Государственная пошлина представляет собой. При обращении за совершением иных юридически значимых действий

09.02.2024

Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с российским законодательством и законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (ст. 333.16 ПК РФ). Выдача документов (их копий, дубликатов) для целей обложения государственной пошлиной приравнивается к выполнению юридически значимых действий. В настоящее время государственная пошлина представляет собой один из двух сборов, действующих в России.

Вопросы истории

В современной налоговой системе России государственная пошлина, пожалуй, наиболее «древний» элемент. До налоговой реформы 1930-х гг. существовали различные пошлины (судебная, за выдачу загранпаспортов и др.). В ходе реформы все они были объединены в единую государственную пошлину, которая в 1942 г. была замена просто государственной пошлиной.

Современная государственная пошлина регулируется гл. 25.3 НК РФ, введенной в действие с 2005 г. До этого порядок исчисления и уплаты государственной пошлины определялся Законом Российской Федерации от 09.12.1991 «О государственной пошлине» с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии со ст. 13 НК РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам. Роль поступлений налоговой пошлины в доходах консолидированного бюджета незначительна. По итогам 2014 г. на поступления из этого источника приходилось не более 0,60% доходов (см. табл. 4.5 в гл. 4).

Поступления государственной пошлины распределяется между уровнями бюджетной системы в зависимости от того, за что именно (за какие действия или документы) взимается конкретный платеж.

Госпошлина по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации; за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств; за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность; за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации; за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения; за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования и т.д., зачисляется в доход бюджета субъекта РФ.

В доход местных бюджетов подлежит зачислению государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с российским законодательством на совершение нотариальных действий; госпошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации); за государственную регистрацию транспортных средств и за некоторые другие действия.

Во всех остальных случаях государственная пошлина подлежит зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации.

Плательщиками государственной пошлины (ст. 333.17 НК РФ) являются организации и физические лица, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, Верховном Суде РФ, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если мри этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Налоговый кодекс выделяет следующие основные группы юридически значимых действий, при которых возникает необходимость уплатить государственную пошлину:

  • при обращение с исковым заявлением в Конституционный Суд, Верховный Суд РФ, в суды общей юрисдикции или к мировым судьям;
  • в случае совершения нотариальных действий в интересах плательщика;
  • в случае государственной регистрации актов гражданского состояния и других юридически значимых действий;
  • при совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в Россию или выездом из нее;
  • при совершении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • при совершении действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
  • при совершении действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • при государственной регистрации, а также при совершении прочих юридически значимых действий в интересах налогоплательщика.

В табл. 11.4 приведены примеры установления ставок государственной пошлины по некоторым видам в зависимости от группы юридически значимых действий.

Ставки государственной пошлины

Таблица 11.4

Вид действия или обращения

Статьи НК РФ

Примеры установления ставок

По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, арбитражными судами

  • 333.19
  • 333.20
  • 333.21
  • 1) При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:
    • для физических лиц - 300 руб.;
    • для организаций - 6000 руб.;
  • 2) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) - 6000 руб.

По делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ

  • 1) При направлении жалобы организацией - 6750 руб.;
  • 2) при направлении жалобы физическим лицом - 450 руб.

За совершение нотариальных действий

  • 1) За удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 руб.;
  • 2) за удостоверение прочих доверенностей, требующих нотариальной формы - 200 руб.;
  • 3) за удостоверение соглашения об уплате алиментов - 250 руб.;
  • 4) за удостоверение брачного договора -
  • 500 руб.

За государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия

  • 333.26
  • 333.27
  • 1) За государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства - 350 руб.;
  • 2) за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств:
    • при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, - 650 руб.

с каждого из супругов;

  • при расторжении брака в судебном порядке - 650 руб. с каждого из супругов;
  • при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет - 350 руб.

Вид действия или обращения

Статьи НК РФ

Примеры установления ставок

За совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ

  • 1) За выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - 2000 руб.;
  • 2) за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения) - 3500 руб.

Совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы

За государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы соответственно в Реестре программ для ЭВМ, Реестре баз данных и Реестре топологий интегральных микросхем:

  • для организации - 4500 руб.;
  • для физического лица - 3000 руб.

За совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора

  • 1) За опробование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов:
    • по золотым изделиям - до 200 руб. за одну единицу;
    • по серебряным изделиям - до 500 руб. за одну единицу;
    • по платиновым изделиям - до 200 руб. за одну единицу;
    • по пачладиевым изделиям - до 200 руб. за одну единицу

Совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов

  • 1) За подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения - 145 000 руб.;
  • 2) за подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата для ветеринарного применения - 70 000 руб.

За совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий

За государственную регистрацию медицинских изделий - 7000 руб.

Вид действия или обращения

Статьи НК РФ

Примеры установления ставок

За государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

1) За государственную регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона:

периодического печатного издания - 3500 руб.; информационного агентства -4000 руб.;

  • 2) за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме - 200 руб.;
  • 3) за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг: эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, - 0,2% номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 200 000 руб.

В зависимости от характера установления ставок можно выделить простую государственную пошлину, пропорциональную и смешанную.

Простая государственная пошлина исчисляется по ставкам в виде фиксированной суммы. Так, например, за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, государственная пошлина составляет 2000 руб.; за подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения - 145 000 руб., а за государственную регистрацию расторжения брака (включая выдачу свидетельств) при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, госпошлина составляет 650 руб. с каждого из супругов (см. табл. 11.4).

В качестве примера пропорциональной пошлины можно привести госпошлину по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями. Так, например, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, установлена регрессивная шкала ставок государственной пошлины (ст. 333.19 НК РФ) (табл.11.5).

Под ценой иска обычно понимается стоимость имущества или размер суммы денежных средств, которые стремится взыскать истец. Если речь идет о взыскании алиментов, то под ценой иска понимается совокупность платежей за один год.

В качестве примера установления смешанной госпошлины можно привести пошлину за выдачу свидетельства о нраве на наследство но закону и по завещанию. Так, если свидетельство о праве па наследство выдается детям (в том числе усыновленным), супругу, родителям, братьям и сестрам наследодателя, то ставка пошлины составит 0,3% от стоимости наследуемого имущества, но не более 100 тыс. руб., а другим наследникам 0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1 млн руб.

Регрессивная шкала ставок государственной пошлины согласно

ст. 333.19 НК РФ

Налоговый кодекс при уплате государственной пошлины сохраняет значительный перечень организаций и физических лиц, которые имеют право на льготы при ее уплате.

Налоговые льготы, как правило, устанавливаются в виде полного или частичного освобождения от уплаты государственной пошлины отдельных категорий лиц. При этом перечень льготных категорий может существенно зависеть от каждого из видов юридически значимых действий или выдачи документов, обуславливающих необходимость уплаты государственной пошлины.

Приведем перечень (не полный) некоторых категорий лиц, освобождаемых от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции:

  • ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
  • пенсионеры, получающие пенсию по искам имущественного характера к ПФР;
  • истцы:
    • - по искам о взыскании заработной платы;
    • - по искам о взыскании алиментов;
    • - но искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;
    • - инвалиды первой и второй группы;
    • - но искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждениям здоровья, а также смертью кормильца;
  • общественные организации инвалидов, по всем искам;
  • прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и другие категории лиц.

От уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются:

  • инвалиды I и II группы - на 50% по всем видам нотариальных действий;
  • физические лица - за удостоверение завещаний имущества в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;
  • общественные организации инвалидов - по всем видам нотариальных действий;
  • физические лица - за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании:
    • - жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти;
    • - имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей;
    • - вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц;
  • лица, получившие ранения при защите СССР, Российской Федерации и исполнении служебных обязанностей в Вооруженных силах СССР и Вооруженных силах Российской Федерации, - за свидетельствование верности копий документов, необходимых для предоставления льгот;
  • физические лица - за удостоверение доверенности на получение пенсий и пособий;
  • некоторые другие категории юридических и физических лиц по отдельным видам нотариальных действий.

Есть и другие льготы, предоставляемые отдельным категориям лиц и организаций при уплате различных видов государственной пошлины.

Рассмотрим пример.

Пример 11.7

Предположим, что двое внуков (А и Б) получили в наследство от бабушки квартиру в общую совместную собственность без выделения долей. Стоимость квартиры в соответствии с проведенной оценкой составила 1530 тыс. руб. Внук Б проживал с бабушкой в одной квартире и продолжает жить там же. Государственная пошлина при выдаче свидетельства о праве на наследство установлена в размере 0,3% стоимости наследуемого имущества, если наследство получают дети, супруги, родители, братья и сестры наследодателя, и 0,6%, если наследство получает другой наследник. Какова сумма государственной пошлины, которую следует взыскать при нотариальном оформлении документов?

В данном случае внуки относятся к категории «другие наследники», поэтому в отношении них должна быть применена ставка 0,6%, но внук Б проживал совместно с бабушкой, поэтому он освобождается от уплаты государственной пошлины. Раз квартира переходит в общую совместную собственность, то принимается, что доли сособственников равны.

Таким образом, государственную пошлину за оформление документов должен будет заплатить только внук А. Сумма пошлины составит: (1530 тыс. руб/2) 0,006 = 4,59 тыс. руб.

Эта сумма меньше, чем предельная величина государственной пошлины, установленная в данном случае (1 млн руб.), поэтому именно она и подлежит уплате в бюджет.

Государственная пошлина уплачивается в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм со счета плательщика через банки. Государственная пошлина за нотариальные действия, за регистрацию актов гражданского состояния, совершаемые должностными лицами органов местного самоуправления, уплачивается наличными деньгами по квитанции установленной формы.

Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).

А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.

Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное™.

Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы , и .

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.

Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).

Характеристика государственных пошлин. Таблица 20
Вид пошлины Объект обложения
Судебная

Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды (13 видов, ст. 33321)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)

Нотариальная Нотариальные действия (26 видов, ст. 33324)
Регистрационная

Государственная регистрация актов гражданского состояния (7 видов, ст. 33326)

Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330)

Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)

Административная

Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328)

Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)

С 29 декабря 2010 г. пошлина не взимается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных органом или должностным лицом, выдавшим документ, при совершении им юридически значимого действия.

Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

Налоговый период , определяемый ст. 55 , применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

  1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
  2. не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.

Пропорциональная пошлина по документам имущественного характера может быть дифференцирована в зависимости от степени родства. В прогрессивной государственной пошлине ставка растет по мере увеличения базы обложения (суммы в исковых заявлениях имущественного характера, образуя сложную прогрессию).

Размеры пропорциональной (прогрессивной) государственной пошлины могут быть дополнительно ограничены минимальным и максимальным пределами. Иногда размер госпошлины дополнительно учитывает единицу объема (постраничное удостоверение документов). Так как объектом госпошлины являются 230 видов юридически значимых действий, приведем лишь некоторые примеры ставок государственной пошлины.

Налоговые льготы при уплате государственной пошлины

По уплате в бюджет государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, которые изложены в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

Льготы могут быть : условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственной пошлины освобождены следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Льготы установлены также в зависимости от форм совершаемых действий. В частности, от уплаты пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы.

Полное изложение всех льгот в силу их многочисленности не представляется возможным в рамках учебного пособия, поэтому при необходимости следует обращаться к упомянутым выше статьям 333.35 — 333.39 Налогового кодекса.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Безналичная форма уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Наличная форма уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Статьей 333.40 Налогового кодекса предусмотрены основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины. В частности, уплаченная пошлина должна быть возвращена плательщику частично или полностью в случае:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
  • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Налоговым кодексом предусмотрены также отдельные случаи, когда уплаченная государственная пошлина не возвращается плательщику. В частности, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

Не подлежит возврату и государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. В случае же прекращения государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины производится по заявлению плательщика, которое подается в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, к заявлению прилагаются подлинные платежные документы, если же она подлежит возврату частично, — копии платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса.

Согласно Налоговому кодексу, плательщику государственной пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Кодекса. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении пла- телыциков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина. При этом все эти органы и организации обязаны в порядке, установленном Министерством финансов РФ, представлять в налоговые органы информацию о совершенных ими юридически значимых действиях.

Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их копий, дубликатов) также приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий к уполномоченным субъектам;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Порядок и сроки уплаты. НК РФ предусматривает уплату государственной пошлины в следующих случаях:

1) при обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);

2) при обращении физических лиц - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) - до выдачи документов (их копий, дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;

6) при обращении за совершением иных юридически значимых действий - до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

По общему правилу государственная пошлина уплачивается самим плательщиком. Если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Размеры государственной пошлины и особенность уплаты дифференцированы законодателем в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств и установлены в ст. ст. 333.19-333.34 НК РФ.

Льготы. НК РФ предусматривает многочисленный перечень льгот по уплате государственной пошлины в ст. ст. 333.35-333.39.

Возврат или зачет излишне уплаченных сумм государственной пошлины производится с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 ч. 2 НК РФ.

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое оплачена государственная пошлина. К заявлению прилагается решение, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачена государственная пошлина.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Государственная пошлина является основной формой сборов, установленных законодательством о налогах и сборах РФ.

Понятие сбора дано в ст. 8 НК РФ. Согласно данной статье под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Как видно из определения, сбор существенно отличается от налога. При взимании сборов отсутствует существенный признак налога - безвозмездность. Сбор представляет собой плату за определенные государственные услуги плательщику. Так, заплатив пошлину за выдачу паспорта, гражданин получает собственный паспорт, а при уплате пошлины за государственную регистрацию юридического лица зарегистрирована будет именно фирма-плательщик. Поэтому в методике исчисления и уплаты сборов отсутствуют такие обязательные при налогообложении элементы, как объект налога, налоговая база, налоговый период. По большинству пошлин не установлены определенные сроки их уплаты.

Поскольку уплата сбора является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий, а значит, платеж носит предварительный характер, то за уплатой сборов не нужен налоговый контроль. Если плательщик не заплатит, то он не получит соответствующую услугу. Поэтому плательщик сборов не подает налоговые декларации по уплаченным сборам.

Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. Порядок исчисления и взимания государственной пошлины установлен гл. 25.3 НК РФ.

Плательщиками государственной пошлины (ст. 333.16 НК РФ) признаются организации и физические лица при обращении за юридически значимыми действиями, а также в том случае, когда они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями при условии, что решение суда принято не в их пользу и истец, соответственно, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Плательщики должны заплатить государственную пошлину в следующих случаях при обращении:

  • 1) в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
  • 2) за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;
  • 3) за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов);
  • 4) за проставлением апостиля - до проставления апостиля;
  • 5) за совершением иных юридически значимых действий.

Государственная пошлина не уплачивается плательщиком

в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.

При взимании государственной пошлины предусмотрены значительные льготы, как для организаций, так и для физических лиц. Порядок их предоставления установлен в ст. 333.35-333.39 НК РФ.

Уплаченная государственная пошлина может быть возвращена плательщику частично или полностью в случаях:

  • 1) уплаты государственной пошлины в большем размере;
  • 2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами или должностными лицами;
  • 3) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

  • 4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до момента обращения в соответствующий уполномоченный орган или к должностному лицу;
  • 5) отказа в выдаче паспорта гражданина РФ для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации и на ее территории, проездного документа беженца.

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган или должностному лицу, в который он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

При уплате государственной пошлины по ходатайству заинтересованного лица может быть предоставлена отсрочка или рассрочка. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она предоставлена.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

Контрольные вопросы

  • 1. В чем заключается отличие сбора от налога?
  • 2. В каких случаях организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины?
  • 3. При совершении каких юридически значимых действий взимается государственная пошлина?
  • 4. Все ли обязательные элементы налогообложения устанавливаются в государственной пошлине?
  • 5. Должны ли плательщики государственной пошлины - физические лица подавать налоговую декларацию?
  • 6. Можно ли получить льготы по государственной пошлине?
  • 7. В каких случаях плательщик может претендовать на возврат государственной пошлины?
  • 8. Предусмотрена ли при уплате государственной пошлины возможность ее зачета?
  • 9. Предусмотрена ли при уплате государственной пошлины возможность ее отсрочки?
  • 10. Начисляются ли проценты при рассрочке государственной пошлины?
© advancerealty.ru, 2024
Кредит. Ипотека. Микрозаймы. Долги. Банкротство