производства, борьба за концентрацию власти, массовая подделка денег. Результатом реформы сало создание единой унифицированной системы денежных знаков, в основу которой был положен рубль.

В 19веке в Росии было проведено несколько денежных реформ .

  • Реформа Сперанского, опубликованная в 1810 г. в работе «План финансов». Тогда ассигнации были объявлены долгом государства, обеспеченным всем богатством в Российской империи. Основой денежной системы должен был стать серебряный рубль. Но планы реформирования были осуществлены лишь частично.
  • В 1839 г. манифестом Николая Ι установлен серебряный монометаллизм. Эта реформа проводилась Е.Ф. Канкриным, использовавшим выводы и предложения М.М. Сперанского.
  • 1895 - 1897 гг. - реформа Вышнеградского-Витте - одна из самых успешных реформ в истории России. В это время накопленный золотой запас использовался для свободного обмена кредитных билетов на золото, для чего законодательно был введен золотой монометаллизм. В результате преобразований к 1913 г. рубль стал одной из стабильнейших валют мира, 2/3 мирового золотого запаса находилось в России. К 1917 г. он был сведен к нулю в результате участия России в первой мировой войне.

Денежные реформы России послереволюционного периода .

  • 1922-1924 гг.
    Первый этап (1922 г.) - обмен старых денег на дензнаки РСФСР образца 1922г. в пропорции 10000 к 1 в связи с созданием нового государства и попыткой снизить уровень инфляции;
    Второй этап (1923 г.) – обмен дензнаков образца 1922 г. на дензнаки образца 1923 г. в пропорции 100 к 1, кроме того, в обращение выпущен советский червонец - банковский кредитный билет, приравненный к одному Злотнику (7,74 г. чистого золота). К началу 30-х годов размен червонцев на золото прекратился.
    Эта реформа создала основу денежной системы , просуществовавшей вплоть до 1991г.
  • 1947 г. - реформа вызвана необходимостью стабилизации экономики послевоенного времени. Произведена деноминация дензнаков в пропорции 10 к 1, пропорция обмена денежных вкладов зависела от суммы вклада.
  • 1961 г. - (политический характер реформы) - реформа вызвана борьбой с «черным рынком», необходимостью возврата населения на легальный рынок. Цены в государственной торговле снижены в 10 раз, произведена деноминация дензнаков в пропорции 10 к 1, установлено золотое содержание рубля.
  • январь 1991 г. (Павловская реформа) - изымались 50 и 100-рублевые купюры, которые подверглись нуллификации, в оборот вошли 50 и 100-рублевые купюры нового образца. Обмен денежных знаков населению производился в ограниченных суммах и в сжатые сроки, что придало реформе конфискационный характер.
  • 1992 г. - в результате распада СССР вся денежная масса была разделена на российскую и нероссийскую. Обмена дензнаков не было, но механизм разделения имел признаки реформы.
  • июль 1993 г. – замена дензнаков с символикой СССР на денежные знаки Российского государства. Реформа носила политический характер, была продолжением начатой годом ранее и решала задачу создания денежной единицы Российской Федерации.
  • с 1 января 1998 г. – деноминация рубля в пропорции 1000 к 1 в течение этого года и двух последующих через банк. Главная причина – факторы исторические, т.к. реформа не сказалась на стабильности денежной массы.

Осуществляются различными методами в зависимости от способа производства, политической системы, положения отдельных классов, состояния экономики страны и т.д. Денежные могут сопровождаться изъятием из обращения всех или части обесцененных бумажных знаков и заменой их новыми деньгами (бумажными или металлическими), изменением золотого содержания денег или их валютного курса, перестройкой и т.п. Денежные реформы устанавливают переход от одной денежной системы к другой.

Наиболее распространенными методами проведения денежных реформ являются нуллификация, деноминация, ревальвация.



Нуллификация денег (лат. nullus - никакой, несуществующий + facio - делаю) - аннулирование резко обесценившихся бумажных денег. Нуллификация денег бывает следствием глубокой инфляции, может вызываться необходимостью изъять потерявшие силу законного платежного средства бумажные деньги в связи со сменой политической власти. Нуллификация денег является одним из методов стабилизации денежного обращения.

Иногда нуллификация денег фактически совпадает с девальвацией, при которой обесценившиеся денежные знаки старого образца обмениваются на новые но очень низкому курсу.

Деноминация (лат. nominatio - наименование) - изменение нарицательной стоимости денежных знаков с обменом старых денежных знаков на новые денежные единицы в определенном соотношении. Одновременно в таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, и т.д. Деноминация, как правило, - следствие инфляции и служит в определенной мере упорядочению денежного обращения, но может быть связана с упрощением расчетов.

Девальвация (позднелат. devalvatio - лат. приставка de означает движение вниз, понижение, valeo - имею значение, стою) - официальное понижение стоимости денежных единиц. В период функционирования металлических денежных систем проведение денежных реформ обычно сопровождалось девальвацией, осуществляемой путем законодательного уменьшения золотого содержания денежной единицы или снижения курса бумажных знаков по отношению к золоту или к иностранной валюте.

Девальвация в современных условиях - свидетельство кризиса валютной системы государства, следствие обесценения денег или значительного и длительного дефицита .



Девальвация поощряет экспорт, но увеличивает внешнюю задолженность государства, удорожает импортные товары. Тем самым девальвация усиливает экономические и политические противоречия, сложившиеся в экономике.Ревальвация (лат. valeo) - официальное повышение золотого содержания денежной единицы страны или фактическое повышение ее валютного курса, одно из средств государственного регулирования экономики. По механизму воздействия на экономику ревальвация противоположна девальвации. До конца 60-х годов XX в. ревальвация была сравнительно редким явлением в международной валютной практике. Это объясняется тем, что страна, осуществляющая ревальвацию своей валюты, ставит себя в менее выгодное положение в области внешней торговли, притока иностранных капиталов и международного туризма по сравнению с другими странами.

Ревальвация, повышая курс валюты данной страны по отношению к валютам других стран, вызывает повышение цен экспортируемых товаров в иностранной валюте и тем самым снижает конкурентоспособность страны на мировом рынке, сдерживает экспорт ее товаров. Понижая выраженные в национальной валюте цены импортных товаров, ревальвация приводит к повышению спроса на них и увеличению импорта. Складывающиеся курсовые соотношения между ревальвированной валютой данной страны и валютами других стран делают для иностранных собственников невыгодным вложения капитала в этой стране, так как при обмене валют они получат меньшую сумму в местной валюте. И, наоборот, для страны, ревальвировавшей свою валюту, более выгоден экспорт капитала, поскольку возникает возможность более дешевой покупки иностранной валюты.

В области международного туризма ревальвация приводит к сокращению доходов от притока иностранных туристов, так как поездки в данную страну обходятся для них дороже, и, наоборот, стимулирует поездки за рубеж отечественных туристов, для которых иностранная валюта становится дешевле.

Реформа от лат. означает «претворение». В более широком понятии реформа - это превращение, изменение чего-либо. Реформы могут быть коренными или частичными, касаться или не касаться основ общественного строя, иметь прогрессивный или реакционный характер.

Денежная реформа - это полное или частичное изменение денежной системы с целью ее построения и укрепления. На практике денежная реформа является основным инструментом в ослаблении инфляции и ликвидации ее наиболее тяжелых последствий.

Денежная реформа -- это преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращении, сопровождающееся выпуском в обращение новых денежных знаков и принудительным изъятием старых.

Как правило, денежные реформы осуществляются при смене типа производства или общественно-экономической формации (золотой стандарт сменился кредитными деньгами), а также в период восстановления экономики, разрушенной вследствие различных причин (революций, войн).

Виды денежных реформ

Полная денежная реформа - это создание новой денежной системы. Проводится при образовании новых государств или создании национальной денежной системы в случае объединения денежных систем нескольких стран (например, создание единой денежной системы стран Европейского союза).

Частичная денежная реформа - это упорядочение существующей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. При проведении частичной денежной реформы меняются отдельные элементы денежной системы: порядок эмиссии, денежные знаки, название денежной единицы.

Конфискационные денежные реформы - реформа, изменяющая (как правило уменьшающая) покупательную способность денег.

Неконфискационные денежные реформы - реформа без изменения покупательной способности денег.

Денежные реформы бывают "мягкие" и "жесткие" в зависимости от степени девальвации или ревальвации.

«Мягкая» реформа допускает поэтапную реализацию изменений. Например, постепенный переход к новой валюте. Самая мягкая денежная реформа: деноминация.

" Жесткая" реформа осуществляется мгновенно. Самая жесткая денежная реформа: нуллификация.

В широком понятии денежные реформы означают переход от одной денежной системы к другой; в узком - частичное изменение элементов денежной системы.

Реформы осуществляются разными методами в зависимости от существующей политической системы, положения отдельных классов, состояния экономики стран. Денежные реформы сопровождаются изъятием из обращения всех или части обесцененных бумажных знаков и замены их новыми деньгами (как в наличной, так и в безналичной форме); изменением валютного курса; перестройкой денежной системы с введением нового эмиссионного законодательства. А в период использования золота как монетарного металла (до 1973 г.) денежной реформой являлось и изменение золотого содержания денег.

В истории денежного обращения известны следующие механизмы денежных реформ.

1. Переход от одного денежного товара к другому, от одного типа денежной системы к другой.

2. Исключение неполноценных, обесцененных или неразменных денежных знаков из обращения и замена их полноценными, разменными знаками.

3. Введение нового эмиссионного законодательства.

4. Стабилизация валюты или частичные мероприятия по упорядочению денежного обращения.

5. Образование новой денежной системы в связи с государственной перестройкой.

Примером первого вида изменений в денежной системе может служить переход от одних денежных единиц к другим.

Переход от одного металла к другому (более ценному), например, от меди к серебру, а от серебра к золоту или переход от биметаллизма к монометаллизму, а от мономёталлизма к бумажно-кредитной системе.

Можно определить, что переход от медных денег к серебряным, а потом золотым осуществляется уже в древнем Риме. А денежные реформы, направленные на внедрение биметаллической денежной системы с последующим переходом к монометаллизму, характерны, в основном для США.

Примером второго вида денежной реформы может служить принятый в 1695 г. в Великобритании Закон, согласно которому, все старые монеты, которые утратили весовое содержание, надо было сдать для перечеканки в полноценные монеты.

К денежным реформам третьего вида, относится, например, отмена порядка эмиссии денег в США в 1913 г., когда право выпуска банкнот получили 12 Федеральных резервных банков. Порядок обеспечения банкнот был также изменен. Банкноты стали выпускаться не под государственные ценные бумаги, а под золото(40% обеспечения) и коммерческие векселя (60%).

Четвертым видом денежных реформ является стабилизация денежного обращения: может осуществляться разными методами, из которых наиболее типичные:

Нуллификация - объявление государством обесценившихся денег недействительными. Иногда представляет собой обмен старых денег, на новые по курсу, который сводит операцию обмена к техническому инструменту. По сути является видом денежной реформы. Проводится в период стабилизации экономики после гиперинфляции, как правило, для восстановления доверия к национальной валюте.

Девальвация - происходит от латинского:де - приставка, означающая понижение,vа1ео - имею стоимость. Означает снижение курса национальной валюты к международным валютным единицам; ранее - до отмены золотых паритетов в 1976 ~ 1978 г.г. - к золоту.

Объективной основой девальвации является курсовой перекос - завышение официального курса валюты по сравнению с рыночной.

Ревальвация - происходит от латинского: ре -приставка, означающая обратное действие,vа1ео - имею стоимость. Означает повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или к международным валютным единицам (ранее к золоту);

Деноминация - изменение масштаба цен и способом увеличения нарицательной стоимости денежных знаков. Обмен денежных знаков на новые, с одновременным пересчетом цен, тарифов, заработной платы.

Указанные методы широко использовались в истории денежного обращения.

Нуллификация была проведена во Франции в 1796-1797 гг. при переходе от асигнатов и денежных мандатов, которые обесценились (без их выкупа) к полноценным металлическим деньгам; в 1924 году в Германии был проведен обмен: новая марка менялась на 1 трлн. старых марок; после окончания 2-й мировой войны была проведена нуллификация в Югославии, Румынии, Греции, Венгрии.

Девальвация осуществлялась в США в 1780 г., в России - в 1895 г.

Деноминация проводилась в Австрии в 1811 г., когда старые гульдены были выменяны на новые по соотношению 5:1. В 70-80 г.г.XXвека в развивающихся странах так же неоднократно проводились денежные реформы в форме деноминации по соотношению 1000: 1: в Бразилии, Заире, Чили, Уругвае.

Чаще всего деноминация проводится на завершающем этапе стабилизации экономики после периода ускоренной инфляции. В процессе деноминации обмен, как правило, проводится без ограничения. Для более плавного вхождения в оборот новых денег вводится период параллельного хождения денег нового и старого образцов. Технически обмен в современном обществе осуществляется в виде эмиссии наличных денег только нового образца и постепенного изъятия из оборота старых денег.

Пятым видом денежных реформ являетсясоздание новых денежных систем. Осуществляются такие реформы в период распада империй и создания новых государств. К последнему виду денежной реформы следует отнести реформу, которая была проведена в Украине в 1996 г.

Денежная реформа в Украине

Необходимость проведения денежной реформы на территории Украины обусловливалась двумя главными причинами:

Причины проведения денежной реформы в Украине

Провозглашение Украины самостоятельным и независимым государствам, Экономическая независимость Украины могла быть реальной лишь при образовании собственной стабильной национальной валюты.

Украина, как и все субъекты прежнего СССР, находилась в глубоком денежном кризисе, что выражалось в значительном обесценивании карбованца, расстройстве денежного обращения, падении роли денег и натурализации хозяйственных связей.

Эти процессы усиливали падение общественного производства, снижали жизненный уровень населения, тормозили переход к рыночной экономике и формированию рыночной инфраструктуры.

О своих намерениях ввести в обращение гривну Украина провозгласила еще летом в 1990 г., разработав и издав такие нормативные документы: "Декларацию о государственном суверенитете Украины", Закон "Об экономической самостоятельности Украины", "Концепцию перехода к рыночной экономике". В них были разработаны основы введения в обращение национальной денежной единицы.

Однако денежная реформа была проведена в 1996 году.

Это объясняется следующими причинами:

Причины постепенного осуществления денежной реформы в Украине

Во-первых, недостаточная компетентность органов власти в проведении подобных экономических мероприятий

Во-вторых, наличие и углубление финансово-экономического кризиса и структурной диспропорции производства

В-третьих, размытые границы рублевой зоны, которая продолжали функционировать и после распада СССР во всех постсоветских республиках, в том числе и Украине

10 января 1992 г. была введена квазиденежная единица многократного использования - украинский купоно-карбованец. Позитивное значение этого мероприятия заключалось в том, что Украина смогла избежать опасного для суверенитета государства углубления платежного кризиса. Одновременно, эта мера не способствовала выходу Украины из рублевой зоны, так как весь безналичный оборот продолжал обслуживаться российским рублем.

Ситуация продолжала оставаться неизменной достаточно длительный период времени - до ноября 1992 г. 12 ноября 1992 г. Президент подписал Указ "О реформе денежной системы Украины", в соответствии с которым купоно-карбованец был введен и в безналичную сферу денежных отношений.

Российский рубль перестал функционировать в денежном обращении Украины.

До введения на территории Украины гривны в денежном обращении можно было наблюдать множество негативных экономических явлений. Например, при росте темпов инфляции (июль 1992 г. в результате проведения инфляционной монетарной политики), а позже и гиперинфляции (в 1993 г.) можно было наблюдать спад производства.

На протяжении ноября 1993 г. ситуация ухудшилась: изменение законодательства в сфере валютного регулирования привело к углублению кризиса финансово- кредитной системы, резкому скачку цен (цены увеличились в 25 раз), что привело к искусственному дефициту денежных знаков.

Однако на протяжении 1995 - 1996 годов указанные недостатки удалось ликвидировать, что привело к ускорению оборачиваемости денежной массы. Показатель оборачиваемости денежной массы значительно увеличился и составил свыше 10 оборотов, что свидетельствует о формировании эффективной монетарной политике НБУ.

Усиление стабилизационных процессов в первой половине 1996 г. в экономике Украины позволило начать процесс осуществления денежной реформы.

Реализация денежной реформы происходила активно в обеспечивало неконфискационной цивилизованной форме, что неприкосновенность денежных сбережений населения.

Денежная реформа в Украине была проведена в соответствии с Указом Президента «О денежной реформе в Украине» от 25.08.1996 г., на основе которого в денежный оборот была введена полноценная национальная валюта - гривна

Согласно Указу Президента Украины переход на новую валюту совершался постепенно:

На протяжении двух недель со 2 по 16 сентября - действительными были два платёжные средства - купоно-карбованец и гривня.

Со второго сентября 1996 г. НБУ прекратил эмиссию украинских карбованцев и выпустил в обращение банкноты стоимостью 1,2,5,10,20,50 и 100 (а с 2002 г. - 200) гривен и биллонные монеты номинальной стоимостью 1,2,5,10,25,50 (а с 2002 - 1 и 5 грн.) копеек. Обмен совершался в соотношении 100 тыс. карбованцев за 1 гривну.

Осуществленная денежная реформа привела к значительному уменьшению уровня инфляции - в 1997 году он был одним из наименьших за весь период с 1992 по 1996 годы (10%) и в этом году скорость оборота денег уменьшилась до 8,52 оборота за год. Такое соотношение показателей можно объяснить тем, что на протяжении 1997 года еще действовали положительные тенденции заложенные в 1995 - 1996 годах Реформа повлияла и на уровень долларизации экономики, если в 1994 году он составлял 32,5%, то в 1997 году снизился до 13,33%.

Общие черты денежной реформы в Украине 1996 г..

Необходимость обусловлена:

- провозглашением экономической независимости Украины;

Глубоким экономическим кризисом, при котором не функционировали инструменты управления денежным обращением, снижалась роль денег.

Предпосылками проведения денежной реформы явились;

Достижение относительной денежной стабилизации.;

Неукоснительное соблюдение границ установленного дефицита государственного бюджета;

Создание валютного рынка и обеспечение достаточного запаса валютных резервов;

Привлечение внешней финансовой и технической помощи для создания стабилизационного фонда.

Цели проведения денежной реформы:

Замена временной денежной, единицы - украинского карбованца на полноценную национальную валюту -гривну;

Изменение масштаба цен;

Оздоровление и упорядочение денежного оборота, преодоление катастрофических, социально-экономических последствий обесценения денег.

Результаты проведения денежной реформы дают основания утверждать, что с технической стороны всё было детально продумано, реформа проводилась без ажиотажа, согласно установленному порядку и в определенные сроки.

Последствия инфляции и антиинфляционная политика

Как экономическое явление инфляция хорошо известна и достаточно подробно описана в экономической литературе. И это естественно, поскольку XXвек для большинства стран мира был веком инфляции. Только в немногих странах и в краткие строки отмечалось ее отсутствие.

Проблемы регулирования инфляции занимают важное место в теории и практике денежно-кредитной политики, поскольку показатели инфляции и ее социальные последствия являются индикаторами для оценки экономического состояния страны. Базовыми показателями, которые используют для измерения инфляции, служат индексы цен:

Индексы оптовых цен

Индексы розничных цен

Индексы экспортных и импортных цен

Дефляторы ВНП

ВНП - валовый национальный продукт, который определяет результат деятельности национальных факторов производства как внутри страны, так и за рубежом.

Индексы оптовых цен показывают изменения среднего уровня реализации продукции промышленных, торговых и сельскохозяйственных предприятий.

Индексы розничных цен рассчитывают либо как совокупный индекс цен на продукцию, продаваемую в розничной торговле, либо только по корзине социально значимых товаров. Второй из этих индексов отражает стоимость жизни в стране и особенно важен для населения.

Дефляторы ВНП определяются по объему конечной продукции, которая формирует стоимость ВНП. ВНП определяется как сумма цен на товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами, государственными организациями, валовые внутренние государственные и частные инвестиции, внешнеторговые цены.

Предлагаются и альтернативные варианты измерения уровня инфляции, например, определение избыточной денежной массы по уравнению обмена (закон денежного обращения) или сопоставление возросшего уровня цен в национальной валюте с их уровнем в относительно устойчивой валюте.

Зарубежные экономисты также предлагают различные методы определения уровня инфляции. Например, использование показателя индекса цен, который измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода и совокупной идентичной и сходной группой товаров и услуг в базовый период.

Индекс цен Цена «рыночной корзины» в текущем году

в текущем = _____________________________________

году Цена аналогичной «рыночной корзины» в базовом периоде

Существуют три основных индекса цен: Г. Пааше, З. Ласпейреса и И. Фишера. Индексы цен зависят не только от уровня цен на товары и услуги, но и от количества реализованных благ.

Для расчета индекса Пааше используется ассортиментный набор текущего года:

Уровень цен і -го товара в х Объем реализации і -го

Индекс цен = текущем году товара в т екущем году

Пааше Уровень цен і -го товара в х Объем реализации і -го

базисном году товара в текущем году

Индекс Пааше несколько занижает уровень инфляции, так как не учитывает ассортиментных сдвигов и приписывает базисному году новый, сложившийся в анализируемом году ассортиментный набор.

Для расчета индекса цен Ласпейреса используется ассортиментный набор базисного года:

Индекс Уровень цен і -го товара х Объем реализации і -го

Ласперейса = в текущем году______ товара в базисном год;

Уровень цен і -го х Объем реализации і -го

товара в базисном году товара в базисном году

Индекс Ласпейреса несколько завышает уровень инфляции, так как показывает не только рост цен, но и изменения в ассортиментном наборе, включая и ценовой, и структурный факторы.

Индекс Фишера усредняет индексы Пааше и Ласпейреса:

Индекс Фишера = индекс цен Паше хиндекс цен Ласпейреса

Однако индекс Фишера является достаточно громоздким и применяется на практике весьма редко.

Чаще других используется индекс Ласпейреса, так как для его расчета достаточно учесть только изменение цен.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы инфляции.

К внутренним факторам относятся денежные (монетарные) и неденежные.

Денежн ые факторы инфляции:

    Переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств за счет чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита

    Перенасыщение банковскими ссудами экономики государства

    Методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничение его движения

Инфляция может развиваться при стабильной массе денег в обороте, при сокращении обращения объема товаров и услуг, что обусловлено ускорением оборота денег. По экономическому эффекту ускорение оборота денег при прочих неизменных условиях равнозначно выпуску дополнительной массы денег в обращение.

Неденежн ые факторы инфляции:

    Структурные диспропорции в общественном воспроизводстве

    Затратный механизм хозяйствования

    Государственная экономическая политика, в том числе налоговая

    Внешнеэкономическая политика

При инфляции капитал перемещается из сферы производства в сферу обращения, так как там скорость обращения намного выше, что позволяет получать огромные прибыли, но одновременно усиливает инфляционные тенденции.

Механизм инфляции самовоспроизводится, а на его основе возрастает дефицит сбережений, сокращаются кредитные вложения, инвестиции в производство и предложение товаров.

Внешними факторами инфляции являются структурные кризисы: сырьевой, энергетический, валютный

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующем:

В перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, фирмами, государством;

В обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

В неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в разных отраслях, усугубляет диспропорции воспроизводства;

В искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту (ускоряется оборачиваемость денежных средств, соответственно ускоряется инфляционный процесс);

В возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах, ссудах, что активно способствует развитию теневой экономики;

В снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;

В социальном расслоении общества, обострении антагонистических противоречий.

Кроме указанных последствий инфляции существует еще эффект инфляционного налогообложения.

Инфляция порождает инфляционный налог, бремя которого несет все население страны. В результате этого налога сокращаются реальные сбережения, падает платежеспособный спрос, снижаются стимулы к труду.

В условиях прогрессивной налоговой системы и открытой инфляции действует так называемый эффект инфляционного налогообложения.

Эффект инфляционного налогообложения - получение государством дополнительного дохода за счет перехода налогоплательщиков из одной налоговой группы в другую (подпадающую под более высокую налоговую ставку) в результате индексации.

Таким образом, последствия инфляции носят противоречивый характер и научиться управлять ее уровнем - сложная и многогранная задача. Для решения этой задачи государство разрабатывает антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика - это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

В настоящее время используется три основных вида антиинфляционной политики.

1. Дефляционная политика (регулирование спроса)

2. Политика доходов (регулирование издержек)

3. Конкурентное стимулирование производства

Дефляционная политика: используются методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки по ссудам, усиления налогового процесса, ограничения денежной массы. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.

Политика доходов: предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем их полного замораживания или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

Конкурентное стимулирование производства: промышленная политика, которая характеризуется всемерной государственной поддержкой отечественного товаропроизводителя и национального производства, включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).

Существуют также и другие меры:

Индексация (полная или частичная) - это компенсация потерь в результате обесценения денег;

Формы сдерживания контролируемого роста цен, которые проявляются:

Во-первых, в «замораживании» контролируемого роста цен на определенные товары;

Во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах.

При выборе варианта антиинфляционной политики необходимо в первую очередь правильно выявить ее источники.

Если мы имеет дело преимущественно с инфляцией спроса, основными направлениями антиинфляционной политики будут:

Сокращение темпов роста денежной массы за счет осуществления ограничительной денежно-кредитной политики: повышения процентных ставок, сокращение выпуска денег и т.д.;

Запрет на эмиссионный способ покрытия бюджетного дефицита. Если речь идет об инфляции предложения, правительство будет осуществлять:

Понижение налоговых ставок в целях создания стимулов для развития производства;

Снижение степени монополизации экономики с помощью осуществления активного антимонопольного регулирования;

Повышение производительности факторов производства. Незащищенность денежной системы от инфляции требует совершенствования методов регулирования денежного обращения и внедрения новых инструментов денежно-кредитной политики.

Одним из новых инструментов регулирования денежного оборота в экономике является таргетирование (установление целей или параметров). Существуют следующие инструменты таргетирования:

- политика валютного таргетирования: использование фиксированного валютного коридора и фиксированного обменного курса;

- политика таргетирования денежных агрегатов: использование заданной зависимости между показателями денежных агрегатов в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики.

- политика таргетирования инфляции.

Таргетирование инфляции

Термин «таргетирование» заимствован из английского языка таргет и означает установление целевых ориентиров или количественных параметров.

Таргетирование инфляции является сравнительно новым режимом монетарной политики. Считается, что впервые его применил Центральный банк Новой Зеландии в 1990 году. За прошедшее время число стран, перешедших к проведению монетарной политики с использованием инфляционного таргетирования, быстро росло: Канада (1991), Великобритания (1992), Швеция, Финляндия и Австралия (1993) и другие.

Первой страной с переходной экономикой, применившей инфляционное таргетирование на практике, была Чехия, первой из развивающихся стран - стала Бразилия.

Инфляционное таргетирование можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира.

Осуществляет таргетирование Центральный банк, который прогнозирует предстоящую динамику инфляции и на основе этого прогноза задает количественно целевой ориентир по инфляции на планируемый период, не принимая на себя обязательств по достижению каких-либо других целевых ориентиров.

Основные преимущества инфляционного таргетирования:

Для проведения монетарной политики односторонний характер промежуточных целевых ориентиров (по обменному курсу или агрегатам денежной массы) замещается синтезом целого ряда макроэкономических показателей

Инфляционное таргетирование предполагает большую свободу и гибкость действий Центрального банка

Центральный банк принимает на себя официальные обязательства по достижению лишь главного целевого ориентира на основании своего прогноза динамики цен, который выступает в качестве своеобразного промежуточного целевого ориентира.

Государство, субъекты хозяйственной деятельности и население, не могут оперативно отслеживать состояние монетарной политики, что увеличивает ответственность Центрального банка за результаты его деятельности. В связи с этим, одним из важных аспектов политики таргетирования инфляции является возможность общественности оценивать успешность политики, проводимой Центральным банком, что требует определенной наглядности результатов. Устанавливая плановые показатели инфляции, Центральный банк тем самым определяет критерии оценки своей деятельности. Всякое отклонение от намеченных целей будет требовать от него объяснений о причинах происходящего.

Во-первых, должен обладать большим кредитом доверия со стороны общества;

Во-вторых, его действия должны быть прозрачны.

Условия, минимально необходимые для использования таргетирования инфляции:

1. Инфляционное таргетирование возможно только в тех государствах, где низкая инфляция существует фактически, а не формально.

2. Таргетирование фактически является основополагающей целью монетарной политики.

3. Обеспечение должной степени автономности Центрального банка и использование им таргетирования только для прогноза инфляции.

4. Центральный банк должен обладать полной свободой в принятии решений относительно применения инструментов монетарной политики

При наличии рассмотренных условий для использования инфляционного таргетирования, Центральный банк должен определить контролируемый показатель, характеризующий темпы роста цен в экономике страны.

Преимущественно в качестве контролируемого показателя инфляции Центральными банками используется индекс потребительских цен. В обычный индекс потребительских цен входят группы товаров и услуг, цены на которые подвержены воздействию факторов, неподконтрольных Центральному банку: административное регулирование цен, повышение косвенных налогов, рост цен на импортируемые товары и др.

При таргетировании возникает необходимость в определении индекса потребительских цен, очищенных от указанных факторов.

В качестве контролируемого Центральным банком показателя используется скорректированный, «очищенный» индекс, когда из обычного индекса потребительских цен исключается отдельные группы товаров и услуг, цены на которые регулируются правительством либо подвержены существенным колебаниям, независящим от действия Центрального банка.

Известно, что любые прогнозы связаны с наличием неопределенности относительно будущего и редко полностью совпадают с фактическим развитием событий. При прогнозировании инфляции определяющую роль играет знание работы передаточного механизма монетарной политики. Однако это знание всегда несовершенно даже в промышленно развитых странах с устойчивой экономикой, поскольку временные лаги и каналы передаточного механизма подвержены постоянным изменениям, что, безусловно, влияет на качество прогнозирования.

В условиях переходного периода использование инфляционного таргетирования предъявляет повышенные требования к статистическим и исследовательским подразделениям Центрального банка

Точность прогнозов затрудняется и наличием факторов, которые сложно прогнозировать, но оказывающих существенное влияние на уровень цен в экономике.

Факторы, затрудняющие таргетирование

Колебание цен на сырье и материалы (особенно на энергоносители) на мировых рынках;

Изменение условий сельскохозяйственного производства, оказывающих влияние на цены продукции агропромышленного производства;

Природные катаклизмы и другие форс-мажорные события, проявляющиеся в форме шоков спроса и предложения;

Отклонение обменного курса национальной валюты от прогнозных значений, не являющихся результатом внутренней экономической и монетарной политики;

Проблемы качества статистических данных и их сопоставимости.

Центральный банк при определении режима таргетирования имеет свободу действий в выборе моделей, инструментов и даже целей с единственной оговоркой, что его политика в обязательном порядке должна в своих итогах отображать показатели инфляции, находящиеся на заранее определенном уровне.

Таргетирование инфляции включает в себя ряд элементов.

Публичное провозглашение среднесрочных плановых показателей инфляции

Закрепленная ценовая стабильность в разработанной денежно-кредитной политике

Относительная свобода Центрального банка в выборе промежуточных целей

Публичное оповещение общественности рынка о целях и планах денежно-кредитной

политики

Повышенная ответственность регулирующих органов за достижение плановых показателей

Рассматривая подходы к определению инфляции как количественно определенной цели денежно-кредитной политики (таргета), можно выделить несколько важных аспектов:

Период, на который устанавливается цель, или в течение которого эту цель планируется достичь;

Мера инфляции или ценовой индекс, численное значение которого собственно и является целью;

Способы задания цели.

В Украине осуществляется постепенный переход к использованию элементов таргетирования инфляции. Однако, как показывает практика проведения Национальным банком Украины монетарной политики, одновременное достижение нескольких целевых ориентиров, зафиксированных в «Основных направлениях денежно-кредитной политики», как правило, не обеспечивается.

Частично это объясняется недостаточной согласованностью основных денежно-кредитных и макроэкономических показателей, включаемых в расчеты основных ориентиров денежно-кредитной политики.

Устранению этих недостатков будет способствовать более широкое применение методов финансового программирования, то есть разработка и внедрение экономических моделей и соответствующего программного обеспечения в практику макроэкономического анализа и прогнозирования в Национальном банке и Правительстве Украины в целях обеспечения большей сбалансированности важнейших макроэкономических и денежно-кредитных показателей.

© advancerealty.ru, 2024
Кредит. Ипотека. Микрозаймы. Долги. Банкротство