Перечень основных инструкций по бюджетному учету. Перечень основных инструкций по бюджетному учету С подотчетными лицами
Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
С изменениями и дополнениями от:
2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Положения Инструкции в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 г.).
3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 года.
Регистрационный N 19713
Утверждены отдельный план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкция по его применению. Последняя устанавливает единый порядок отражения этими организациями активов, обязательств и фактов хозяйственной деятельности на счетах плана.
Хозяйственные операции в зависимости от их экономического содержания отражаются на счетах рабочего плана, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики. В нем приводятся аналитические коды вида объекта учета, коды вида поступлений (доходов), выбытий (расходов, затрат) - 24-26 разряды номера счета, соответствующие структуре данных, закрепленных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Разрешается вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете необходимой информации, а также определять по согласованию с учредителем недостающую корреспонденцию счетов.
Приказ применяется при формировании учетной политики автономного учреждения начиная с 2011 г.
Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
Регистрационный N 19713
Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения вступают в силу с 10 февраля 2019 г. и применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 г.
Комментарий
Дебет 2 210 13 560 Кредит 2 210 12 660 – зачтена сумма НДС, принятая к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 112 Инструкции № 174н , п. 115 Инструкции № 183н).
По подстатье 174 КОСГУ отражается финансовый результат от уменьшения (списания) суммы начисленных доходов в соответствии с законодательством. Например, постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 в 2016 г. заказчикам разрешалось списывать начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), если соблюдались определенные условия.
Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 КОСГУ не применяется. Иными словами, код 174 используется только для определения финансового результата от указанных операций в целях бухгалтерского учета:
Дебет Х 401 10 174 Кредит Х 205 ХХ 660, Х 209 ХХ 660 – уменьшены суммы начисленных доходов (в т.ч. денежных взысканий – штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством (п. 152 Инструкции № 174н , п. 180 Инструкции № 183н). Исключение составляет списание нереальной к взысканию задолженности.
В Отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) данные по счету 0 401 10 174 отдельно не показываются. Вместе с тем они формируют итоговый результат по строке 090 (п. 53 Инструкции № 33н в новой редакции).
Для приведения в соответствие с Единым планом счетов бухгалтерского учета , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений дополнены забалансовыми счетами 40 "Активы в управляющих компаниях" (об изменениях, внесенных в Инструкцию № 157н , читайте ).
Они обобщены в таблице.
Код синтетического счета объекта учета |
Разряды номера счета |
Примечание |
|||
---|---|---|---|---|---|
101 00, 102 00, 103 00, 104 00, 105 00 |
Раздел, подраздел |
0 401 20 241, 0 401 20 242, |
|||
106 00, 107 00, 109 00 |
Раздел, подраздел |
||||
Раздел, подраздел |
|||||
Раздел, подраздел |
Аналогичная структура у корреспондирующих счетов 0 401 20 241, 0 401 20 242, Иное может быть предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества |
||||
Иное может быть предусмотрено целевым назначением выделенных средств |
|||||
Раздел, подраздел |
По счетам аналитического учета счета 0 207 00 000 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам) |
||||
Аналогичная структура у корреспондирующего счета |
|||||
Раздел, подраздел |
По счетам аналитического учета счета 1 301 00 000 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам) |
||||
С 1 января 2017 г. вступил в силу п. 21.1 Инструкции № 157н , согласно которому номер счета плана счетов бухгалтерского учета бюджетных, автономных учреждений в разрядах 1 – 4 включает код раздела, код подраздела расходов бюджета. Это правило распространяется на все счета.
Таким образом, с 01.01.2017 в разрядах 1 – 4 номеров счетов 101 00, 102 00, 103 00, 104 00, 105 00 указываются коды раздела, подраздела классификации расходов бюджетов, а в разрядах 5 – 17 – нули. Это справедливо как для нефинансовых активов, которые числились на балансе до 1 января 2017 г., так и для поступающих в текущем году.
Для получения дополнительной информации учреждение вправе указывать в разрядах 1 – 17 номеров счетов, в которых инструкциями № 174н и 183н предусмотрены нули, коды бюджетной классификации. Решение о необходимости аналитического учета принимает финансовый орган, учредитель, учреждение. Порядок применения дополнительных кодов закрепляется в учетной политике.
Счет бюджетного учета |
Аналитический код по БК (разряды 1 – 17 номера счета) |
||
---|---|---|---|
наименование |
старая редакция Инструкции |
новая редакция Инструкции |
|
Расчеты по компенсации затрат |
|||
Расчеты по суммам принудительного изъятия |
|||
Расчеты по ущербу основным средствам (в части ювелирных изделий) |
|||
Расчеты с прочими дебиторами |
|||
Расчеты по НДС по авансам уплаченным |
|||
Расчеты с прочими кредиторами |
Основные средства
В случае разукомплектации или частичной ликвидации основного средства его стоимость списывается с учета – в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 указывается код 410 КОСГУ (п. 12 Инструкции № 174н в новой редакции):
Корреспонденция счетов |
|||
---|---|---|---|
дебет счета |
кредит счета |
||
Списана первоначальная стоимость основного средства в случае его разукомплектации |
|||
Списана начисленная амортизация при разукомплектации объекта основных средств |
|||
Принято на учет основное средство, полученное в результате разукомплектации |
|||
Принята к учету амортизация по объекту, полученному в результате разукомплектации |
|||
Списана остаточная стоимость части основного средства, подлежащая ликвидации |
|||
Списана амортизация ликвидируемой части основного средства |
Амортизация, ранее начисленная по разукомплектованному имуществу, распределяется между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Метод распределения устанавливается в учетной политике.
При отражении в учете перемещения объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в учреждении в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 по дебету и кредиту указывается код 310 КОСГУ. В инструкции № 174н , 183н такое уточнение внесено не было, но оно содержится в п. 7 Инструкции № 162н.
Перемещение должно быть обусловлено изменениями характеристик объекта. Примерами могут служить перевод помещения из жилого в нежилое по решению уполномоченного органа власти, перевод объекта из особо ценного в состав иного движимого имущества или наоборот.
Корреспонденции счетов в этом случае выглядят следующим образом:
Корреспонденция счетов |
|||
---|---|---|---|
дебет счета |
кредит счета |
||
Отражено выбытие объекта основных средств из группы и (или) вида имущества по первоначальной стоимости |
|||
Списана амортизация, начисленная на объект основных средств |
|||
Принято на учет основное средство в состав соответствующей группы (вида) имущества |
|||
Принята к учету ранее начисленная по объекту амортизация |
Обратите внимание, приведенные корреспонденции не предназначены для исправления ошибок, допущенных ранее в учете, например, когда имущество было отнесено к материальным запасам, но по своим критериям является основным средством.
Непроизведенные активы
Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг".
Обратите внимание, согласно приложению 2 к Инструкции № 162н в новой редакции в разрядах 1 – 17 номера счета 0 209 30 000 теперь допускается указывать код КРБ, очевидно, в случае компенсации затрат учреждения.
Финансовый результат
Бухгалтерская запись |
Пункт инструкции |
Примечание |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
дебет счета |
кредит счета |
Инструкция № 174н |
Инструкция № 183н |
|||
Начислен доход в размере субсидии на выполнение задания |
Запись делается, если соглашение о предоставлении субсидии заключено в текущем году на этот же год. Доход начисляется на всю сумму по соглашению (независимо от графика платежей в течение года) |
|||||
Начислен доход будущих периодов в размере субсидии на выполнение задания, предоставляемой в очередном финансовом году |
Запись делается если соглашение о предоставлении субсидии заключено в текущем году на очередной финансовый год. Запись может быть отражена как событие после отчетной даты. Доход начисляется на всю сумму по соглашению (независимо от графика платежей) |
|||||
Признан доходами текущего периода ранее начисленный доход будущих периодов в размере субсидии на выполнение задания |
||||||
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатка субсидии на выполнение задания |
Остаток субсидии возвращается, если задание не выполнено в полном объеме |
|||||
Отражена задолженность по неиспользованным остаткам субсидии на иные цели (цели бюджетных инвестиций) |
В части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем |
|||||
Отражена задолженность в части возврата остатков неиспользованной целевой субсидии прошлых лет при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах |
Если остаток средств не перечислялся в доход бюджета |
|||||
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неиспользованной субсидии на иные цели, на капитальные вложения в случае выявления по результатам последующего финансового контроля нарушений использования субсидии |
||||||
Возврат остатка субсидии текущего года |
||||||
Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетных инвестиций) |
Возврат остатка субсидии прошлых лет |
При отражении в учете субсидий учреждения также могут использовать разъяснения, данные в письме Минфина России от 05.04.2013 № 02-06-07/11164 (в части, не противоречащей действующим редакциям инструкций).
Санкционирование расходов
Бухгалтерская отчетность
- в случае превышения возврата доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отражаемых по счету 17, показатели по строке 171 отражаются со знаком "минус";
- данные по счету 18 (строка 180) показываются в разрезе итоговых сумм по доходам в части выбытий по возврату остатков субсидий (грантов) прошлых лет (строка 181), расходам (с учетом возвратов расходов текущего года) и выплатам по источникам финансирования дефицита средств учреждения (строки 182, 183). Отрицательные значения по счету 18 не допускаются.
Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строкой 300 для отражения данных по забалансовому счету 40.
). В графе 1 разд. 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов, отражающих показатели расчетов (задолженности – дебиторская или кредиторская) в части остатков на начало, конец отчетного периода и (или) на конец аналогичного периода прошлого финансового года и (или) оборотов по увеличению (уменьшению) задолженности, сформированных в отчетном периоде.
Дебиторская и кредиторская задолженность, которая числится на счетах бюджетного учета, отражается в Сведениях (ф. 0503769) по следующим правилам:
Номер счета бухгалтерского учета |
Дебиторская задолженность |
Кредиторская задолженность |
---|---|---|
0 205 00 000 "Расчеты по доходам" |
||
0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" |
||
0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" |
||
0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" |
||
0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" |
||
0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами" |
||
0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" |
||
0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" |
||
0 304 02 000 "Расчеты с депонентами" |
||
0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда" |
||
0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" |
Если по расчетам показатели в графах 2 – 14 не формировались (имеют нулевое значение), графа 1 не заполняется.
Раздел 3 "Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности" Сведений (ф. 0503769) исключен.
Комментарий
Приказом внесены изменения в план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Корректировки не связаны с вступлением в силу с 1 января 2018 г. федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора. Поправки приняты для приведения в соответствие плана счетов автономных учреждений и Инструкции № 183н с Единым планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).
Ряд поправок принят с целью совершенствования нормативного правового регулирования в сфере бюджетной деятельности, дополняет и уточняет существовавшие нормы.
Приказ Минфина России от 19.12.2017 № 238н (далее – Приказ № 238н) вступил в силу 30.01.2018.
Изменения в план счетов
Из плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (как и из Единого плана счетов) исключены счета:
- 204 51 "Активы в управляющих компаниях";
- 215 51 "Вложения в управляющие компании".
Передача финансовых вложений в доверительное управление отражается внутренним перемещением по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 204 00 000. Одновременно сведения об активах в доверительном управлении формируются на забалансовом счете 40.
Скорректировано название счета 206 63. В новой редакции счет называется "Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления". Из текста исключено упоминание о расчетах по пенсиям (очевидно, ввиду отсутствия таких авансов).
Приказом № 238н скорректированы правила формирования номеров счетов аналитического учета (п. 3 Инструкции № 183н). Они обобщены в таблице.
Код синтетического счета объекта учета |
Разряды номера счета | Примечание | |||
---|---|---|---|---|---|
1 – 4 | 5 – 14 | 15 – 17 | 24 – 26 | ||
207 00 | раздел, подраздел | нули | 640 | КОСГУ |
По счетам аналитического учета счета 207 00 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам). Ранее в тексте Инструкции № 183н было сказано, что в разрядах 15 – 17 номера счета отражается аналитический код поступления, при этом номер кода не уточнялся. Однако в инструкции для казенных учреждений, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, код 640 был указан сразу. В целях сопоставимости показателей этим подходом должны были руководствоваться и автономные учреждения. |
209 81 | нули | нули | нули | КОСГУ | До внесения изменений в разрядах 1 – 4 номера счета 209 81 необходимо было указывать код вида функции, услуги (работы), соответствующий разделу, подразделу классификации расходов бюджетов. |
210 05 | раздел, подраздел | нули* | 510 | КОСГУ | Счет 210 05 применяется и для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. В этом случае в разрядах 1 – 4 номера счета 210 05 отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой будет отражаться доход от оказанного вида услуги (работы). |
301 00 | раздел, подраздел | нули | 810 | КОСГУ |
По счетам аналитического учета счета 301 00 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам). Ранее в тексте Инструкции № 183н было сказано, что в разрядах 15 – 17 номера счета отражается аналитический код выбытия, при этом номер кода не уточнялся. Однако в инструкции для казенных учреждений, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, код 810 был указан сразу. В целях сопоставимости показателей этим подходом должны были руководствоваться и автономные учреждения. |
* Очевидно, в тексте п. 3 Инструкции № 183н в новой редакции допущена опечатка. В нем сказано, что в разрядах 5 – 17 номера счета 210 05 указывается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510. Этот код ставится в разрядах 15 – 17 номера счета. Следовательно, по общему правилу в разрядах 5 – 14 номера счета отражаются нули.
Обратите внимание, в п. 2.1 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), было внесено изменение, согласно которому в разрядах 1 – 17 номера счета 201 00 "Денежные средства учреждения" ставятся нули. Ранее в разрядах 1 – 4 номеров счетов учета денежных средств необходимо было указывать код вида функции, услуги (работы), соответствующий разделу, подразделу классификации расходов бюджетов.
В пункт 3 Инструкции № 183н аналогичная корректировка не внесена. По нашему мнению, в целях сопоставимости показателей автономные учреждения также должны указывать нули в разрядах 1 – 17 номера счета 201 00. Косвенно это подтверждает наличие нулей в разрядах 1 – 17 номера счета 209 81 "Расчеты по недостачам денежных средств".
Учет нефинансовых активов
Корреспонденции счетов по внутреннему перемещению объекта основных средств между материально ответственными лицами распространяются также на передачу имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение. Одновременно информация о переданных объектах основных средств отражается на соответствующих забалансовых счетах 25, 26. Уточнение внесено в пункт 9 Инструкции № 183н. Аналогичное положение введено для нематериальных и непроизведенных активов (п.п. 16, 21 Инструкции № 183н).
Пункт 53 Инструкции № 183н дополнен новым положением, которое применяется при отражении в учете передачи фактических вложений в объект нефинансовых активов (в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, техническое перевооружение) балансодержателю объекта для отнесения суммы вложений на формирование (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости объекта. Иными словами, имеется в виду ситуация, когда объект числится на балансе одного учреждения, а функции по поддержанию этого объекта в рабочем состоянии возложены на другое учреждение (обособленное подразделение).
Операция оформляется записью по кредиту счетов 0 106 11 000, 0 106 21 000, 0 106 22 000, 0 106 24 000, 0 106 31 000, 0 106 32 000, 0 106 34 000, 0 106 41 000, 0 106 42 000, 0 106 44 000 и дебету счетов:
- 0 304 04 310, 0 304 04 320, 0 304 04 340 – при передаче вложений головному учреждению, обособленному подразделению (филиалу);
- 0 401 20 241 – при передаче государственным и муниципальным организациям.
В отличие от п. 53 Инструкции № 174н в аналогичном пункте для автономных учреждений не исключены абзацы, которые определяют корреспонденции счетов при списании вложений, в т.ч. в объекты незавершенного строительства, в случаях:
- уничтожения в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;
- уничтожения в результате террористических актов, иных действий не по воле учреждения как правообладателя.
Налицо несогласованность отражения одних и тех же операций в инструкциях для бюджетных и автономных учреждений. Очевидно, до внесения Минфином России уточнений автономные учреждения должны применять положения п. 53 Инструкции № 183н в действующей редакции.
Расчеты с подотчетными лицами
Пункт 109 Инструкции № 183н дополнен корреспонденциями счетов для списания с балансового учета задолженности перед подотчетными лицами, не востребованной кредиторами. Операция отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" и кредиту счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами". Одновременно списанная кредиторская задолженность учитывается на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами".
Финансовый результат
Уточнен порядок учета субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания:
№ п/п | Содержание операции | Бухгалтерская запись | Пункт Инструкции № 183н |
Примечание | |
---|---|---|---|---|---|
дебет счета | кредит счета | ||||
1 | Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания на основании соглашения с учредителем | 4 205 31 560 | 4 401 40 130 | 186 |
Ранее для начисления доходов от субсидии на выполнение задания были предусмотрены две записи. Применение той или иной корреспонденции зависело от периода, в котором заключено соглашение о предоставлении субсидии. Если соглашение заключалось в текущем году на очередной финансовый год, должны были отражаться доходы будущих периодов на счете 4 401 40 130. Если соглашение заключалось в текущем году на этот же год, доход должен был начисляться в обычном порядке по счету 4 401 10 130. Теперь запись по счету 4 401 10 130 предусмотрена только для случая, когда в текущем финансовом году увеличивается объем субсидии (при изменении условий соглашения по предоставлению субсидии). Таким образом, изменения подразумевают, что соглашение о предоставлении субсидии должно быть заключено до начала финансового года, на который утверждено задание. |
2 | Признаны доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленные доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания | 4 401 40 130 | 4 401 10 130 | 186 | Запись делается при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения, заключенного с учредителем (вне зависимости от факта перечисления субсидии). |
3 | Увеличен в текущем финансовом году объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания | 4 205 31 560 | 4 401 10 130 | 96, 178 | Запись делается при изменении в текущем году условий соглашения по предоставлению субсидии. |
4 | Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатка субсидии на выполнение задания | 4 401 10 130 | 4 303 05 730 | 178 |
Остаток субсидии возвращается, если не достигнуты установленные заданием показатели, характеризующие объем государственных (муниципальных) услуг (работ). Основанием служит отчет о выполнении задания, представленный учредителю. |
Пункт 97 Инструкции № 183н уточнен в части получения доходов от выполнения работ (оказания услуг, поставки продукции, товаров) по госконтрактам, исполнение которых осуществляется при казначейском обеспечении обязательств в форме казначейского аккредитива. Одновременно с поступлением денег на лицевой счет автономного учреждения на сумму исполненного обязательства получателя бюджетных средств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленной продукции, товаров) уменьшается ранее принятое к учету казначейское обеспечение обязательств по забалансовому счету 10.
Порядок учета операций по контракту с казначейским сопровождением (казначейским аккредитивом) разъяснен в письме Минфина России от 20.10.2017 № 02-06-10/68702.
Расчеты по налоговым вычетам по НДС
Порядок отражения в учете расчетов по НДС по уплаченным авансам приведен в соответствие с нормами НК РФ. Согласно п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
В Инструкции № 183н в прежней редакции были предусмотрены следующие корреспонденции:
- Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 13 660 – принят к вычету НДС по авансу, перечисленному поставщику, исполнителю, подрядчику (п. 116 Инструкции № 183н);
- Дебет 2 210 13 560 Кредит 2 210 12 660 – зачтена сумма НДС, принятая к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 115 Инструкции № 183н).
Корреспонденция из п. 115 Инструкции № 183н противоречила порядку учета НДС, установленному НК РФ. Кодексом предусмотрено восстановление в бюджет НДС, принятого к вычету с предоплаты, а не зачет. Этот недостаток исправлен в новой редакции п. 115 Инструкции № 183н: для восстановления суммы НДС в учете должна быть сделана запись по дебету счета 0 210 13 560 и кредиту счета 0 303 04 730. Порядок отражения в программе расчетов по НДС по авансам, выданным на счете 210 13, показан в практических статьях справочника хозяйственных операций по "1С:БГУ 8" для бюджетных и автономных учреждений.
Санкционирование расходов
В новой редакции п. 196 Инструкции № 183н допускается использование корреспонденции со счетом 502 07 "Принимаемые обязательства" при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
По общему правилу счет 502 07 не применяется при принятии обязательств в рамках закупок у единственного поставщика, а также по расходам, не связанным с закупками товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 308 Инструкции № 157н).
В ряде случаев контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в результате признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений несостоявшимся. Эти случаи перечислены в п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). В таких ситуациях контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки.
Минфин России в письме от 15.04.2016 № 02-07-10/21917 разъяснял, что учреждение вправе в рамках учетной политики распространить положения Инструкции № 157н в части принимаемых обязательств на применение счета 502 07 при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в т.ч. согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Теперь положения этого письма внесены в Инструкцию № 183н.
Таким образом, в случаях, перечисленных в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также в иных ситуациях, установленных учетной политикой, учреждение вправе при заключении контракта с единственным поставщиком использовать счет 502 07. Однако по общему правилу этот счет, как и ранее, применяется при заключении договоров с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), применять его для заключения договоров с единственным поставщиком необязательно.
Российская Федерация
ПРИКАЗ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (Приказ)
Закон прост : План счетов и Инструкция по его заполнению включены в систему отдельными документами
На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов и Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) автономными учреждениями приказываю:
1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.
2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.
3. Настоящий Приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 года.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Министр финансов Российской Федерации
А.Л.КУДРИН