Образец пояснения по ндс несоответствие. Что делать, если налоговая требует представить пояснения к декларации по ндс

08.04.2024

Если вы получили письмо из налоговой с требованием представления пояснений, это означает, что налоговикам что-то не понравилось в сданной вами отчетности. Дело в том, что ИФНС проводит камеральную проверку всех полученных деклараций и бухгалтерской отчетности в автоматическом режиме. И при выявлении ошибок в отчетности (противоречий между сведениями в представленных документах, расхождений между сданными сведениями и сведениями, которые есть у налогового органа) ИФНС потребует подать соответствующие пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, налоговики вправе запросить пояснения при камеральной проверке декларации, в которой заявлены убытки. И, как правило, по каждой такой декларации действительно запрашиваются пояснения.

Если же вы сдали уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с суммой, заявленной в первоначальной декларации, то налоговики вправе запросить пояснения, обосновывающие изменение показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Пояснения в ходе камеральной проверки

Для подачи пояснений у вас есть 5 рабочих дней со дня получения требования из налоговой инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ). Если пояснения не представить, то вам грозит штраф в размере 5000 руб. (п.1 ст.129.1 НК РФ).

Если же вы решите, что в сданной вами отчетности есть ошибки, вместо пояснений вы можете сдать в налоговую уточненную декларацию (расчет). И в этом случае штрафа за неподачу пояснений, безусловно, не будет.

Подать пояснения в налоговую вы можете:

  • или сдав лично через канцелярию;
  • или отправив по почте письмом с описью вложения;
  • или направив по ТКС.

Что же касается пояснений по НДС, то если вы обязаны представлять декларацию по этому налогу в электронном виде, пояснения вы тоже должны подать исключительно электронные - пояснения на бумаге налоговиками не будут браться в расчет (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Как правильно написать пояснение в налоговую

Пояснения в ИФНС составляются в произвольной форме, за исключением пояснений при камеральной проверке декларации по НДС (об этом вы прочтете ниже).

Если, по вашему мнению, в сданной отчетности ошибок, неточностей и противоречий нет, то так и укажите в пояснениях:

«В ответ на требование от ХХ.ХХ.ХХХХ № ХХ сообщаем, что в декларации по такому-то налогу за такой-то период ошибок не содержится. В связи с этим отсутствуют основания для внесения исправлений в декларацию за указанный период».

Если вы обнаружили, что действительно допустили ошибку в сданной декларации, но эта ошибка не влечет занижение налога (например, техническая ошибка при указании какого-либо кода), то в ответ на требование налоговой о представлении пояснений вы можете:

  • или указать в пояснениях, что допустили ошибку, что правильный вариант - такой-то, но такая ошибка не повлекла занижения налоговой базы или суммы налога к уплате;
  • или подать уточненную декларацию.

Но если в декларации есть ошибка, влекущая занижение налога, нужно как можно быстрее сдать уточненную декларацию. Сдавать в этой ситуации пояснения бессмысленно (п. 1 ст. 81 НК РФ ; Письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).

Пояснение в налоговую по убыткам

Внимание налоговиков привлекут убытки, полученные в течение 2-х и более лет. В ответ на запрос о причинах убытков вы можете направить письмо-пояснение в налоговую, обосновав в нем, почему расходы превышают доходы. Например, организация недавно зарегистрирована, клиентов еще мало, однако расходы на аренду помещения, содержание персонала и т.д. уже значительны. В пояснениях подчеркните, что все расходы экономически обоснованны и документально подтверждены. Можете подготовить таблицу с указанием основных видов расходов и их суммой за год по видам. Ниже приведена пояснительная записка в налоговую по убыткам (образец).

Пояснение в налоговую о расхождениях в декларациях

Налоговики могут сопоставить данные одной декларации (например, по НДС) с данными другой декларации (например, по налогу на прибыль) или с бухгалтерской отчетностью. И попросить объяснить причину расхождений схожих показателей (в частности, выручки).

Обосновать такие расхождения просто. Ведь правила бухгалтерского учета отличаются от правил налогового учета. Да и порядок определения налоговой базы по разным налогам имеет свои особенности.

К примеру, налоговая база по НДС может не совпасть с суммой дохода в декларации по прибыли, поскольку какие-то внереализационные доходы не облагаются НДС (штрафные санкции, дивиденды, курсовые разницы) (ст. 250 НК РФ).

Пояснение в ИФНС по НДС

У представления пояснений в ИФНС по НДС есть свои особенности. Как мы уже отмечали, пояснения по НДС должны быть представлены в электронном виде, если в обязанности плательщика входит представление именно электронной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ). Кроме того, эти пояснения должны быть представлены по утвержденному формату (утв. Приказом ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@). И если плательщик подавал пояснения в электронном виде, но не в том формате, то ему грозил штраф (п.1 ст.129.1 НК РФ). Правда, в сентябре 2017 года ФНС вынесла решение (Решение ФНС от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@), в котором говорится, что плательщика не должны штрафовать за неправильный формат пояснений.

Если же вы имеете право на представление декларации по НДС на бумаге, то пояснения удобнее дать по разработанным ФНС формам (приложения 2.1-2.9 к Письму ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). Но использование этих форм является правом, а не обязанностью.

К пояснениям при необходимости можете приложить копии отдельных счетов-фактур, выписки из книг продаж и покупок.

Налоговая нагрузка: пояснение

Если налоговики запрашивают у вас пояснения в связи тем, что у вас низкая налоговая нагрузка по сравнению со среднеотраслевым уровнем, то можно ответить им примерно так:

«В декларации по такому-то налогу за такой-то период не допущено неполного отражения сведений или ошибок, которые привели бы к занижению налоговой базы. В связи с этим у организации нет обязанности по уточнению налоговых обязательств за указанный период.

Что касается налоговой нагрузки по основному виду деятельности организации, то ее снижение в таком-то периоде вызвано следующими обстоятельствами: уменьшением доходов и увеличением расходов организации».

И дальше изложите, насколько уменьшилась сумма выручки и выросли расходы за запрашиваемый период по сравнению с прошлыми периодами. И чем это вызвано (уменьшением числа покупателем, ростом закупочных цен и т.д.).

Подробнее о пояснениях, запрашиваемых налоговиками в связи со снижением налоговой нагрузки, мы рассказывали в отдельной , где приводили также образец оформления соответствующих пояснений.

Если в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС инспекторы выявят ошибки в ней и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо ими будут выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, они направят требование о представлении пояснений. Между тем порядок направления такого требования и представления ответа на него налоговым законодательством определен недостаточно четко. Что, безусловно, порождает массу вопросов у плательщиков НДС. В данном материале мы постарались ответить на большую их часть, опираясь в том числе на рекомендации ФНС, приведенные в Письме от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

В начале немного вводной информации.

Возможность истребования пояснений в случае выявления налоговой инспекцией в ходе камеральной проверки расхождений в информации, отраженной в декларации по НДС и иных документах, обусловлена нормой п. 3 ст. 88 НК РФ. Требование о представлении пояснений подается по форме, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-2/189@ .

Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ лицам, на которых настоящим кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, направляются в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота. Иначе говоря, требование о представлении пояснений к декларации по НДС в силу п. 5 ст. 174 НК РФ будет направлено по каналам ТКС в электронной форме в порядке, утвержденном Приказом ФНС России № ММВ-7-2/149@ .

В пункте 3 ст. 88 НК РФ сказано, что эти пояснения должны быть представлены в течение пяти дней (в силу п. 6 ст. 6.1 НК РФ - рабочих). Между тем в названном пункте не уточнено, какой момент следует принять за отправную точку для отсчета. Казалось бы, отсчет в данном случае нужно вести с даты получения самого требования о представлении пояснений. Кстати, так считают и специалисты ФНС, в Письме № ЕД-4-15/19395 они буквально указали следующее: пояснения <…> представляются в налоговый орган в течение пяти дней с даты получения требования . Более того, предложенный ФНС вариант толкования нормы п. 3 ст. 88 НК РФ заложен в форму требования.

Между тем обозначенный вариант подходит лишь для требования, составленного на бумаге. Его применение относительно требования в электронной форме вызывает резонные сомнения. И вот почему. Пунктом 5.1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность при получении подобного требования передать налоговому органу в электронной форме по каналам ТКС квитанцию о приеме указанного документа. И сделать это нужно в течение шести рабочих дней со дня отправки требования налоговиками. Интрига заключается в том, что при таком раскладе пояснения к декларации нужно представить ранее чем квитанцию о получении самого требования. Что, согласитесь, лишено всякого смысла.

По мнению автора, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ пять дней в случае с требованием в электронной форме логичнее отсчитывать с даты отправки квитанции о приеме требования, поскольку именно она удостоверяет факт получения налогоплательщиком требования и готовность его исполнения .

Итак, на сегодняшний день формулировка п. 3 ст. 88 НК РФ является, к сожалению, неоднозначной. ФНС свое мнение по поводу применения данной нормы высказала. Но вот совпадет ли оно с мнением арбитров?

Ситуацию со сроками отправки пояснений мы прокомментировали, далее проанализируем другие вопросы, связанные с ними. Информацию представим в виде таблицы.

Вопрос Ответ
1 Необходимо ли отправлять квитанцию о приеме требования? Срок отправки квитанции о приеме данного требования? Да. Квитанцию о приеме требования налогоплательщик обязан передать налоговому органу в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести рабочих дней со дня отправки налоговым органом требования .

Основание:

П. 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ;

П. 1 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

2 В какой срок должны быть представлены пояснения в ответ на требование? О выявлении ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок .

Основание: п. 3 ст. 88 НК РФ

3 Можно ли продлить срок для представления пояснений? Каким документом это должно быть оформлено? Положениями ст. 88 НК РФ не предусмотрена возможность продления сроков для представления пояснений в ответ на требование налогового органа
4 Что необходимо сделать при получении требования? Детально изучить требование, обратив внимание на указанные в требовании коды ошибок*.

Затем необходимо проверить корректность заполнения реквизитов записей в счетах-фактурах, по которым установлены расхождения (даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж)). Если налог, указанный в счете-фактуре, принимался к вычету по частям несколько раз, необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету, по всем записям счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов.

Основание: п. 2 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

5 Нужно ли представлять пояснения, если после поступления требования налогоплательщик произвел сверку счетов-фактур с контрагентом и не выявил нарушений? Если после проверки корректности заполнения декларации ошибки не выявлены , об этом факте необходимо уведомить налоговый орган, направив в его адрес пояснения , подтверждающие корректное отражение счетов-фактур в налоговой декларации.

Основание: п. 5 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

6 В каких случаях представляется только пояснение в ответ на требование, а в каких случаях - уточненная налоговая декларация? При выявлении в представленной декларации по НДС ошибки , приведшей к занижению суммы налога к уплате, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями.

Если же ошибка в декларации привела к переплате или не повлияла на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, то уточненную декларацию налогоплательщик может подать, но не обязан этого делать. В таких случаях может быть представлено лишь пояснение в ответ на требование.

Основание:

П. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ;

П. 3, 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

7 Можно ли представить пояснения на бумажном носителе или пояснения представляются только в электронной форме? Пояснения могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в формализованном виде. Пояснения в формализованном виде направляются по каналам ТКС через оператора электронного документооборота.

Основание: п. 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

8 В каком виде должны быть оформлены пояснения? Предусмотрен ли для этого специальный документ? Формы пояснений, утвержденной в установленном порядке, нет. Если пояснения представляются на бумажном носителе, они могут быть составлены в произвольной (свободной) форме. Также может быть использована форма ответа, рекомендованная в приложении 2.11 к Письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

Для подготовки пояснений по рекомендованной форме в формализованном виде используется формат XML (приложение 2.10 к Письму ФНС России № АС-4-2/12705). При этом необходимо уточнить наличие такой возможности у оператора электронного документооборота (п. 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395)

9 Необходимо ли прилагать к пояснению какие-либо документы? Налогоплательщик вместе с пояснениями вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Основание: п. 4 ст. 88 НК РФ

10 Возможен ли отказ налогового органа в приеме пояснений? Подобный отказ возможен лишь в том случае, если нарушен формат представления пояснений в формализованном виде по каналам ТКС.

Оснований для отказа в приеме пояснений, составленных на бумажном носителе, налоговым законодательством не предусмотрено

11 Что делать, если получен отказ в приеме пояснений, направленных в электронной форме по каналам ТКС? Необходимо проверить правильность формирования и представления ответа на требование в соответствии с форматом, рекомендованным в приложении 2.10 к Письму ФНС России № АС-4-2/12705, и затем повторить попытку его отправки еще раз. Это один вариант. Другой - оформить пояснения на бумажном носителе и представить их в налоговый орган в порядке, предусмотренном для такого рода документов.

Основание:

П. 2.7 Письма ФНС России № АС-4-2/12705;

П. 4 Письма ФНС России № ЕД-4-15/19395

12 Будет ли налогоплательщик уведомлен о получении налоговым органом пояснений, направленных по каналам ТКС? Пояснения считаются принятыми налоговым органом, если налогоплательщику поступило уведомление о приеме, подписанное электронной подписью налогового органа. В противном случае налогоплательщик получит уведомление об отказе в приеме пояснений.

Основание: п. 12 - 14 Приказа ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@

13 Какими могут быть последствия, если представленные пояснения не устранили выявленные в ходе камеральной проверки расхождения? Если после представления налогоплательщиком пояснений расхождения не устранены, налоговый орган вправе направить требование о представлении документов либо провести иные мероприятия налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом.

Основание: ст. 88 НК РФ

14 Если представленные пояснения устранили выявленные расхождения, обязан ли налоговый орган уведомить об этом налогоплательщика? Налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налоговых органов по уведомлению налогоплательщика об устранении выявленных ранее расхождений.
15 Какая ответственность предусмотрена за отказ в представлении пояснений либо за представление пояснений с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 88 НК РФ? Налоговым кодексом не предусмотрена ответственность за отказ в представлении пояснений либо их представление с нарушением установленного срока. В случае непредставления пояснений налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены расхождения.

Основание: п. 8.1 ст. 88 НК РФ

* Перечень кодов возможных ошибок, указываемых в требовании о представлении пояснений, приведен в Письме ФНС России № ЕД-4-15/19395@.

Код ошибки 1 отражается, если:

  • запись об операции отсутствует в декларации контрагента;
  • контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;
  • контрагент представил декларацию с нулевыми показателями;
  • допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом.
Код ошибки 2 указывается, если не соответствуют данные об операции между разд. 8 «Сведения из книги покупок» (приложением 1 к разд. 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и 9 «Сведения из книги продаж» (приложением 1 к разд. 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам).

Код ошибки 3 отражается, если данные об операции между разд. 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика не соответствуют (например, отражение посреднических операций).

Код ошибки 4 означает, что возможно допущена ошибка в какой-либо графе. При этом номер графы с возможно допущенной ошибкой указан в скобках.

Приказ ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ)».

Приказ ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ «Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений Приказа ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@».

Аналогичное разъяснение приведено на официальном сайте ФНС в разделе «Часто задаваемые вопросы» (www.nalog.ru/rn52/service/kb).

В ходе камеральной проверки декларации НДС, органы ФНС вправе потребовать у налогоплательщика пояснения относительно данных, отраженных в документе. В стать расскажем о том, как правильно составить пояснение в налоговую по НДС и подать его в ФНС, а также разберем распространенные ошибки и ответим на вопросы по теме.

Когда ФНС может затребовать пояснения по НДС

Условия, при которых ФНС вправе затребовать у плательщика пояснения по НДС-декларации, закреплены в действующих законодательных актах. Также нормативные документы регламентируют порядок, сроки и форму предоставления ответа на требование.

Законодательные акты по теме

Ниже в таблице приведены нормативные документы, которые устанавливают правила направления требований и предоставления ответа на них.

№ п/п Нормативный документ Описание
1 НК (п. 3 ст. 88) Право сотрудников ФНС требовать у плательщика пояснения по НДС закреплено в положениях НК. Согласно документу, налоговики могут направить запрос на пояснения в случае, если в ходе камеральной проверки декларации выявлены расхождения и противоречия.
2 Приказ ФНС №ММВ-7-2/189 от 08.05.15 Документ утверждает форму, в рамках которой налоговики направляют запрос налогоплательщику. Согласно приказу, ФНС направляет запрос в электронной форме по телекоммуникационным сетям связи.
3 Приказ ФНС №ММВ-7-2/149 от 15.04.15 Согласно приказу, ФНС может направить запрос в ходе камеральной проверки сразу по факту обнаружения расхождений/противоречий.
4 ФЗ-130 от 01.05.17 Федеральный закон утверждает требования, касающиеся формы предоставления пояснений. С 01.01.17 ответ на требование должен быть предоставлен только в электронном виде.
5 Письмо ФНС №ЕД-4-15/5752 от 07.04.15 В письме ФНС утверждает электронный формат пояснений по следующим темам:
  • контрольные соотношения;
  • расхождения с контрагентами;
  • сведения, не включенные в книгу продаж.

Основные причины запроса пояснений

Как видим, налоговые органы имеют право на запрос пояснений только в конкретных случаях – при выявлении расхождений, ошибок, неточностей информации, указанной в декларации. На практике налоговики запрашивают пояснения в следующих ситуациях:

  1. Выявлены арифметические ошибки в расчетах сумм налога, указанных в декларации.
    В случае если в декларации неверно указана суммы доходов, расходов, налога к оплате, при чем ошибка допущена в результате арифметических расчетов, то ФНС вправе запросить пояснения в установленном порядке. Читайте также статью: → « ».
  2. Обнаружены несоответствия показателей, отраженных в декларации, с суммами, которые указаны в подтверждающих документах.
    Еще одна распространенная причина запросов – расхождения данных декларации с подтверждающими документами. Часть сведений не включена в книгу продаж/покупок, сумма по операции, указанная в декларации, занижена по сравнению со счетом-фактурой – все эти факты являются основаниями для запроса пояснений.
  3. Выявлены расхождения по факту проведения перекрестной проверки.
    Если расхождения выявлены в результате сравнения деклараций налогоплательщика и контрагентов, а также по факту перекрестной проверки подтверждающих документов, то ФНС вправе потребовать разъяснения в установленном порядке.
  4. Плательщик подал уточненную декларацию, сумма налога в которой уменьшена по сравнению с первоначально поданным документам. Налоговик вправе запросить пояснения с расчетом и документами, на основании которых плательщиком снижена сумма налоговых обязательств.

Помимо пояснений НДС-декларации, налоговики нередко дают запросы относительно уточнения данных, указанных в декларации по налогу на прибыль.

Как и в ситуации с НДС, в случае подачи «уточненки» с суммой налога в сторону уменьшения, ФНС вправе запросить пояснения и документы. Кроме того, органы ФНС запрашивают обоснования в случае подачи «убыточной» декларации. Справедливости ради отметим: если Вы подали «уточненку» с уменьшением налога или предоставили декларацию с убытками, то ФНС запросит у Вас пояснения практически в 100% случаев. Действия ФНС в подобных ситуациях объясняются просто.

Во-первых, убытки, отраженные в декларации, могут быть фиктивными с целью снижения налоговых обязательств. Поэтому фискальная служба имеет все основания запросить документы, подтверждающие доходы и расходы, а также затребовать у плательщика письменное пояснение. Что касается «уточненки», уменьшающей налог, то налоговики в данной ситуации также вправе получить письменные обоснования и документы.

Шаг 1. Прием требования от ФНС

Первый шаг в процедуре составления и отправки пояснения – прием требования от ФНС. Согласно нормативным документам, налоговики направляют требование в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Факт приема требования подтверждается квитанцией, которую налогоплательщик отправляет в ответ на запрос ФНС.

Будьте внимательны: Вы обязаны принять требование и отправить квитанцию не позднее 6-ти рабочих дней с момента ее поступления. То есть если Вы получили запрос 17.07.17 (понедельник), то принять его и отправить ответную квитанцию Вы должны не позже следующего понедельника (24.07.17). В случае просрочки ФНС имеет все основания для того, чтобы заблокировать банковские счета организации и запретить переводы денежных средств в любой форме.

Шаг 2. Уточнение кода ошибки

Согласно действующему законодательству, требование ФНС направляется налогоплательщику с указанием кода выявленной ошибки. Код присваивается в соответствие со следующей классификацией:

  • При выявлении расхождений с контрагентами укажите код ошибки «1». К ошибкам применяется подобная классификация в случаях, если:
  1. контрагент не указал в декларации отраженную Вами запись;
  2. партнер передал «нулевую» декларацию, при этом Вами предоставлены данные о наличии операций с контрагентом;
  3. поставщик/покупатель не предоставил декларацию, поэтому возможность сопоставления данных отсутствует.
  • Расхождения между разделами 2 и 3 декларации классифицируются по коду «2».
  • В случае, если ФНС выявило несоответствие данных, указанных в разделах 10 и 11 декларации, то плательщику будет направлено требование с кодом «3». Как правило, ошибки с кодом «3» связаны с отражением посреднических операций.
  • Если ФНС выявило иную ошибку, не подлежащую вышеуказанной классификации, то требование будет направлено с кодом «4». При этом в скобках будет указан номер строки, в которой обнаружено расхождение.

Шаг 3. Изучение документов и расчетов, связанных с требованием.

После приема требования и отправки квитанции изучите текст требования, после чего перейдите к анализу документов и расчетов, которые привели к ошибкам и расхождениям. В зависимости от текста запроса и указанного кода возможны следующие действия со стороны налогоплательщика:

  1. Если ФНС выявила арифметические ошибки в определении суммы налога, необходимо провести дополнительный пересчет сумм для того, чтобы подтвердить допущенную ошибку.
  2. Допустим, налоговики выявили расхождения с контрагентами. В таком случае первым шагом будет запрос акта сверки, данные которого необходимо сравнить с первичными документами, выданными контрагентом и полученными от него. На основании сверки Вы сможете либо выявить собственные ошибки, либо обнаружить неточности партнера (неправильно выписан счет-фактура, сумма операции в учете не соответствует первичным документам, т.п.).
  3. Одно из наиболее распространенных оснований для запроса – расхождение в данных декларации (сведения книги покупок и книги продаж). Для уточнения причин расхождений Вам потребуется поднять первичную документацию и проверить корректность внесения данных. Причиной расхождений может быть неверно внесенная сумма по документу (сумма по счету не соответствует указанным в декларации данным) либо отсутствие информации по какой-либо операции (данные счета-фактуры не внесены в декларацию).

Шаг 4. Составление ответа на требование.

После того, как причина ошибки выявлена, составьте ответ на требование в произвольной форме, с указанием обязательных реквизитов (данные органа ФНС, наименование и адрес плательщика). В тексте пояснения дайте четкий и краткий ответ, касающийся причин расхождений. Факты, указанные в пояснении, подкрепляйте документами (в тексте целесообразно указывать номера счетов-фактур, актов сверок, т.п.).

Ниже предоставлен примерный образец заполненного пояснения.

Руководителю ИФНС РФ №34
г. Тула Свиридову С.Д.
от ООО «Карнавал»
ИНН 8574123654
КПП 412536874
Юридический адрес:
г. Тула, ул. Садовая, д.4
р/с 741368451284125
в Банке «Столичный»
к/с 854168451284133
БИК 884411856.

Исх. №18-5 от 17.07.17
на вх. №74/5-15 от 12.07.17

ОТВЕТ НА ТРЕБОВАНИЕ
о предоставлении пояснений

В ответ на требование о предоставлении пояснении по декларации НДС за 2 кв. 2017, сообщаем следующее:
расхождение, выявленное в сумме 124.330 руб., обусловлено внереализационным доходом, полученным ООО «Карнавал» во 2 кв. 2017, в том числе:

  • 000 руб. – просроченная кредиторская задолженность с учетом НДС;
  • 330 руб. – проценты по выданным займам.

Сумма внереализационного дохода (124.330 руб.) отражена декларации по налогу на прибыль за 2 кв. 2017 (приложение 1 к листу 02, строка 100). Согласно НК (п. 3 ст. 149, п.1 ст. 146) данная сумма не учитываются при расчете налогооблагаемой базы НДС, поэтому в декларации НДС сумма не отражена.

Генеральный директор ООО «Карнавал» ______________ Серпухов Д.К.

Шаг 5. Передача пояснения в ФНС.

После того, как пояснение составлено, ответ следует передать ФНС. В связи с изменениями в законодательстве, с 01.01.17 ответ на требование передается только в электронном виде по телекоммуникационным сетям связи. То есть если Вы получили запрос после 01.01.17, то ответ на него Вы можете передать только в электронном формате через спецоператора связи. Отправить пояснение необходимо не позже 5-ти дней с момента отправки Вами квитанции о его получении.

Ответственность за непредоставление пояснения

Изменения в законодательстве коснулись не только формата предоставления пояснений расхождений, обнаруженных в ходе камеральной проверки, но и ответственности, предусмотренной за нарушение порядка предоставления ответа. Итак, если Вы нарушили срок подачи ответа (5 дней с момента отправки квитанции), то в данной ситуации предусмотрен штраф в размере 5.000 руб. В случае, если порядок нарушен повторно в течение года, то сумма штрафа возрастает до 20.000 руб.

Штраф будет взыскан как в случае просрочки подачи пояснения, то и в ситуации, когда ответ не предоставлен вообще.

Распространенные ошибки при составлении

Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки, допускаемые при составлении пояснения по декларации НДС.

Ошибка №1. Ответ предоставлен на бумажном носителе.

До вступления в силу законодательных изменений, то есть до 01.01.17, плательщик мог выбрать форму предоставления ответа на требование – электронную или бумажную. После 01.01.17 ФНС принимаются только электронные ответы, пояснения, предоставленные на бумаги, считаются недействительными.

Ошибка №2. Срок предоставления ответа истекает через 5 дней после его отправки ФНС.

Точкой отчета срока предоставления ответа является день принятия требования (день отправки квитанции). То есть с момента отправки ФНС запроса плательщику дается максимум 11 рабочих дней на его принятие, а также на составление и отправку ответа: 6 дней – прием требования плюс 5 дней – отправка пояснения.

Ошибка №3. ФНС направляет запросы в течение 30 дней с момента подачи декларации.

Рубрика “Вопрос – ответ”

Вопрос №1. ООО «Сателлит» получило требование по пояснению ошибок, которые привели к занижению налоговой базы НДС. После сверки документов и перерасчетов, проведенных «Сателлитом», наличие ошибки подтвердилось, то есть фирма действительно занизила сумму налога к оплате. Каким образом «Сателлиту» необходимо откорректировать сумму налога? Как правильно составить ответ на требование?

В данном случае «Сателлиту» необходимо подать уточненную налоговую декларацию с указанием корректной суммы налога к оплате. Пояснение на требование предоставлять не нужно. Срок подачи «уточненки» – 5 дней с момента отправки квитанции о приеме требования.

Вопрос №2. В ходе проверки ФНС выявлены расхождения между данными декларации ООО «Курс» с информацией, указанной контрагентом. 12.07.17 «Курсу» направлено требование. В ходе изучения документов бухгалтером «Курса» выявлено, что счет-фактура, указанная в декларации контрагента, «Курсом» фактически выставлена не была (операция отсутствует). Как бухгалтеру «Курса» правильно составить ответ на требование?

Факт неподтвержденной сделки необходимо отразить в таблице, форма которой утверждена приказом ФНС (ММВ-7-2/189 от 08.05.15). В таблице следует указать сумму операции, которая не подтверждается, данные контрагента (ИНН), дату и номер счета-фактуры.

По итогам камеральной проверки налогоплательщик может получить от инспекции требование пояснить какую-либо информацию, указанную в декларации по НДС. С 1 января 2017 года отвечать на такое требование необходимо только в электронном виде. Например, такая возможность есть в сервисе для отправки отчетности

К настоящему моменту ФНС утвердила электронные форматы трех видов требований о представлении пояснений по НДС (письмо ФНС от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752). Это требования по контрольным соотношениям, по расхождениям с контрагентами и требования о не включенных в книгу продаж сведениях.

Давайте рассмотрим, что включает каждое из них и как действовать налогоплательщику, если он получил такое требование.

Тип пояснения Пояснения по контрольным соотношениям Пояснения по расхождениям с контрагентами
Если налоговый орган рассчитает контрольные соотношения в декларации и обнаружит неточности Если в ходе сверки счетов-фактур покупателей и продавцов не найдется контрагент или обнаружатся расхождения в данных (например, в НДС)
Когда придет В течение 1–2 дней после отправки декларации. Теоретически требование может поступить в течение всех трех месяцев проверки, но на практике налоговые органы справляются с задачей за день-два после отправки деклараций Как правило, в течение двух недель после отправки декларации
В каком формате придет pdf pdf + xml
Что содержит - Номер контрольного соотношения (например, 1.27).
- Формулировка нарушения (например, «завышение суммы НДС, подлежащей вычету»).
- Ссылка на норму законодательства (НК РФ ст. 171, 172).
- Контрольное соотношение (ст.190 р.3 + сумма ст. 030 и 040 р.4 + ст. 080 и 090 р.5 + ст.060 р.6 + ст. 090 р.6 + ст. 150 р.6 = ст. 190 р. 8 + [ст. 190 прил. 1 к р.8 – ст. 005 прил. 1 к р. 8] если левая часть равенства > правой).
- Данные, отраженные в декларации (1781114.00
- Список счетов-фактур, по которым найдены расхождения, требующие пояснений.
- Коды ошибок. Например:
1 - запись об операции отсутствует у контрагента;
2 - несоответствие данных об операциях между книгой покупок и книгой продаж. В частности, между данными раздела 8 (сведения из книги покупок) или приложения 1 к разделу 8 (сведения из дополнительных листов книги покупок) и разделом 9 (сведения из книги продаж) или приложением 1 к разделу 9 (сведения из дополнительных листов книги продаж) декларации налогоплательщика;
3 - несоответствие данных об операциях между разделом 10 (сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур) и разделом 11 (сведения из журнала учета полученных счетов-фактур) декларации налогоплательщика;
4 (a, b) - не исключена ошибка в графах a, b (указывается номер граф, в которых допущены ошибки)
- Номер контрольного соотношения, к которому дается пояснение.
- Само пояснение в произвольной форме
Необходимо поднять оригиналы счетов-фактур, упомянутые в требовании. И сверить данные - от итогов сверки зависят дальнейшие действия:
- Данные оказались верными. Подтвердите правильность данных, не помешает приложить скан счета-фактуры или оригинал в электронном формате (хml). Не забудьте включить в опись прилагаемые документы.
- Выявлена ошибка в реквизитах счета-фактуры (дата, номер, ИНН, КПП или др.). Внесите правку в ответе на требование (кроме суммы НДС).
- Ошибка в сумме налога. Придется подать уточненную декларацию, при этом уложившись в отведенный пятидневный срок после отправки квитанции

Требование пояснений по расхождениям имеет несколько важных особенностей. Так, в него могут попасть ошибочные счета-фактуры сразу из нескольких разделов декларации по НДС. В рамках камеральной проверки одной декларации может прийти несколько требований данного вида. Наконец, требование о пояснениях в отношении того или иного счета-фактуры одновременно направляется и покупателю, и продавцу.

Пояснение по сведениям, не включенным в книгу продаж

Порядок реагирования на требования такого рода официально не утвержден, поэтому в эту таблицу мы включили экспертные рекомендации.

Тип пояснения Пояснение по сведениям, не включенным в книгу продаж
В каком случае придет требование Когда покупатель отразит в декларации сделки с продавцом, а продавец в своей книге продаж этого не сделает
Когда придет Теоретически такие требования могут поступать в течение трех месяцев проверки, но более вероятно, что требование поступит в течение двух недель со дня отправки декларации
В каком формате придет pdf
Что содержит Наименование, ИНН и КПП покупателя, который отразил данные сделки, а также номера и даты счетов-фактур
Что указать в электронном ответе Данные должны попасть в разные таблицы ответа на требование в зависимости от условий, приведенных ниже.
- Сделка подтверждается, то есть счет-фактура в декларации есть, но с данными, отличными от данных покупателя. Тогда счет-фактура попадает в таблицу, поясняющую расхождения. В таблице достаточно указать номер, дату и ИНН контрагента, дополнительные сведения указывать не обязательно.
- Сделка не подтверждается, то есть данный счет-фактуру продавец покупателю не выставлял. Счет-фактура включается в таблицу, содержащую данные по неподтвержденным сделкам. В таблице нужно отразить такие сведения:
– номер счета-фактуры;
– дату счета-фактуры;
– ИНН покупателя.
- Счет-фактура, упоминаемый в требовании, у плательщика есть, но он забыл отразить его в книге продаж. В этом случае советуем включить счет-фактуру в дополнительный лист книги продаж и отправить уточненную декларацию. На это дается пять рабочих дней после отправки квитанции о приеме требования

Если вы получили требование…

…то в течение шести рабочих дней вы должны отправить квитанцию о приеме требования, после этого у вас есть пять рабочих дней, чтобы ответить на требование (выходные и государственные праздники не учитываются).

Санкции

За непредставление или несвоевременное представление пояснений предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей. Обратите внимание, что ответ на требование, направленный в инспекцию в бумажном виде, считается непредставленным (ст. 88 Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Отчитывайтесь и отвечайте на требования за 1 500 рублей в год!

Сдать отчеты в ФНС и ПФР очень просто. Подготовьте отчет в своей программе, загрузите в сервис который проверит файл на соответствие законодательству, затем подпишите и отправьте. Если вы получили требование о представлении пояснений по НДС от налоговой, заполните пояснение и отправьте его в инспекцию в электронном виде. Все возможности сервиса стоят от 1 500 рублей * в год. Нулевая отчетность - еще дешевле. Сдавайте нулевые отчеты в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат за 500 рублей в год!

Елизавета Булавина, эксперт сервиса Отчет.ру компании СКБ Контур.

* цену для своего региона уточняйте на сайте

Вы впервые отправили декларацию по НДС по новым правилам, а в ответ пришло требование от налоговой инспекции представить пояснения о несоответствии данных и исправить ошибки. Как правильно реагировать на требование налоговой? Как представить объяснение и сдать исправленную декларацию? Ответы на эти вопросы - в материале экспертов 1С. Подборка материалов об изменениях в отчетности по НДС размещена на сайте. В программах "1С:Бухгалтерия" планируется поддержать отправку ответа в электронном виде в рекомендуемом формате на требование налогового органа при проведении камеральной проверки декларации по НДС. О сроках реализации смотрите на сайте .

Действия налогового органа

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган может выявить:

  • ошибки, противоречия между сведениями об операциях, содержащихся в декларации по НДС;
  • несоответствия между сведениями об операциях, содержащихся в декларации по НДС налогоплательщика, и сведениями об указанных операциях в декларации по НДС другого налогоплательщика или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в соответствии с п. 5.2 ст. 174 НК РФ.

Как указано в Рекомендациях, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, то налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ направляет налогоплательщику сообщение с требованием представления пояснений (далее - Требование), к которому прикладывает специальные табличные формы, приведенные в приложениях 2.1 - 2.9 к Рекомендациям.

Каждое из приложений к Требованию, размещенное в приложениях 2.1 – 2.7 к Рекомендациям, по форме и формату практически повторяет соответствующие разделы 8 – 12 (приложения к разделам 8, 9) декларации по НДС, но в отличие от разделов декларации, таблицы этих приложений содержат еще дополнительную графу 20 «Справочно: Код возможной ошибки». В этой графе налоговый орган планирует размещать подсказку о том, какие именно расхождения содержит "непонравившаяся" регистрационная запись.

В соответствии с разъяснениями А.С. Катяева, советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса, заместителя начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю (см. видео), и форматом Требования, предполагается, что кодам будут соответствовать следующие значения:

  • код "1" - отсутствие аналогичной записи об операции у контрагента;
  • код "2" - несоответствие данных об операции между разделом 8 «сведения из книги покупок» или приложением 1 к разделу 8 «сведения из дополнительных листов книги покупок» и разделом 9 «сведения из книги продаж» или приложением 1 к разделу 9 «сведения из дополнительных листов книги продаж» декларации налогоплательщика;
  • код "3" - несоответствие данных об операции между разделом 10 «сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика;
  • код "4 " - возможно допущена ошибка при регистрации счета-фактуры в тех показателях, которые указаны в графах с номерами "a", "b".

Пример 1

Налоговый орган при сопоставлении данных раздела 8 покупателя с разделами 9 продавцов обнаружил расхождения в дате и номере счетов-фактур, что позволило предположить наличие технических ошибок, допущенных покупателем при регистрации счетов-фактур в книге покупок. Налогоплательщику вместе с Требованием направляется таблица из приложения 2.1 к Рекомендациям, в которую полностью переносятся данные из соответствующих строк раздела 8 декларации с указанием в графе 20 кодов возможных ошибок «4» и «4» (рис. 1).


Если налоговый орган выявит несоответствие отраженных данных в разделах 1 - 7 декларации или отсутствие тех или иных данных в соответствующих разделах декларации, то он направит налогоплательщику Требование вместе с приложениями 2.8 или 2.9 к Рекомендациям.

Действия налогоплательщика

Налогоплательщику, получившему от налогового органа Требование, необходимо выполнить следующие действия.

Прежде всего, нужно передать в налоговый орган квитанцию о приеме поступившего из налогового органа Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня отправки его налоговым органом (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Несоблюдение этого требования чревато негативными последствиями в виде приостановления операций по счетам в банке и переводов электронных средств (п. 1, п. 11 ст. 76 НК РФ).

Затем в течение пяти дней нужно представить пояснения или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ). Несмотря на то, что ответственность за нарушения пятидневного срока представления уточнений налоговым законодательством не предусмотрена, затягивать с представлением пояснений не стоит, поскольку согласно п. 8.1 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе также истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, при отражении которых выявлены противоречия (несоответствия), приводящие к занижению обязательств перед бюджетом.

Форма и порядок представления пояснения налоговым законодательством не определены. Поэтому налогоплательщик может представить пояснения в любой форме, передав их в налоговую инспекцию любым способом (лично, по почте и т.д.). В то же время в пункте 2.7 Рекомендаций (в ред. письма ФНС России от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752) налогоплательщикам предлагается использовать разработанные налоговым органом формы и электронные форматы ответа, приведенные в приложении 2.11 к Рекомендациям.

Ответ, составленный по рекомендуемой форме, направляется налогоплательщиком в установленном формате по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота с приложением описи документов, утвержденной приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@.

Рекомендованные ФНС России формы ответа на Требование построены следующим образом. Для уточнения сведений каждого раздела декларации с 8 по 12 и приложений к разделам 8 и 9 ФНС России предложила две таблицы, содержащие графы, полностью идентичные строкам соответствующих разделов декларации:

  • таблица № 1 «Сведения соответствуют первичным учетным документам» - заполняется в том случае, когда вызвавшие сомнение у налоговых органов регистрационные сведения полностью соответствуют учетным данным и документам налогоплательщика. В этом случае налогоплательщик просто еще раз повторяет в таблице те сведения, которые отразил в декларации по НДС и которые были ему направлены налоговым органом для уточнений, тем самым подтверждая их достоверность;
  • таблица № 2 «Сведения, поясняющие расхождение (ошибки, противоречия, несоответствия)» - заполняется в том случае, когда налогоплательщик обнаружил у себя ошибки, связанные с регистрацией счетов-фактур. В таблице № 2 для каждой регистрационной записи предусматривается наличие двух строк: «Расхождение» и «Пояснение». При подготовке ответа в строку «Расхождение» налогоплательщик переносит сведения, которые поступили ему из налогового органа в Требовании и которые он должен уточнить, а в строке «Пояснение» - указывает правильные значения. Причем в строке «Пояснение» заполняются только те графы, в которых обнаружены ошибки, а остальные графы с правильными показателями не дублируются.

В самом письме ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 отсутствует порядок заполнения форм ответа на Требование, однако такие разъяснения по обработке Требования приведены на сайте ФНС России .

Пример 2

Налогоплательщик получил от налогового органа Требование с приложением таблицы 2.1 к Рекомендациям «Раздел 8 «Сведения из книги покупок» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в котором выявлены ошибки или несоответствия» (рис. 1). Удостоверившись, что в строке под номером 11 при регистрации счета-фактуры все сведения указаны правильно, а в строке 23 допущена техническая ошибка в указании номера счета-фактуры, налогоплательщик должен отправить ответ на Требование, приложив к нему таблицу № 1 с повторением сведений строки 11 и таблицу № 2 с указанием для строки 23 правильного номера зарегистрированного счета-фактуры (рис 2).



Для подтверждения своих аргументов налогоплательщик может дополнительно представить в инспекцию выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и иные документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

И последнее. Предоставив налоговому органу ответ с уточнением ошибочных показателей разделов 8 – 12 и тем самым скорректировав имеющиеся у налогового органа сведения, налогоплательщик должен внести исправления в данные своего учета.

Порядок внесения таких исправлений в налоговый учет в настоящее время нормативно не урегулирован. Проблема состоит в том, что необходимость внесения исправлений в книгу покупок, книгу продаж или журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур возникает уже после представления налоговой отчетности по НДС, т. е. по окончании соответствующего налогового периода. Согласно правилам, приведенным в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее – Постановление № 1137), при необходимости внесения исправлений в книгу покупок и(или) книгу продаж по окончании налогового периода применяются дополнительные листы.

Но для книги покупок применение дополнительных листов связывается с аннулированием записи по счету-фактуре, потребность в котором возникает, главным образом, из-за внесения в счет-фактуру исправлений (п. 9 Правил ведения книги покупок). Для книги продаж – с аннулированием записи по счету-фактуре, в который внесены исправления, и регистрацией исправленного счета-фактуры (п. 11 Правил ведения книги продаж). При этом ФНС России в письме от 06.09.2006 № ММ-6-03/896@ указывает на возможность применения дополнительных листов и в тех случаях, когда по каким-либо причинам вообще не была проведена своевременная регистрация счета-фактуры либо когда выявлена ошибка в самом факте регистрации. Но в любом случае предлагаемый порядок не связан с ситуацией, когда и сам счет-фактура в исправлении не нуждается, и регистрация проведена правомерно, но при этом допущены технические ошибки при переносе данных из счета-фактуры в книгу покупок или книгу продаж. Что касается журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, то для него возможность исправления регистрационных записей Постановлением № 1137 не предусмотрена.

Поэтому для отражения в учетных документах изменений, которые были направлены налоговому органу в ответ на Требование, до внесения соответствующих уточнений в Постановление № 1137 или до представления уполномоченными органами разъяснений возможны следующие варианты:

  • исправляются ошибочные показатели регистрационных записей книги покупок, книги продаж или журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Для этого книга покупок, книга продаж или журнал учета в электронном виде просто переформировываются. Если же эти отчеты составлены на бумажных носителях, то они исправляются в соответствии с правилами документооборота: зачеркиванием одной чертой неверного значения, внесением правильного показателя, проставлением отметки «исправленному верить», подписи и даты исправления. Очевидно, что такой порядок исправлений не изменяет количества регистрационных записей в книгах и в журнале;
  • исправление ошибочных показателей производится с применением дополнительных листов книги покупок или книги продаж, в которых производится аннулирование записей, содержащих ошибочные показатели, и повторная регистрация тех же самых счетов-фактур, но уже с правильными показателями. Этот способ максимально приближен к правилам ведения книги покупок и книги продаж, но совершенно не применим к исправлению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, так как Постановлением № 1137 такой документ, как дополнительный лист журнала учета, не предусмотрен;
  • исправление ошибочных показателей производится непосредственно в книге покупок, книге продаж или журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур отчетного периода посредством аннулирования записей, содержащих ошибочные показатели, и повторной регистрации тех же самых счетов-фактур, но уже с правильными показателями. Такой способ исправления, безусловно, приводит к увеличению количества регистрационных записей в книгах покупок и продаж или в журнале учета, так как для каждой ошибочной строки появляются еще две дополнительные.

Важно отметить, что любой из выбранных вариантов не приведет к негативным налоговым последствиям, так как в налоговом законодательстве отсутствуют меры ответственности за нарушение порядка ведения книги покупок, книги продаж и журнала учета. Более того, в ходе мероприятий налогового контроля налоговый орган не вправе запрашивать эти отчетные документы, так как сведения из них уже были представлены в составе налоговой декларации по НДС.

© advancerealty.ru, 2024
Кредит. Ипотека. Микрозаймы. Долги. Банкротство