Экономическая мысль древней греции. Экономическая мысль античной греции

19.02.2024

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

«Поскольку греки делают иногда случайные экскурсы в эту область, они обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других областях. Исторически их воззрения образуют поэтому теоретические исходные пункты современной науки» (К.Маркс).

Объектом их исследования были такие экономические явления, как обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент. Все это отражало характерные черты социально-экономического устройства древнего мира.

Ксенофонт (430-355 г.г.г до н.э.) Работы «Домострой», «О доходах». «Домострой» подготовлена как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Основные идеи:

Естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов;

Любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способом обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Платон (428-347 г.г. до н.э.) – крупный философ и общественный деятель, в то же время в его сочинениях рассматривались и экономические проблемы. Наиболее известна работа – «Политика или государство». Основные положения сводились к следующим:

Ключевая идея идеального общественного устройства – идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлены;

Справедливость - цельная добродетель, объединяющая мудрость, мужество и просветленное (аффектное) состояние и представляющая их равноправие;

Характеристики идеального государства – уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственная регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3)землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включились ни в одно из этих условий, они приравнивались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества.

Платон разработал программу выхода из кризиса рабовладельческого строя и его стабилизации:

Требовал возврата к натуральному хозяйству;

Ликвидации полисной демократии;

Ограничения прав свободного населения.

Наибольший вклад в развитии экономической мысли Древней Греции внес Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), он был учеником Платона, воспитателем А.Македонского.

Заслугой Аристотеля является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, положив начало экономическому анализу.


Центральное место в экономической концепции Аристотеля занимает проблема рабства, которое он рассматривал как явление естественное и оно всегда должно быть основой производства.

Основная работа – «Политика», ключевые положения которой следующие:

Обязательное наличие частной собственности;

Все виды деятельности разделены на две группы – экономию – изучение естественных явлений, связанных с производством потребительских стоимостей, в том числе и мелкая торговля, необходимая для удовлетворения потребностей людей; и хремастику – изучение противоестественных, с точки зрения Аристотеля, явлений, связанных с накоплением денег, крупная торговля. Им соответствует два вида богатства: как совокупность потребительных стоимостей и как накопление денег или как совокупность меновых стоимостей.

Первый вид богатства – естественной, так оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями.

Второй – противоестественный, так как возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются:

Деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). По Аристотелю, деньги стадии «всеобщим средством обмена» в результате соглашения;

Человек не может жить вне общества и государства, поэтому государство превыше семьи и личности. Граждане должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Отметим, что с течением времени термин хремастика не прижился, а под экономикой стали понимать науку о богатстве, обмене и деньгах.

Древняя Греция дала миру замечательную плеяду ученых во многих областях науки - математике и геометрии, астрономии и механике, истории и философии. Именно у величайших древнегреческих философов мы находим первые в истории науки элементы теоретического анализа экономических отношений. Однако все, что можно выделить в их трудах как имеющее отношение к экономическим исследованиям, составляет лишь небольшую, «крайне незначительную», как подчеркивает Й. Шумпетер, часть научного наследия, оставленного нам древними греками.

Прежде всего необходимо сказать, что само слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции. «Экономия» происходит от древнегреческого oikonomia (oikos - дом, nomos - правило, закон). В буквальном переводе oikonomia означает «искусство управлять домом», или «домоводство». Так называется сочинение греческого философа Ксенофонта (ок. 444-355 г. до н.э.). В русском переводе эта работа получила название «Домострой». В ней Ксенофонт рассматривает разумные правила ведения домашнего хозяйства. Такой смысл в слова «экономия» и «экономика» вкладывали и другие древнегреческие философы, таким он оставался на протяжении длительного периода времени вплоть до XVI-XVII вв., начала становления капиталистической экономической системы и превращения рыночных отношений в господствующие. Следует, конечно, помнить, что само понятие домашнее хозяйство в те времена включало в себя гораздо более широкое содержание, чем сегодня. Домашнее хозяйство в Древней Греции представляло собой, как правило, крупное натуральное хозяйство, где трудилось много рабов и производилось почти все, что нужно для жизни.

Чтобы правильно понять круг рассматриваемых греческими философами экономических вопросов, необходимо кратко охарактеризовать, что собой представляла греческая экономика в V-IV вв. до н.э., т.е. определить собственно предмет анализа и проблемы, волновавшие греков.

В отличие от стран Древнего Востока рабство являлось основой экономики Древней Греции, труд рабов был решающим как в ремесленном, так и в сельскохозяйственном производстве. Рабы составляли около трети всего населения. Наибольшее количество рабов давали захватнические войны, хотя со временем в рабство стали попадать и греки. Основой античной системы хозяйства были рабовладельческие общины, главным образом в виде городов-полисов, представлявших собой отдельные государства. Полисы создавались на базе античной формы собственности, выступавшей в виде сочетания частной и общинной (позже государственной) собственности. Рост производства и региональная специализация стимулировали развитие торговли. Греция была важнейшим центром мировой торговли.

Можно выделить несколько ключевых экономических проблем, ставших предметом исследования древнегреческих философов: отношение к рабству и его моральное оправдание, пути повышения эффективности рабовладельческого хозяйства, соотношение натурального и товарного хозяйства, справедливость обмена и установление цены, роль денег в экономике.

Экономические проблемы Древней Греции периода кризиса рабовладельческого строя нашли свое отражение в трудах выдающегося философа Платона (427-348 г. до н.э.). Его отношение к существующему политическому и экономическому устройству общества, а следовательно, и его система социально-экономических взглядов отчетливо проявляются в проекте «идеального государства», изложенном в работах «Государство» и «Законы».

Рабовладельческий характер «идеального государства» не ставится Платоном под сомнение, но рабство должно быть уделом других народов. Он осуждает тех, кто владел рабами греческого происхождения. Свободное население Платон разделяет на три сословия: философы, которые управляют государством, воины и работники (демос) - земледельцы, ремесленники и купцы. Все общественное устройство базируется на строгом разделении труда, которое обеспечивает экономическую эффективность: земледелец не может заниматься ремеслом, а ремесленник может заниматься только одним видом ремесла.

Основой экономики должно быть натуральное хозяйство в рамках рабовладельческой общины, и Платон предлагал запретить ввоз товаров, в которых нет потребности, и вывоз необходимых стране материальных благ. К торговле и ростовщичеству Платон относился отрицательно, поскольку обогащение извращает нравы, и предлагал сделать посредническую торговлю делом лишь иностранцев. Чтобы противоречия между богатыми и бедными не ставили под угрозу устои «идеального государства», два высших сословия - философы и воины - не могли иметь частной собственности и даже прикасаться к золоту и серебру, а земля между земледельцами должна была распределяться равномерно.

Таким образом, с точки зрения экономического содержания «идеальное государство» Платона представляет собой жестко регламентируемое государством натуральное хозяйство. Фактически это был проект сохранения и защиты греческого полиса как рабовладельческой общины в условиях, когда эта экономическая система вступила в период кризиса.

Выразители экономической мысли древнего мира - крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств - стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.

Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т. е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

Источники экономической мысли Древнего Востока:

o Вавилон - кодекс царя Хаммурапи;

o Китай - Конфуций;

o Индия - трактат "Артхашастра".

Сборник законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. к н. е.) созданная около 1760 г. к н. е. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служащих;

дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии.

Конфуций (Кун Фуцзи) (551-479 pp. к н. е.) заложил основы конфуцианства - этико-политического учения, что коренным образом влияло на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государя управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добропорядочности, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Индийский трактат "Артхашастра" (буквально - "наука о пользе, о практическом жизнь") - это сборник советов по управлению государством. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые расходы. Это важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии. Автором трактата считают Каутілью (IV ст. к н. е.) - древнеиндийского государственного деятеля.

Согласно этих источников для азиатского способа производства характерны:

o чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли;

o предоставление ведущей роли в экономике собственности государства;

o провозглашение неприкосновенности частной собственности,

Экономическая мысль Древней Греции

Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430-354 pp. к н. е.) в трактате "Домострой" дал характеристику образцового, по его мнению, хозяйства и образцового гражданина. Его труд "доходы" - это попытка найти выход из экономического кризиса в Афинах.

Важнейшие идеи трактата "Домострой" сводятся к следующим выводам:

o естественным разделением является разделение труда на умственный и физический, а людей - на свободных и рабов;

o любой товар имеет полезные свойства (потребительную стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).

Основной сферой экономики Ксенофонт считал сельское хозяйство, которое называл "кормильцем граждан", основой благосостояния народа. Развитие земледелия при этом определяет состояние остальных отраслей производства. Вместе с тем он пренебрежительно относился к ремеслу, торговле, ростовщичеству, физического труда, которую считал занятием рабов. Так, выражая отношение к ремеслу, Ксенофонт писал, что оно "разрушает тело работающего, заставляя его вести сидячий образ жизни и оставляя мало времени для заботы о друзьях и родной город". Рабство для него было естественным положением вещей, а рабы - живым орудием производства.

Платон (428-347 гг. к н. е.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в труде "Государство". Коренной идеей такого строя является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и что составляет их равновесие. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Другой проект "идеального государства" Платон изложил в труде "Законы". Он основывается на принципах равенства и хозяйственной самостоятельности семейных хозяйств. В таком случае, чтобы не искушать людей обогащением, предлагалось выделить каждой семье отдельное жилье и равноценный участок земли. Количество участков должно быть неизменной, все они остаются в государственной собственности, не могут продаваться, а только переходят по наследству одному из детей. Стоимость только одного участка определяла "меру бедности", а "мера богатства" определялась вчетверо большей, излишки должны поступать в государственную казну. Размер государственных налогов устанавливается, исходя из размеров богатства (имущества) их плательщиков. По этому же критерию все граждане делились на четыре имущественных класса с правом перехода из одного класса в другой по мере обогащения или обеднения. Все это должно обеспечить имущественное равенство, справедливость и мир в государстве.

Исследуя сущность денег, древнегреческий философ определил следующие их функции: мера стоимости, средство обращения товаров и средство накопления. В то же время, именно накопление денег, как и торговлю или ростовщичество - его источники, Платон называл недостойными для свободных греков занятиями. Он впервые выделил полноценные (общие) и неполноценные (внутренние, местные) деньги.

Аристотель (384-322 гг. к н. е.) основал свое экономическое учение на принципе, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства.

Ключевые положения его труда "Политика" такие:

o обязательное наличие частной собственности;

o разделение видов деятельности на две группы: экономию и хрематистику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой - изучение противоестественных, по его мнению, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же Аристотель причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительных стоимостей и как накопление денег или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло, называя его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности и направлено на удовлетворение потребностей людей, а его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику;

o деньги есть співвимірювачами при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения;

o человек, по мнению Аристотеля, - существо, которое не может жить вне общества и государством. Государство важнее семью и отдельную личность. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, за исключением рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Анализируя закономерности товарного обмена, Аристотель определил, что он порождается разделением труда, способствуя образованию сообществ людей. Жизненные блага, с одной стороны, используются для потребления, а с другой - для обмена на другие блага. Собственно, таким образом он подходит к пониманию двух сторон товара как потребительной и как меновой стоимости, то есть его полезности и ценности. Аристотель обнаружил также понимание того, что меновая стоимость е зародковою формой товарных цен.

Древний исследователь изучал развитие форм обмена, начиная с простого обмена товара на товар (Т - Т), а затем и обмен товаров посредством денег (Т - Г - Т). С появлением денег целью торговли становится хрематистик - накопление богатства в денежной форме (Г - Т - Г где Г" - деньги с торговым прибылью). Таким образом, Аристотель рассматривает две формы денег - деньги как простое средство обращения товаров и как средство обращения денежного капитала.

Стоит еще раз подчеркнуть, что экономические взгляды мыслителей Древней Греции Ксенофонта, Платона и Аристотеля стали отправным пунктом для формирования экономической науки.

Введение

Около пяти тысячелетий назад на юге Балканского полуострова и окружающих его островах в восточном Средиземноморье зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества, - культура древних греков (эллинов). Греция никогда не стремилась к господству в мире, ее жители принимали участие лишь в немногих исторических сражениях, и мало кто из греческих полководцев сумел снискать великую славу. Более двух последних тысячелетий этот народ находился под властью иноземных завоевателей, и лишь полтора века назад Греция вновь обрела независимость и появилась на карте как самостоятельное государство.

Казалось бы, Греция в прошлом ничем не отличалась от своих соседей - ни особой политической ролью, ни какими-либо исключительными природными условиями. Однако именно здесь два с половиной тысячелетия назад культура достигла такого расцвета, который долгие века оказался недосягаемым другим более поздним государствам.

Эта страна играла особую роль на политической и экономической карте того времени. Ее внутренняя экономическая система и внешние экономические связи заслуживают детального изучения и могут быть интересны с точки зрения современной экономики.

Основная цель данного реферата - рассмотреть модели экономического развития Древней Греции.

Задачи данного реферата:

· охарактеризовать государственно-политическое устройство Древней Греции;

· указать особенности развития экономической мысли Древней Греции;

· проанализировать значимость экономической мысли Древней Греции.

Экономические взгляды древнегреческих мыслителей

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Экономические взгляды Ксенофонта (430- 355 г. до н.э.) - ученика известного древнегреческого философа Сократа - изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Он характеризовал домоводство как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей. К ремеслам и торговле Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов, с которыми необходимо обращаться как с животными.

Ксенофонт стал одним из первых среди мыслителей древности, который уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком .

Экономические идеи занимали значительное место в сочинениях древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Наиболее известна его работа «Политика или государство». Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства на две части: на богатых и бедных.

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки.

Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий .

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес мыслитель древности Аристотель (384-322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона, он не разделял платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму. Его политические взгляды изложены в работе «Политика» и других произведениях. Он - противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество.

Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. Он положил начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю и относил её к экономике .

Представляет интерес то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения.

2.Этапы экономического развития и роль государства в экономике Древней Греции

2.1. Древняя Греция в XI-VI вв. до н.э.

Если проанализировать этот промежуток времени, то можно сказать нижеследующее. Он охватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.). Темные века часто называют гомеровским периодом, так как наряду с археологическими данными основным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру.

Обычно XI-IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств.

Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации:

Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей;

Оформление полиса как особого типа общины.

Можно выделить два основных типа полисов:

Аграрный - абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремёсел, торговли, большим удельным весом зависимых рабочих, как правило, с олигархическим устройством;

Торгово-ремесленный - с большим удельным весом торговли и ремёсел, товарно-денежным отношением, внедрением рабства в средства производства, демократическим устройством.

В XI-IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI-IX вв. до н. э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер.

В VIII-VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий хлебом. Основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок.

Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами.

Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья и сельскохозяйственную продукцию. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики.

Основной отличительной особенностью греческого полиса являлось участие всех членов гражданской общины в управлении государством, и эта черта во многом определяла внутреннюю политику полисов. В частности, во многих греческих городах-государствах существовали законы, ограничивавшие приобретение и продажу земли и направленные на охрану земельной собственности отдельных граждан. Однако в большинстве районов Греции развитие товарного производства и нехватка земли приводили к росту крупного землевладения, усилению социальной дифференциации и обострению конфликта между аристократией и народом (демоса). Во многих полисах архаической эпохи социально-политические конфликты нередко оканчивались установлением режима личной власти. В большинстве случаев тираны стремились заручиться поддержкой демоса, заботились об улучшении его положения, содействовали развитию ремесел и торговли, благоустройству городов .

2.2. Греческая экономика классического периода

(V-IV вв. до н.э.)

Согласно древнеисторических сведений Vв. до н. э. - время высшего подъема греческой цивилизации. В этот период окончательно оформляется классическое рабство, достигает расцвета полис. Огромную роль сыграла победа в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.), превратившая Афины в ведущее государство греческого мира. Последние десятилетия века были ознаменованы Пелопоннесской войной (431-404 до н. э.) между извечными противниками - Афинами и Спартой, ускорившей развитие товарно-денежных отношений и способствовавшей началу кризиса полиса в IV в. до н. э.

Основной отраслью Греции по-прежнему оставалось сельское хозяйство: в экономики им было занято большинство населения. Процессы, начавшиеся в сельском хозяйстве в VIII-VI вв. до н. э., получают дальнейшее развитие: увеличивается товарность производства, углубляется региональная специализация (например, греческие полисы Северного Причерноморья и Сицилии являлись поставщиками зерновых, Афины - оливкового масла, острова Хиос и Фасос - вина и т. д.). Однако полностью натуральное хозяйство не было вытеснено. По-прежнему привлекательным как для отдельных людей, так и для полисов оставался принцип автаркии - независимости от окружающего мира, политической и экономической самостоятельности, самообеспеченности. Правда, в отличие от архаической эпохи, в V в. до н. э. признается, что все необходимое полису может быть обеспечено с помощью торговли.

В связи с общим экономическим подъемом, широким использованием рабского труда, развитием, торговли в греческом ремесле в V в. до н. э. происходит расширение производства, углубляется разделение труда. Особенно активно развиваются отрасли, связанные с судостроением и мореплаванием, горное дело, производство керамики.

Еще большее значение, чем в предшествующую эпоху, приобретает внешняя морская торговля. При этом греки, не пренебрегая посредничеством, широко вывозили свою сельскохозяйственную и особенно высококачественную ремесленную продукцию.

Основными статьями экспорта в другие страны являлись оливковое масло, вино, металлические изделия, керамика. В Грецию ввозили преимущественно продукты питания (особенно зерно, соленую рыбу), рабов, различные виды сырья (железо, медь, лес, смолу, меха, кожу, лен, слоновую кость и т. д.). В торговле отдельных греческих полисов друг с другом преобладали ремесленные изделия, на производстве которых специализировалась та или иная область. Основными центрами греческой внешней торговли являлись Афины, Милет, Коринф .

Внутренняя торговля в греческих полисах была развита гораздо слабее. На городской рынок в основном приезжали крестьяне из окрестных деревень и продавали сельскохозяйственную продукцию в обмен на ремесленную.

В большинстве греческих полисов не существовало организованного, приносившего постоянный и значительный доход государственного хозяйства, не было прямого налогообложения граждан. Отсутствие стабильного источника пополнения государственной казны отчасти компенсировалось добровольными пожертвованиями и литургиями - налогами с богатых граждан на нужды государства. В период войн со всех граждан взимался чрезвычайный военный налог - эйсфора.

Снабжение хлебом было важнейшим вопросом экономической политики большинства греческих полисов. В конце Vв. до н. э. во многих полисах из наиболее богатых граждан избирались комиссии по закупке и распределению хлеба между гражданами. Подобное регулирование в ряде случаев касалось также строительных материалов, дров, льна, масла и т. д.

Для поддержания порядка на внутренних рынках во многих полисах назначались особые должностные лица, которые взимали пошлины, следили за качеством продуктов, правильностью мер и весов.

В настоящее время IVв. до н. э. рассматривается как период кризиса классического греческого полиса. Проявлениями кризиса традиционной полисной структуры в первую очередь были изменения в земельных отношениях. С конца Vв. до н. э. очень широко распространяются сделки купли-продажи земли, которая в IVв. до н. э, рассматривается уже не как основа жизни гражданина, а как один из источников дохода. Кроме того, в IV в. до н. э. все чаще нарушается исключительное право граждан на владение землей - отличившимся какими-либо заслугами метекам предоставляются привилегии, в том числе возможность приобретения земли и дома. Помимо этого с конца Vв. до н. э. распространяется аренда частных владений, а поскольку обработка чужой земли считалась позорной для гражданина, арендаторами становятся в основном метеки и вольноотпущенники. Таким образом, негражданское население проникает в сферу земледелия, ранее практически закрытую для него.

Наряду с этим многие граждане начинают заниматься более прибыльными, чем земледелие, видами деятельности, ранее считавшимися недостойными гражданина: морской торговлей, процентными ссудами, разработкой рудников и т. д.

Все это, а также бурное развитие ремесла и торговли, которыми в основном занимались метеки, объективно приводит к усилению роли свободного негражданского населения в экономике, социально-политической жизни полиса, к постепенному разрушению традиционной полисной структуры; главным мерилом ценности становятся деньги, именно они определяют положение человека в обществе.

Кризис греческого полиса в IVв, до н. э. не был связан с экономическим упадком. Кризисные явления тесно связаны с развитием товарно-денежных отношений, стремлением к обогащению, развитием межполисных экономических связей. Именно эти процессы способствовали ослаблению тесной связи между гражданином и его полисом, создавали предпосылки для развития противоречий между частными и государственными интересами, для столкновения различных социальных групп внутри гражданского коллектива .

2.3. Древняя Греция эпохи эллинизма (IV-I вв. до н.э.)

Утрата тесного полисного единства стала одной из важных причин потери Грецией независимости и подчинения ее в 338 г. до н. э. Филиппу Македонскому, сын и наследник которого, Александр, создал в 30-20-е годы IVв. до н. э. крупнейшую мировую державу древности. С этого времени полисы перестали быть ведущей силой в греческом мире, на смену им пришли эллинистические монархии.

Как известно, государство Александра Македонского после его смерти распалась на ряд государств: Греко-македонское царство; Египет, в котором правила династия Птолемеев; государство Селевкидов, центральным ядром которого являлись Сирия и Месопотамия; Пергамское и Понтийское царства в Малой Азии и т. д. В этих, эллинистических, государствах происходит синтез греческих (эллинских) и восточных элементов; это касается и экономической, и социально-политической, и культурной сфер.

Также важную роль в экономическом развитии сыграл обмен опытом между древними греками и восточными народами, способствовавший совершенствованию агротехнических приемов, возделыванию новых сельскохозяйственных культур, а также развитию техники и дальнейшей специализации в ремесле.

В этот период значительное развитие получили наука и техника: знаменитый ученый Архимед открыл гидравлический закон, закон рычага, изобрел болт, винтовую водочерпательную машину и многое другое.

В эпоху эллинизма центр экономической жизни переместился из материковой Греции и Эгейского моря на юг и восток, где на побережьях морей и на караванных путях основывается множество новых городов. Крупными торговыми и ремесленными центрами были Александрия, Пергам на северо-западе Малой Азии, Аитиохия на реке Оронт в Сирии, Селевкия на реке Тигр в Месопотамии и др. В III- II вв. до н. э. эллинистические полисы переживали эпоху расцвета .

Города являлись административными единицами, в большинстве случаев в них сохранялись органы самоуправления, к ним приписывались земли, находящиеся в собственности города и частных лиц. Остальной земельный фонд считался государственным: существовали собственно царские земли, а также земли, пожалованные приближенным царя, храмам, переданные в держание воинам.

В эллинистических государствах постепенно распространялось классическое рабство, однако наряду с ним существовало характерное для восточной экономики долговое рабство. В сельском хозяйстве количество рабов увеличилось, но в основном земля обрабатывалась членами сельских общин, находящимися в той или иной степени зависимости от государства. В ремесле наряду с частными существовали мастерские, работники которых также зависели от государства.

3. Организация производства Древней Греции

В VIII-VIвв. до н. э. происходит и важное изменение в организации производства - начинает формироваться рабство классического типа, к Vв. до н. э. принявшее повсеместный характер. Этот процесс был связан с развитием товарного производства. Войны, пиратство, торговля рабами (основные источники рабства) обеспечили резкое увеличение количества рабов. В V в. до н. э. рабы используются во всех сферах производства, становятся основной рабочей силой и окончательно лишаются всех прав. Особенно активно труд рабов применялся в ремесленных мастерских - эргастериях. Среди ремесленных мастерских преобладали мелкие (от двух до десяти рабов), однако существовали и довольно крупные эргастерии, в которых использовался труд примерно 50-100 рабов. Особенно масштабным было применение рабского труда в горном деле .

В сельском хозяйстве Греции рабский труд играл сравнительно небольшую роль, что связано с двумя основными факторами: при выращивании и разведении трудоемких культур (винограда, олив, овощей) было невыгодно широко использовать низко производительный труд рабов, а преобладание средних и мелких крестьянских хозяйств исключало широкомасштабное применение рабского труда. Греческие крестьяне, как правило, всей семьей обрабатывали землю, используя в качестве вспомогательного, труд 1-7 рабов; применялся также наемный труд, особенно во время сезонных работ.

Очень активно рабы использовались как домашняя прислуга, секретари и пр. Рабов могли сдавать в аренду, некоторых отпускали на оброк. В таких случаях раб мог завести свою мастерскую, наняться на какую-либо работу; хозяин в его жизнь не вмешивался. Наряду с частными существовали и государственные рабы, например, в Афинах они несли полицейскую службу, замещали мелкие должности в городской администрации: секретари, писцы, судебные приставы и пр.

4. Денежные отношения в Древней Греции

На рубеже II-I тыс. до н. э. в связи с преобладанием натурального хозяйства и слабым развитием торговли денег как таковых не было, их роль выполнял в основном крупный рогатый скот. В эпоху Великой колонизации в качестве денег все чаще используются металлические слитки, бруски и, наконец, примерно на рубеже VII-VIвв. до н. э. начинается чеканка монеты. К VI в. до н. э. в Греции, существовали две основные монетные системы - эгинская и эвбейская. Основой каждой системы являлся талант - весовая единица, которая на Эвбее составляла 26,2 кг, а на Эгине - 37 кг. Из одного таланта чеканилось 6 тыс. драхм - серебряных монет. Эгинский стандарт был распространен на большей части территории Греции и островов Эгейского моря, эвбейский - на острове Эвбея, во многих западных греческих колониях, а также в двух крупнейших полисах - Коринфе и Афинах .

В архаический период народу с денежным обращением развивалось ростовщичество, а несостоятельных должников, как правило, обращали в рабов и даже могли продать за границу.

В Vв. до н. э. чеканка монеты охватывает весь греческий мир, в это время начинается чеканка бронзовой мелкой разменной монеты. Правом чеканить собственную монету пользовались все независимые греческие полисы, поэтому неудивительно, что развитие торговли в V в. до н. э. вызвало к жизни особую профессию менял. Постепенно меняльные лавки начинают выполнять некоторые функции, свойственные банкам: хранение денег, перевод различных сумм со счета одного клиента на счет другого, выдача денежных ссуд. Обычный ссудный процент под залог земли, городского дома составлял порядка 15%, процент по морским кредитам (под более ненадежный залог кораблей и товаров) мог превышать 30%.Менялы выполняли также некоторые функции нотариальных контор - у них заключались сделки, составлялись купчие, хранились документы.

Заключение

Гомеровский период Древней Греции характеризуется господством натурального хозяйство, при этом скот считался мерилом богатства, денег общество не знало. В дальнейшем на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Рабство еще не получает широкого распространения.

Таким образом, к концу этого периода, Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединения крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была сильно выделена.

В архаический период Греция обогнала все соседние страны в своём развитии. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати. Ремесло сосредоточилось в городах. Основные отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение. Ведущей отраслью стала торговля. Появились деньги. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство.

В VIII-VI вв. до н. э. осуществлялась Великая греческая колонизация, причины которой следующие: недостаток земли, вследствие увеличения населения и концентрации её в руках знати, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для своей продукции, потребность в металле, стремление греков поставить под контроль все морские торговые пути, политическая борьба.

В VIII-VIвв. до н. э. шло формирование полисов античной формы собственности. Полис обладал правом верховной собственности на землю. Основным экономическим принципом полиса была идея самообеспеченности.

В классический период основной чертой экономического развития стало господство полисов и распространения в торгово-ремесленных полисах рабства классического типа. Классическое рабство было направлено на создание прибавочной стоимости.

В этот период рабский труд проник во все сферы жизни и производства. 30-35% от общего населения составляли рабы.

Новыми явлениями в V в. до н. э. стали повышение товарности сельского хозяйства, и региональная специализация.

В период IV-I вв. до н.э. происходит дробление Греции на несколько эллинистических государств, где происходит синтез греческих (эллинских) и восточных элементов. Обмен опытом между греками и восточными народами сыграл важную роль в экономическом развитии. Увеличился рост товарности и торгового оборота.

Центр экономической жизни перемещается из материковой Греции и Эгейского моря на юг и восток, где на побережьях морей и на караванных путях основывается множество новых городов.

Также этот период характеризовался значительным развитием науки и техники, распространением классического и характерного для восточной экономики долгового рабства.

Таким образом, в Греции сложился новый тип экономики, весьма отличный от экономической структуры ведущих древневосточных стран: интенсивный, товарный, при сохранении натуральной основы. Он потребовал значительных вложений, высокого уровня организации хозяйства, применения рабского труда, создал очень благоприятные условия для самого существования греческого общества, а также развития греческой культуры.

Изучение экономики Древней Греции в данной работе позволяет увидеть, какую роль играет экономическая наука в развитии такой мощной цивилизации, и, несомненно, изучение достоинств и недостатков поможет лучше разобраться в экономике сегодняшнего дня.

Список литературы

1. История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Юнити, 2000. - 386с.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. - М.: Акад. проект, 2000. - 403с.

3. Золоева Л. А., Порьяз А. Г. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим. - М.: Олма-пресс, 2001. - 324с.

4. Бор М.З. История мировой экономики. - М.: Дело и сервис, 1998. - 427с.

5. Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней. - М.: Россмэн, 2001. - 298с.

6. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. - М.: Высшая школа, 2005. - 356с.

7. История экономических учений: Учебно-практическое пособие / Под ред. И.П. Гуровой, С.Л. Сазановой. - Ульяновск: Мозаика, 2001. - 100с.

8. Курс экономической теории:Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: «АСА», 2002. - 468с.

9. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2007. - 454с.

10. Фишер С. Экономика. - М.: Дело, 1998. - 278с.

Законодателями и реформаторами Древней Греции являлись Солон, Писистрат, Перикл. Солон (ок. 559 до н.э.) провел реформы, способствовавшие ускорению ликвидации пережитков родового строя: отмена поземельной задолженности, запрещение долгового рабства, введение земельного максимума и др. Все граждане были разделены на четыре разряда в соответствии с имущественным цензом. Античные предания причисляли Солона к семи греческим мудрецам. Реформы афинского правителя Писистрата (ок. 560 до н.э.) служили интересам земледельцев и торгово-ремесленных слоев (раздача сельской бедноте конфискованных земель, чеканка государственной монеты и др.). Перикл (ок. 490 до н.э.) - афинский стратег. Его законодательные меры (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) способствовали расцвету афинской рабовладельческой демократии.

В сочинениях древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества.

Для характеристики их экономических воззрений наибольший интерес представляет сочинение Ксенофонта (430-354 до н.э.) «Экономия», получившее широкое распространение не только в Древней Греции, но и в Древнем Риме, а позднее - и в феодальной Западной Европе.

Экономия, но определению Ксенофонта, - эго наука обогащения своего хозяйства, которая должна учить рабовладельца умело обогатить свое хозяйство, что позволит увеличить производство полезных вещей. Торговля как профессия считалась достойной для грека. Ксенофонт одобрял лишь хлебную торговлю земельной аристократии и мелкую торговлю, обслуживающую сельское хозяйство. Он относился отрицательно к крупной купеческой торговле и ростовщичеству, вместе с тем дал высокую оценку деньгам как концентрированному богатству и средству обогащения.

Понятие о ценности у Ксенофонта связанно с потребительной стоимостью, он считал, что ценность есть лишь то, от чего можно получить пользу. Ксенофонт обосновал разделение труда, вплотную подошел к пониманию степени зависимости разделения груда от размера рынка. В деревне, указывал он, разделение труда менее развито, в городе - больше, так как здесь более распространены торговля и производство товаров.

Ярким представителем древнегреческой философии является идеолог афинской аристократии Платон (427-347 до н.э.). «Диалоги», «Государство», «Законы» - известные произведения Платона. В них он так же, как и Ксенофонт, придерживался натурально-хозяйственной концепции. Платон видел в разделении груда основу расслоения общества на сословия. Государство у Платона состоит из трех сословий: правители (философы); воины, ремесленники, земледельцы, мелкие торговцы, принадлежащие к свободным; несвободные, т.е. рабы (говорящее орудие труда, не принадлежащее ни к какому сословию). Считая частную собственность источником противоречий и разногласий в государстве, он предложил лишить философов и воинов собственности и семьи, чтобы они заботились только о государстве. Платон отражал интересы рабовладельческой аристократии, стремившейся к созданию прочного государства, в котором ее господство было бы соединено с дальнейшим развитием хозяйства на основе общественного разделения труда. Подобные идеи имели прообраз в устройстве египетского государства, где разделение труда в рамках кастового строя достигло в свое время высокого уровня.

Одним из первых в истории античной экономической мысли Платон поставил вопрос об основе и уровне цен. Он понимал, что деньги играют не только роль средств обращения и накопления богатства, но и выполняют функцию меры стоимости. По Платону, цены должны регулироваться государственной властью, причем за основу должна браться такая цена, которая обеспечивала бы получение умеренной прибыли.

Значительным шагом и развитии экономической мысли Древней Греции явилось учение выдающегося мыслителя древности Аристотеля (384-322 до н.э.). В работах «Никомахова этика», «Политика», «Большая этика», «Метафизика», «О душе» и других произведениях Аристотель подверг всесторонней критике философский идеализм Платона, однако не перешел на позиции материализма. Для него характерны постоянные колебания между материализмом и идеализмом.

Аристотель считал, что экономия занимается домашним хозяйством, имением рабовладельца, а политика - государственным устройством, тогда как у Платона политика включает и экономию. Аристотель выдвинул проект идеального государства, которое сгладило бы противоречия между классами и имело бы своей социальной основой среднее сословие. Население такого государства должно состоять из землевладельцев, скотоводов, ремесленников, торговцев, наемных рабочих и рабов. Земледелие признавалось важной и прочной сферой деятельности. Презирая физический груд, Аристотель пренебрежительно относился к ремеслу. Свободные горожане должны выполнять лишь функции управления, надзора и контроля, а тяжелый труд в сельском хозяйстве оставался уделом рабов. Рабство представлялось ему естественным и закономерным, а раба он считал говорящим орудием.

Заслуга Аристотеля-экономиста состоит в том, что он первым установил некоторые категории политической экономии и в известной мере показывал их взаимосвязь. Если сравнить фрагменты «экономической системы» Адама Смита с начальными разделами первого тома «Капитала» К. Маркса, то можно обнаружить поразительную преемственность мысли. Аристотель устанавливает две стороны товара - потребительную и меновую стоимость - и анализирует процесс обмена. Он ставит тот самый вопрос, который будет волновать политическую экономию, а именно: чем определяется соотношение обмена, или меновые стоимости (или, наконец, цена - их денежное выражение). Ответа на этот вопрос Аристотель не находит, но в общем правильно высказывает разумные соображения о происхождении и функциях денег; по-своему выражает мысль об их превращении в капитал (в деньги, порождающие новые деньги).

Аристотель не создал полной теории стоимости. Он видел в обмене уравнение товарных стоимостей и упорно искал какую-то общую основу уравнения. Уже это было проявлением исключительной глубины мысли и послужило исходным пунктом для дальнейшего анализа спустя многие века после Аристотеля.

Аристотель делает самую первую в истории экономической науки попытку анализа капитала, противопоставляя экономику и хрематистику. Он считал, что экономика - это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов, потребительных стоимостей. Она включает и обмен, однако, опять-таки, лишь в рамках, необходимых для удовлетворения личных потребностей. Пределы этой деятельности тоже естественны: эго разумное личное потребление человека. Хрематистика же - это «искусство наживать состояние», т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства, особенно в форме денег. Иначе говоря, хрематистика - это «искусство» вложения и накопления капитала. Аристотель считал все это противоестественным, но он был достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность чистой «экономики»: к сожалению, из экономики непрерывно вырастает хрематистика. Относя использование денег для получения прибыли к области хрематистики, Аристотель осуждал такого рода деятельность. Доказывая, что сами но себе деньги не могут приносить деньги, занятие ростовщичеством он считал противоестественным. Этот взгляд утвердился через несколько веков и в европейской средневековой религиозной идеологии.

Древний Рим характеризуется более развитыми, чем в Древней Греции, рабовладельческими производственными отношениями. Территориальная экспансия Рима привела к созданию огромной империи, порабощению многих племен и народов. В отличие от Древней Греции, в которой рабов в основном эксплуатировали в сфере ремесла и торговли, в Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Все это наложило отпечаток па характер экономической мысли Древнего Рима, которая прежде всего решала аграрные проблемы, в том числе проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.

В книге экономического мыслителя Древнего Рима Катона Старшего (234-149 до н.э.) «О земледелии» отражен более длительный опыт ведения рабовладельческого хозяйства, поэтому в ней гораздо детальнее разработаны вопросы, поставленные в «Экономии» Ксенофонта. Катон давал советы рабовладельцам, как можно извлечь больше дохода из сельского имения, руководствуясь правилом: «хозяину любо продавать, а не покупать». Подробно определялись обязанности управления имением.

В сочинениях другого римского мыслителя - Варрона (116- 127 до и.э.), его книгах «О сельском хозяйстве» уже сквозит тревога за судьбу рабовладельческих порядков. Варрон осуждал переселение римлян в «городские стены», где они предпочитают «работать руками в театре и цирке, а не на ниве и не в винограднике», всецело возложив заботу об имениях па управляющих. Он показывает все достоинства сельского хозяйства и рекомендует сочетать развитие земледелия вкупе с животноводством, отмечая, что «фундамент всякому состоянию - домашний скот». Подъем сельского хозяйства Варрон видит не только в усилении эксплуатации рабского груда. Перечисляя сельскохозяйственные орудия, он делит их на три вида: орудия говорящие (рабы); орудия, подающие нечеловеческие звуки (волы); орудия немые (серпы, плуги и др.).

Варрон считал возможными восстания рабов, поэтому рекомендовал покупать рабов разной национальности.

Сочинение древнеримского мыслителя Колумеллы «О сельском хозяйстве» (I в. до н.э.) свидетельствует о начавшемся упадке сельского хозяйства Древнего Рима и возникновении перехода к новому, феодальному способу производства, хотя они писались задолго до гибели Римской Империи. Колумелла стремился восстановить прежнее положение сельского хозяйства в Риме. Он рекомендовал покупать имения по соседству с городами, чтобы хозяин мог непосредственно наблюдать за ведением хозяйства. Колумелла поставил вопрос об отказе от рабского труда и передаче ведения хозяйства свободным клонам, признавая большую выгодность их труда, нежели труда рабов.

Юридическое и экономическое оправдание рабства в I-II вв. н.э. становилось все более сложным. В эго время формировалось представление о том, что рабами люди становятся не по своему происхождению, как учил Аристотель, а в силу обстоятельств. К такому выводу пришел представитель стоической школы философии Луций Анней Сенека (3 до н.э. - 65 н.э.), который понимал политическую опасность рабства и призывал римлян обращаться с рабами более мягко, почти так, как со свободными людьми.

Интересы разорившихся мелких землевладельцев защищали братья Тиберий (126-133 до н.э.) и Гай (153-121 до н.э.) Гракхи, которые пытались провести аграрную реформу. Тиберий Гракх предложил принять закон, по которому римским гражданам разрешалось арендовать не более 500 югеров (125 га) государственной пахотной земли, причем одна семья не могла занимать более 1000 югеров. Все излишки подлежали возвращению государству и распределению среди нуждающихся но 30 югеров на условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога.

Данный проект был частично осуществлен. Несколько десятков тысяч крестьян получили землю. Дополнительно был принят закон о продаже городским беднякам хлеба из государственных хранилищ но низким ценам. Результаты аграрной реформы оказались достаточно прочными, и даже после смерти Тиберия и Гая консерваторы не смогли отменить законы о наделении нуждающихся землей.

Экономические требования рабов получили наибольшее выражение в период их восстания под предводительством Спартака (74- 71 до н.э.). Основными требованиями восставших были уничтожение рабовладельцев и их латифундий, освобождение от рабства, предоставление земли крестьянам. Восстание было жестоко подавлено, однако оно способствовало подрыву былого могущества Рима.

Нерешенные экономические проблемы Древнего Рима стали причиной ожесточенной политической борьбы. После подавления восстания Спартака возник заговор Катилины (63-62 до н.э.), носивший антиростовщический характер, связанный с отменой долгов и экспроприацией богачей, который также потерпел поражение.

В борьбе с заговором Катилины важную роль сыграл идеолог господствующего класса Марк Туллий Цицерон (106-44 до н.э.). Земледелие ои считал благородным занятием, был сторонником частной собственности, крупного землевладения, усиления эксплуатации колоний, одобрял крупную торговлю, выступал за справедливое отношение к ростовщикам.

Протест против господствующего класса рабовладельцев отразило христианство - новая религия, складывавшаяся в Риме в I в. н.э. Первые христиане принадлежали к низшим слоям народа. Ранее христианство выступало как религия рабов, бедняков, покоренных и рассеянных Римом народов. Наиболее яркое представление об экономических взглядах идеологов раннего христианства дают труды Августина Блаженного (353-430). Августин считал земледелие почетным занятием; осуждал торговлю; физический труд признавал таким же почетным, как и умственный; не настаивал на освобождении рабов, главной задачей церкви определял содействие их нравственному совершенствованию.

Экономическая мысль античного мира дала ряд идей, на которые стала опираться последующая экономическая теория. В этой связи экономические воззрения мыслителей Древнего мира следует признать отправными в развитии экономической науки.

© advancerealty.ru, 2024
Кредит. Ипотека. Микрозаймы. Долги. Банкротство