Роль фармацевтического работника в системе здравоохранения. Современные проблемы науки и образования

04.02.2024

С открытием рынка фармацевтической продукции население получило свободный доступ к широкому набору самых современных медицинских препаратов отечественного и зарубежного производства. Посетителю аптеки сегодня предлагается большой выбор лекарств рецептурного и безрецептурного отпуска. В то же время возникли проблемы, с которыми раньше не сталкивались аптекари и потребители. Одна из них - информированность о новых лекарствах. Особенно это касается лекарств безрецептурного отпуска, когда ответственность за принятие решения о лечении «легких» заболеваний или недомогании перекладывается с врача непосредственно на пациента. Неподготовленному потребителю, безусловно, сложно разобраться в этом потоке информации, в свойствах и эффективности тех или иных препаратов. В этой ситуации возрастает значение работников аптек в общей системе обеспечения здоровья населения. Конечно, только квалифицированный специалист может правильно поставить диагноз и назначить лечение, даже если речь идет о лечении безрецептурными препаратами. Недостаточное знание патофизиологических последствий избыточного лечения и коммерческие интересы делают свое дело. Нередко фармацевты и провизоры, подменяя врача, предлагают посетителю аптеки лекарственные средства по своему усмотрению, не зная индивидуальных особенностей организма больного, наличия сопутствующих заболеваний, нанося тем самым вред его здоровью. Однако современные тенденции в мире свидетельствуют о том, что роль ответственного самолечения в общественной системе здравоохранения неуклонно возрастает .

Согласно результатам исследования, проведенного Т.Нельсоном в 1986 г. в четырех европейских странах, более половины потребителей считают, что при легких формах заболеваний фармацевт может дать столь же квалифицированный совет, как и врач. Повторное исследование, проведенное в 1989 г. в Великобритании, показало, что число людей, придерживающихся такого мнения, возросло с 66% до 77%. По данным Центра Хенли по прогнозированию, в 1994 г. советам фармацевтов доверяло уже 83% населения . Во Франции, по данным конференции AESGP (январь 1996 г.), этот показатель достигает 85%. Потребители не только считают, что фармацевты дают хорошие советы, но более 90% из согласных с подобной точкой зрения следуют этим советам .

Меры, предпринимаемые правительствами европейских стран, по сокращению расходов на здравоохранение приведут к тому, что часть обязанностей врача постепенно переходит к фармацевту. И это не случайно. В процессе обучения фармацевт приобретает профессиональные знания о лекарственных средствах и квалификацию, позволяющие ему, исходя из наличия соответствующих симптомов, давать потребителю адекватные советы по применению лекарственных препаратов. Он может объяснить, при каких симптомах можно принимать лекарственные препараты, предназначенные для самостоятельного применения, а при каких - необходимо обратиться за помощью к врачу.

В большинстве стран мира (например, Франции, Испании, Англии) медицинские работники убеждены, что пациентов (потребителей) необходимо информировать о возможностях самостоятельного лечения, поэтому им нужна высококачественная информация о безрецептурных лекарственных средствах. Она является обязательным условием безопасного и правильного применения таких препаратов, что будет способствовать их более активному использованию. Реклама, советы фармацевта, а также аннотация-вкладыш, дополняя друг друга, дают потребителю полное представление о показаниях и всех аспектах самостоятельного применения лекарственного препарата.

Активное участие провизоров в обеспечении здоровья населения является задачей сегодняшнего дня. Именно от их рекомендаций уже сегодня во многом зависит, что будут применять пациенты для самостоятельного лечения, получат ли потребители своевременный доступ к наиболее эффективным и безопасным лекарствам. Работники современных аптек должны не только откликаться на срочную просьбу больного посоветовать что-нибудь от боли или кашля, но и создавать заболевшему человеку комфорт, благоприятные условия для спокойного и ответственного обсуждения с провизором вариантов выбора безрецептурного лекарственного средства. От их образованности, профессионализма, чуткости и такта зависит здоровье, настроение и трудовые успехи большого количества людей .

С осведомленности потребителя о лекарственных препаратах начинается его ответственное отношение к самолечению. Пациент должен иметь достаточно полную информацию как о недомоганиях, которые можно лечить, не обращаясь к врачу, так и об ассортименте лекарственных препаратов, разрешенных национальными органами здравоохранения для лечения данных недомоганий.

По мере повышения уровня знаний потребителей в вопросах, касающихся здоровья, и в результате активного участия врачей в обучении пациентов методам самоконтроля за состоянием здоровья, перечень состояний, при которых показан приём безрецептурных лекарственных препаратов, расширяется. Например, с 1992 г. в Великобритании противогрибковые препараты, предназначенные для лечения кандиозного вульвовагинита, отпускались из аптек без рецепта. В 1989 г. в Дании к свободной продаже была разрешена также группа препаратов. При этом в ряде случаев сохранены и рецептурные формы подобных лекарственных средств. Важно отметить, что эти меры не привели ни к увеличению потребления данных лекарственных препаратов, ни к их неправильному применению .

Фармацевты осуществляют сбор информации о лекарственном средстве или связанных со здоровьем проблемах и принимают решение относительно того, какие данные необходимы для проведения критической оценки возникшей у пациента проблемы. Фармацевт, в сотрудничестве с пациентом и другими специалистами, предоставляющими услуги в области здравоохранения, выявляет и оценивает наиболее целесообразные действия для обеспечения безопасности и эффективности (включая экономическую эффективность) проводимой или планируемой фармакотерапии, а также сведения к минимуму существующих или возможных в будущем проблем, связанных с состоянием здоровья.

К другим видам аптечных услуг относятся: регистрация пациентов для последующего анализа лечения (Нидерланды), посещения на дому (Великобритания), предоставление санитарно-просветительных брошюр в лечебно-профилактических учреждениях и т.д. Таким образом, фармацевты расширяют сферу своей деятельности не только по отношению к потребителю, но и играют все более важную роль в системе здравоохранения.

Таким образом, при наличии у потребителя симптомов ряда заболеваний фармацевт, в ближайшем будущем, часто должен будет предложить для лечения такой же эффективный лекарственный препарат, что и врач общей практики.

(Литература:

1. Хабриев Р., Вольская Е., Камаев Н. Опыт международных организаций по формированию этических критериев продвижения лекарственных препаратов // Remedium. 1997. - №9. – с. 44-45.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – 2001. – 192 с.

3. Материалы второй международной конференции "Фармацевтическая биоэтика" 23 октября 2003 г. – М., 2003 г. - 108 с.

4. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. – 360 с.

Островская И.В. Медицинская этика. Сборник документов. – М.: АНМИ, 2001 .- 241 с.

5. Лопатин. П.В., Карташова О.В. Фармацевтические аспекты биоэтики. // Фармация. – 1997. - № 2. – с. 39-40.)


6 вопрос. Этика формирования и защиты прав потребителей фармацевтической помощи. Этика справедливости и определение политики в области лекарственного обеспечения.

Лекарственная безопасность.

В последние десятилетия на мировом фармацевтиче­ском рынке проявились негативные тенденции, вызывающие боль­шую озабоченность специалистов и всего гражданского общества.

Наиболее тревожной является недостаточная и недостоверная характеристика эффективности, безопасности и экономической целесообразности продвигаемых на фармацевтические рынки аптеч­ных товаров и в первую очередь ЛС.

Было выявлено, что из многих тысяч циркулирующих на миро­вом фармацевтическом рынке ЛС не соответствует современным требованиям.

Это подтверждается данными, аккумулированными в Кокрановской библиотеке; исследованиями, проведенными под эгидой Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ; мате­риалами исследований, выполненных под руководством президента Российского национального конгресса «Человек и лекарство» А.Г Чучалина, опубликованными в IV, V и VI выпусках Федерального руко­водства по использованию ЛС (формулярная система).

В ряде случаев инструкции по препаратам не полностью описывают побочные эффекты препарата, не указаны все противо­показания, предосторожности и т.д.

Это может привести к очень серьезным последствиям. Так, еще в 1960-1970 гг. в США были госпитализированы по поводу лекарс­твенных осложнений более 15 млн человек; одна из четырех смертей была обусловлена приемом медикаментов, ежегодные экономиче­ские потери от развития лекарственной патологии составили почти 3 биллиона долл.!

Под нажимом страховых компаний, которым приходилось выпла­чивать страховые вознаграждения, были приняты жесткие меры, однако и ныне при обороте безрецептурных ЛС в 1,3 млрд долл. на лечение побочных эффектов лекарств в США затрачивается, по под­счетам разных экспертов, от 54 и даже до ПО млрд долл.

Серьезную озабоченность вызывает давление и их подкуп, осу­ществляемые на врачей фармацевтическими фирмами.

Специалисты отмечают: «Врачи, пусть неосознанно, делают свои назначения скорее под действием маркетинговой политики различ­ных фармацевтических фирм, нежели исходя из медицинской целе­сообразности».

Представитель Европейского бюро ВОЗ Кейс де Йонкери пишет: «Большинство болезней врачи Европейского Союза лечат новыми лекарственными средствами, которые не всегда эффективнее и лучше, но практически всегда дороже прежних препаратов».

За последнее время имели место крупные скандалы, связанные с подкупом врачей; например, итальянская полиция выдвину­ла обвинение против более чем 4 тыс. врачей и 273 сотрудников С1ахо5пп1пК1те и др.

Большую опасность представляет деятельность опион-лидеров из числа врачей, тенденциозно продвигающих по заданию фирм лекарственные средства и другие аптечные товары при отсутствии медицинских обществ, способных влиять на опион-лидеров и чет­ких положений в соответствующих этических кодексах, в том числе и в области наказания за неэтичное поведение.

Академик РАН В.В. Власов в «Фармацевтическом вестнике» пишет: «Производители ЛС не всегда заинтересованы в полном, радикальном излечении пациента от заболевания. Препараты, кото­рые не излечивают, а просто позволяют легче переносить болезнь, временно снимают недомогания значительно более выгодны для индустрии».

Что является причиной создавшейся ситуации и лежит в ее основе? Исследование, проведенное нами в этой области, показало, что в основе негативных тенденций, развивающихся в последние годы, лежит некритическое использование в области здравоохране­ния концепции классического маркетинга, приоритетом которого является погоня за прибылью, достигаемой любой ценой с исполь­зованием разнообразных приемов манипулирования восприятием, сознанием, психикой и потребительским поведением потребителей, что неприемлемо в сфере здравоохранения, в том числе лекарствен­ного обеспечения.

Стремясь получить максимальную прибыль, бизнесмены исполь­зуют детально разработанную систему искусственного формирова­ния запросов потребителей (система формирования спроса и стиму­лирования сбыта), не считаясь с реальными научно обоснованными целями и потребностями здравоохранения.

Это свидетельствует о глобальном морально-нравствен ном кризи­се общества, включая и определенные круги медиков и фармацевтов.

Анализ ситуации позволил нам предложить пути и инструменты решения возникших проблем.

Пожалуй, на первое место в нынешней ситуации следует поста­вить проблему морально-нравственных норм и правил в области фармацевтической деятельности.

Безусловными приоритетами в фармацевтической деятельности должны быть человек и его запросы, не искусственно сформиро­ванные за счет манипулирования восприятием, психикой и пот­ребительским поведением, а научно обоснованные потребности в эффективных, безопасных и экономически целесообразных фарма­цевтических товарах. Поэтому важно представить, как следует фор­мировать основные морально-нравственные принципы и нормы и внедрять их в общественное сознание, общественное бытие и обще­ственные отношения.

Общественное сознание (мораль, религия, право, политическое сознание), общественное бытие (материальное отношение людей друг к другу и природе) формируются под влиянием общественного мнения, т.е. состояния массового сознания, определяющего отноше­ния к событиям, отдельным лицам, группам т.п. Общественное мне­ние регулирует поведение отдельных лиц и групп, насаждает нормы общественных отношений. Общественное мнение формируется средствами массовой и профессиональной информации, телевидением, театром, кино и т.д. В этой связи задачами СМИ являются формирование у населения понимания значения фармацевтической помощи, воспитание глубокого уважения к труду фармацевта, из рук которого страждущие получают лекарства; проблемно-ориентиро­ванное обучение конкретных возрастно-половых групп населения эффективному и безопасному использованию фармацевтических товаров, особенно безрецептурных; управление этичной рекла­мой безрецептурных лекарств с учетом лекарственной политики Минздравсоцразвития России; внедрение норм саногенного поведе­ния; разъяснение прав потребителей лекарств, способов их защиты и возможности СМИ для этого.

Вторым путем решения проблем развития российской фармации является внедрение в общественное сознание философии фарма­цевтической помощи, основанной на концепции фармацевтической биоэтики, доказательной фармакотерапии, фармацевтической бди­тельности и других современных научных медико-фармацевтиче­ских подходах, а также развития системы защиты фармацевтической помощи.

Философия фармацевтической помощи XXI в. должна обеспе­чивать квалифицированную, доступную и своевременную фарма­цевтическую помощь, учитывающую принципы справедливости, социальной ориентированности.

Третьим направлением решения актуальных проблем развития отечественной фармации являются консолидация общественного мнения, деятельности общественных, научных и профессиональных организаций в области фармацевтической помощи; демократизация управления фармацевтическим сектором экономики, разработка и внедрение механизмов стимулирования отечественных производи­телей, оценка и осуществление инновационных и инвестиционных проектов, обеспечивающих научно-технические решения, способс­твующие резкому росту уровня фармацевтической помощи населе­нию за счет создания и внедрения новых лекарств, технологий и др.

Основными инструментами реформирования российского фар­мацевтического рынка и защиты прав потребителей должны являть­ся нормативно-правовые акты и другие формальные институты (формулярная система, стандарты лечения, объективная своевре­менная и доступная информация для врачей и провизоров, обучение населения использованию безрецептурных лекарств с целью ответс­твенного самолечения; использование правовых рычагов в борьбе с недобросовестной рекламой), а также неформальные институты (этические кодексы, философия фармацевтической деятельности XXI в., ориентированные на человека и общество, и др.).

Специально следует выделить такой инструмент защиты прав россиян на квалифицированную фармацевтическую помощь, как контроль лекарственного рынка по методикам, учитывающим достижения доказательной фармакотерапии, доказательной меди­цины, фармацевтической бдительности, фармакоэкономики, фармакоэпидемиологии и др. Такая методика нами разработана.

В связи с монетизацией льгот по дополнительному лекарствен­ному обеспечению проблемы фармацевтической помощи широко обсуждаются.

К сожалению, многие независимые ведущие специалисты, осо­бенно работающие в высших учебных заведениях страны, к реше­нию возникших проблем привлекаются слабо, в то время как именно в высших учебных заведениях проводятся весьма интересные и зна­чимые исследования, связанные с улучшением фармацевтической помощи россиянам.

Но процесс интенсификации общественного мнения пошел. Это позволяет надеяться на значительное улучшение фармацевтической помощи в нашей стране.

Следует отметить также, что в ответ на современную ситуацию, сложившуюся на фармацевтическом рынке, проводятся исследо­вания, обусловившие появление новых медико-фармацевтических наук и направлений, в том числе доказательной фармакотерапии, которая рассмотрена выше, фармакобдительности и фармакоэко­номики.

Во второй половине XX в. обострилась проблемная ситуация в области безопасности ЛС. Постоянно увеличивается число сообще­ний о нежелательных побочных реакциях (НПР). В глобальной базе данных ВОЗ по этой проблеме содержатся миллионы сообщений.

Как реакция на создавшуюся ситуацию сформировалось новое медико-фармацевтическое направление в науке «фармацевтическая бдительность» (фармаконадзор).

Цель этого направления - обеспечение безопасности больных при применении ЛС. В том числе снижение заболеваемости и смер­тности вследствие их использования.

Задачами фармаконадзора являются системные решения, обес­печивающие:

Создание национальной (государственной) службы фармаконад­зора;

Обучение и подготовку специалистов здравоохранения в области оценки соотношения польза/риск и рационального использова­ния ЛС;

Изменение стереотипов в работе врачей с целью сокращения ненужного и нерационального назначения лекарственных пре­паратов (полипрогмазия);

Изменения отношения больных к необоснованному применению лекарств, особенно при самолечении;

Реализацию образовательных и информационных программ для медицинских и фармацевтических работников и населения;

Выявление и изучение НПР.

Объектом изучения фармаконадзора являются:

Недостаточная изученность ЛС;

Недостаточная информированность медицинских и фармацевти­ческих работников и потребителей фармацевтической помощи;

Искажение и утаивание информации о НПР;

Медицинские ошибки;

Применение некачественных и фальсифицированных препаратов;

Использование ЛС по неизученным и неразрешенным показаниям;

Острые и хронические отравления ЛС;

Смертность, вызванная ЛС;

Злоупотребление ЛС;

Неблагоприятные взаимодействия лекарств с химическим! веществами, другими лекарственными препаратами и пищевы ми продуктами.

Гражданское общество, в соответствии с морально-нравственными нормами, все большее внимание уделяет защите прав пациента, его физического и психического здоровья, достоинства личности, что нашло отражение в концепции биоэтики, в т.ч. биомедицинской и биофармацевтической этики и биоэтики создания и клинических испытаний лекарств. Важными документами по этико-правовому регулированию биомедицинских исследований являются документы Совета Европы, Хельсинкская (Токийская) декларация Всемирной медицинской ассоциации в редакции 2000 г.; Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины (Овьедо, 1997 г.), Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, разрабатываемая Международным комитетом по биоэтике в консенсусе с Межучрежденческим комитетом ООН по биоэтике, Международным правительственным комитетом по биоэтике.

Одной из задач аптеки как учреждения системы здравоохра­нения является проведение просветительной работы среди на­селения, что регламентировано Министерством здравоохране­ния РФ. На аптеку возлагается "распространение среди населе­ния санитарно-гигиенических знаний и популярных сведений о лекарственных средствах".

Фармацевт обязан проводить просветительную работу, кото­рая является составной частью его деятельности. Для этого он получает многостороннюю подготовку в процессе обучения. Чтобы будущий фармацевт мог разбираться в сложном ком­плексе, каким является лекарство, правильно его применять и контролировать изготовление, преподаются теоретические ос­новы ботаники, биологии, микробиологии, химии, физики, ма­тематики, биофизики, биохимии, биофармации, технологии лекарств, биодинамики и др. На базе этих знаний фармацевт может проводить работу по гигиеническому воспитанию, ка­сающуюся лекарственного обслуживания населения.

Совместно с лечебно-профилактическими учреждениями ап­теки должны вести активную работу по повышению гигиени­ческого образования населения, объяснять значение мер пре­дупреждения инфекционных заболеваний, основ личной и об­щественной гигиены, гигиенического воспитания детей и др. Следует пропагандировать важность занятий физкультурой и спортом, вести борьбу со знахарством.

Важным моментом в деятельности сотрудников аптек явля­ется борьба с самолечением. В целях ранней диагностики, а также своевременного и правильного лечения заболеваний именно аптеки должны пропагандировать необходимость ран­него обращения к врачу.

Большое значение имеет освещение таких вопросов, как роль лекарств в лечении и предупреждении болезней, правильное употребление лекарственных препаратов, возможность возник­новения лекарственной болезни в результате неправильного применения лекарств, хранение лекарств в домашних условиях, значение этикеток и надписей на готовых лекарственных фор­мах и т. д. Следует уделять внимание роли витаминов в укреп­лении здоровья, правильному их применению. Необходимо разъяснить, какие предметы санитарии, а также первой помо­щи и ухода за больными должны быть в каждой семье. Аптеки, особенно сельские, должны знакомить население с полезными и ядовитыми растениями и привлекать его, в частности школь­ников, к сбору лекарственного растительного сырья. Следует знакомить население с простейшими методами очистки и обез­зараживания воды, хранения пищевых продуктов и т. д. Аптеч­ный работник должен знать основы эпидемиологии и методы дезинфекции для того, чтобы умело объяснить посетителям, ка­кими методами можно воспользоваться для борьбы с насеко­мыми, грызунами и другими переносчиками инфекционных за­болеваний.

Фармацевты в своей работе могут применять фактически все методы и средства по гигиеническому воспитанию.

В аптеках целесообразно сочетать устную, печатную и на­глядную формы пропаганды санитарных знаний в зависимости от конкретных условий.

Устная пропаганда предусматривает проведение лекций и бе­сед не только в аптеках, но и на промышленных предприятиях, в общежитиях, ДЭЗах, центрах медицинской профилактики и т. д. Можно использовать такую форму, как вечера вопросов и ответов, индивидуальные консультации, "Бюро справок". Все эти формы широко применяются во многих аптеках.

Печатная пропаганда в аптеках основана на использовании выпускаемой специальной литературы (плакаты, листовки, па­мятки), во многих аптеках оформляется "Доска вопросов и от­ветов". В аптекоуправлениях разработаны и отпечатаны тексты, разъясняющие действие лекарств и правила их применения.

Наглядная пропаганда предполагает показ медикаментов, ле­карственных растений, предметов ухода за больными, средств для оказания первой помощи, организацию тематических ста­ционарных и передвижных выставок. Приемлемы такие фор­мы, как организация "Уголка молодой матери", "Уголка здоро­вья", "Это полезно знать" и т. д., сочетающие наглядную и пе­чатную формы пропаганды гигиенических знаний.

На аптечной оберточной бумаге, коробках, пакетах содер­жатся главным образом такие сведения: "Точно выполняйте все назначения врача", "Не занимайтесь самолечением", "Читайте внимательно указания, как принимать лекарства", "Родители, давайте детям лекарство сами, точно соблюдая дозу", "Храните лекарства в недоступном для детей месте", "Точно соблюдайте указания относительно приема и хранения лекарств", "Перед употреблением взбалтывать", "Хранить в темном и прохладном месте", "Не оставляйте лекарство в открытом виде - оно пор­тится", "Не храните лекарство без обозначения" и т. д.

Аптечные работники, разъясняя посетителям аптеки вред са­молечения, должны советовать обращаться в соответствующие лечебные учреждения. С этой целью в торговом зале аптеки должен быть вывешен список ближайших лечебных учрежде­ний с указанием их адресов. Благодаря постоянному контакту с посетителями фармацевты могут наиболее широко проводить работу по гигиеническому воспитанию. Выдавая больному ле­карство, провизор-технолог должен дать рекомендацию по его хранению, определить сроки пользования лекарством, обратить внимание посетителя на возможность и признаки порчи ле­карства.

Необходимо шире знакомить население с задачами и функ­циями аптеки как учреждения системы здравоохранения с но­выми формами и методами работы аптек по улучшению лекар­ственного обслуживания населения, с развитием аптечной сети и фармацевтической промышленности в России, с достиже­ниями фармацевтической науки.

Большую роль в улучшении форм воспитательной работы в аптеках играют республиканские, областные, краевые и город­ские научные фармацевтические общества. На их совместных заседаниях с домами санитарного просвещения и научными ме­дицинскими обществами обсуждаются вопросы состояния про­паганды медицинских, гигиенических и фармацевтических знаний, намечаются комплексные планы мероприятий по ее осуществлению и улучшению с учетом общих и местных акту­альных задач здравоохранения.

Фармацевтические общества принимают участие в разработ­ке для врачей, педагогов, фармацевтов пособий и других мате­риалов по методике пропаганды знаний в области лекарствове­дения. Фармацевтические общества оказывают помощь цен­тральным и местным издательствам в определении тематики научно-популярной медицинской литературы, а также в выде­лении квалифицированных авторов, имеющих опыт популяри­заторской работы.

Фармацевты, как научные, так и практические работники, должны привлекаться к проведению просветительской работы через научно-популярные журналы "Здоровье", "Наука и жизнь" и др., в которых печатаются материалы профилактического ха­рактера. Совместно с лечащими врачами и гигиенистами фар­мацевты участвуют в выпуске фильмов, клипов, чтении лекций по радио, подготовке телевизионных передач, тематических ве­черов, организуемых центрами медицинской профилактики.

Правильно организованная и поставленная на должный уро­вень работа по гигиеническому образованию в аптеках будет способствовать постоянному повышению уровня знаний не только у населения, но и у самих аптечных работников, что приведет к дальнейшему улучшению лекарственного обслужи­вания населения.

Солонинина Анна Владимировна
Проректор, заведующая кафедрой УЭФ ФДПО и ФЗО, проф. Пермской ГФА, д.фарм.н.

Перед медицинскими и фармацевтическими работниками стоят вопросы:

  • на каком ЛП остановить свой выбор?
  • как повысить эффективность лечения?
  • как уменьшить нежелательное действие ЛП?
  • как осуществить замену ЛП?
  • как оптимизировать стоимость терапии?
  • как улучшить качество жизни больного человека?

Врач в XXI в. не успевает следить за постоянно обновляющимся ассортиментом лекарств, данными по фармакотерапии, проявляя вынужденный консерватизм в назначении ЛС, пользуется в среднем 20-30 препаратами в ежедневной практике, не всегда выписывает рецепты.

Пациент в XXI в. - грамотный и требовательный потребитель. Он осторожно относится к приему ЛС. В моде здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек. Меньше обращается к врачам, чаще к фармацевту, а чаще прибегает к самолечению.

Фармацевт (провизор) в XXI в. - консультант врача и пациента. Его рекомендации влияют на выбор препаратов. Он оказывает помощь при выборе ЛС для самолечения, принимает участие в поддержании здоровья населения и рациональном применении ЛС. Он должен быть и диагностом, и психологом, и маркетологом, и диетологом, и бизнесменом, и юристом.

Почему сегодня пациент, минуя врача, обращается за помощью в аптеку?

Потому что это доступнее. Помимо этого фармацевтические работники больше знают о лекарствах, могут идентифицировать проблемы, связанные с лекарствами, давать рекомендации для решения проблем, отправлять в необходимых случаях к врачу, улучшать знания врачей и пациентов о лекарствах, консультировать их, контролировать применение лекарств, терапевтические результаты и принимать ответственные решения.

Аптека - наиболее подходящее место для продвижения здорового образа жизни и информирования о факторах риска.

Руководства по правилам Надлежащей аптечной практики (НАП):

  • 1993 год - «Стандарты качества аптечных услуг», МФФ (FIP);
  • 1996 год - «Надлежащая аптечная практика в общественных и больничных аптеках», ВОЗ, МФФ;
  • 1998 год - «Надлежащая аптечная практика в Европе», PGEU (фармацевтическая группа Евросоюза);
  • 2001 год - «Надлежащая аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов», ВОЗ;
  • 2006 год - Руководство «Разработка фармацевтической практики, направленной на заботу о пациентах», ВОЗ и МФФ.

Цель разработки и внедрения руководства по НАП - изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, особенно в отношении укрепления здоровья и профилактики заболеваний, безопасного, эффективного и экономичного самолечения, выявления и решения проблем, касающихся применения ЛС.

О роли фармацевта в современном мире - Совещания ВОЗ совместно с МФФ и другие мероприятия с участием ВОЗ:

  • Нью-Дели, 1988 г. - «Содержание фармации и функции фармацевтов»;
  • Мадрид, 1988 г. - «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке»;
  • Токио, 1993 г. - «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества»;
  • Ванкувер, 1997 г. - «Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ»;
  • Гаага, 1998 г. - «Роль фармацевта в самолечении и самомедикации».

Роль фармацевта:

  • эксперт назначения лекарств;
  • содействует самолечению;
  • содействует пропаганде здорового образа жизни;
  • в центре деятельности - развитие правил НАП;
  • забота о здоровье людей имеет больший приоритет, чем продажа лекарств.

Фармацевтический работник - не торговец, а носитель специализированных знаний, советчик врача и больного в вопросах выбора препаратов, ключевая фигура в обеспечении ЛС.

Предназначение фармацевтического работника - содействие укреплению здоровья, профилактике заболеваний, оказание фармацевтической помощи.

Изменение роли фармацевтического работника (опыт некоторых зарубежных стран):

  • фармацевт (провизор) как консультант при выборе препаратов для лечения и определении рационального использования лекарств;
  • подход, направленный на пациентов (фармацевтическая помощь);
  • некоторые обязанности врача передаются фармацевтам (провизорам);
  • фармацевт (провизор) принимает участие в программах укрепления здоровья и профилактики заболеваний (прекращение курения, забота о диабете, услуги против астмы, управление гипертонией, участие в программах по допинг-контролю - информационно-консультационные услуги спортсменам и тренерам);
  • партнерство с врачами по рациональному назначению и использованию лекарств;
  • диагностические услуги;
  • регистрация пациентов и учет отпуска ЛС пациентам;
  • посещение на дому.

Некоторые обязанности врача передаются фармацевту (провизору):

  • право выписывания рецептов при наличии клинического плана лечения пациента, подписанного врачом, прохождении специального обучения фармакологии и терапии (25 дней теоретических и 12 дней практических занятий), в пределах ограниченного формуляра ЛС (Великобритания);
  • совместное управление терапией - по соглашению с врачом определяется, в каких ситуациях фармацевт может инициировать, модифицировать или прекращать медикаментозную терапию пациентов (42 штата США);
  • участие в больничном обходе - коррекция терапии, контроль состояния пациентов.

Специальные услуги, предоставляемые аптеками в государствах ЕС:

  • предоставление информации по лечению недомоганий и применению ОТС-препаратов;
  • посещения на дому, выписывание рецептов (Великобритания);
  • регистрация пациентов (Нидерланды);
  • определение АД;
  • определение содержания холестерина и глюкозы в крови;
  • предоставление санитарно-просветительных брошюр.

В итоге, начиная с 1988 г., перед фармацевтами были поставлены новые цели. Фармация признана полноправной медицинской профессией в Европе. Повысилась значимость роли фармацевта (провизора) в системе здравоохранения. Принята Резолюция ВОЗ о роли фармацевта. Взят курс на объединенные усилия с МФФ и другими организациями по развитию НАП и фармацевтической помощи.

Фармацевтическая помощь - это:

  • «обеспечение надежности лекарственной терапии для достижения определенного результата, который бы улучшил качество жизни пациента» (C.D. Helper и L.M. Strand в 1989 году);
  • ответственное предоставление фармакотерапии с целью достижения определенных результатов по улучшению или сохранению качества жизни пациента; процесс сотрудничества, направленный на предотвращение или выявление и решение проблем, касающихся здоровья и использования лекарств - Совещание в Гааге «Роль фармацевта в самолечении» (Голландия, 1998 г.);
  • обращенная на пациента, ориентированная на результаты фармацевтическая практика.

Основополагающая идея концепции фармацевтической помощи ВОЗ заключается не только в обеспечении ЛС, ТМН, медицинскими услугами, но и в оказании помощи людям и обществу в целом с наибольшей эффективностью через осуществление деятельности, направленной на:

  • предотвращение ухудшения здоровья населения;
  • достижение максимальной терапевтической пользы;
  • избежание неблагоприятных побочных действий;
  • обеспечение качества использования ЛС каждым больным;
  • ориентирование всех элементов аптечных услуг на отдельную личность.

Главное в концепции - принятие фармацевтами доли ответственности за исход лечения, наряду с другими работниками здравоохранения и больными.

Концепция особенно актуальна применительно к особым группам населения, таким, как люди пожилого и старческого возраста, беременные женщины, дети, хронические больные, а также к обществу в целом, поскольку позволяет сдерживать расходы на здравоохранение.

Рациональное использование лекарств при оказании фармацевтической помощи базируется на трех элементах:

  • пропаганде здорового образа жизни;
  • профилактике и выявлению заболеваний;
  • участию в управлении течением хронических заболеваний.

Несмотря на то, что основы концепции фармацевтической помощи и НАП в основном идентичны, можно сказать, что НАП является одним из путей осуществления фармацевтической помощи.

По материалам круглого стола «Аптечная секция» в рамках "ФармМедОбращения-2008"

Вся история медицины характеризуется тесным партнерством врача и провизора. Этот тандем в значительной мерс сохраняется и в наши дни. Поэтому аптека не может рассматриваться как простое предприятие розничной торговли, подобно тому, как эго делается на рынке потребительских товаров. Несмотря на то что на Rx-рынке выбор препарата для лечения заболевания делает врач, провизор оказывает существенное влияние на то, какой препарат будет в конечном итоге использован. Аптека и се сотрудники оказывают влияние на потребление медикаментов тремя основными путями: 1) формированием ассортимента;

2) предложением замены препарата-аналога в случае отсутствия выписанного лекарственного средства; 3) осуществлением консультационной и информациоииой деятельности.

Формирование ассортимента. Каждая аптека формирует свой ассортимент. Этот процесс опирается главным образом на экономические аргументы - будучи предприятием торговли, аптека стремится извлечь из своей деятельности максимум прибыли и мало заботится о том, чтобы в ее ассортименте были все медикаменты, необходимые для лечения всех заболеваний. Главная особенность аптеки по сравнению с большинством предприятий розничной торговли состоит в огромном ассортименте товаров. Причем многие из этих товаров имеют аналоги как в виде того же самого лекарственного препарата, произведенного другой фирмой под другим торговым названием, так и в виде другого лекарственного препарата, близкого по своей фармакологической активности. И если замена одного препарата на другой во втором случае может быть сделана далеко не во всех случаях, то в первом является почти общей практикой. Такая ситуация создает для аптеки большую свободу в формировании своего ассортимента. Аптека может не включить в список приобретаемых препаратов любое средство, не входящее в третью или четвертую сотню товарных позиций своего ассортимента, и при этом не почувствует этой потери. Для исключенного же препарата такое решение многократно повышает вероятность замены. Поэтому производитель обязательно должен учитывать, что опасность невключения почти каждого отдельно взятого препарата в закупочный лист аптеки весьма велика, и только целенаправленная работа маркетинговых подразделений фирмы-производителя с аптеками может гарантированно предотвратить это.

Замена препарата. В соответствии с законом работникам аптек разрешено осуществление генерической замены отсутствующих в продаже лекарств. Генерической называется замена препарата на его аналог - препарат с тем же действующим веществом, в адекватной форме и дозировке, чтобы быть используемым вместо заменяемого лекарства. В мире существуют три системы генерической замены.

Система полной генерической замены. Позволяет фармацевту без всяких ограничений при необходимости выдавать вместо прописанного препарата его синоним.

Система запрещающих пометок в рецепте. В бланке рецепта может быть предусмотрено поле, в случае пометки врачом которого фармацевт не имеет права выдавать никакой препарат, кроме прописанного. Во всех остальных случаях (т. е. если поле осталось незаполненным) фармацевт имеет право на замену. Легко понять, что при этой системе именно дозволенность замены является нормой.

Система разрешающих пометок в рецепте. В этом случае особое поле должно быть заполнено врачом, чтобы разрешить замену. Нормальным же (пометки нет) считается ее запрет. Система разрешающих пометок наиболее жестко ограничивает право фармацевта на замену.

Кроме того, в ряде стран широко распространена практика выписки рецепта с указанием в нем МНН. В этом случае фармацевту фактически передается право даже не замены, а выбора данного препарата из всех имеющихся синонимов.

В современной России фактически действует система полной генерической замены, дающая максимально широкие полномочия работникам аптеки. Между тем известно, что эта система вызывает повышенные риски, связанные с побочными эффектами от неодинакового воздействия на пациентов разных препаратов с одним и тем же действующим веществом. В некоторых случаях эти различия могут быть весьма значительными. Например, согласно проведенным исследованиям, терапевтически эквивалентные дозы присутствовавших на российском рынке синонимов известного АПФ-ингибитора эналаприла дали трехкратный (!) разброс значений: от 12 до 36,6 мг в сутки но разным препаратам (АЛО. Юдин с соавт., 2008). Когда выбор конкретного препарата из ряда синонимов осуществляет врач, он сознательно учитывает подобные различия. Если же выбор проводит фармацевт, не имеющий опыта врачебной работы с препаратами, он ориентируется только на указанные на упаковке данные о содержании действующего вещества и, следовательно, может допустить серьезные ошибки. Сходным образом фармацевт нс может знать клинических отличий действия разных синонимов, большей или меньшей степени проявления побочных эффектов.

При этом рекомендации аптечных работников весьма действенны. По данным опросов Финансовой академии (ныне Государственный финансовый университет при Правительстве РФ), в московских аптеках в конце 90-х годов покупатель примерно в 45 % случаев соглашался с предложенной ему фармацевтом/провизором генерической заменой (А.Ю. Юданов и соавт., 2008).

Помимо генерической существует и терапевтическая замена. В этом случае препарат заменяется лекарством, применяемым при том же заболевании, но имеющим другое действующее вещество. Фактически в этом случае меняется способ лечения, выбор которого, как известно, является исключительной прерогативой врача. Поэтому фармацевтам терапевтическая замена рецептурных препаратов запрещена.

Консультативная деятельность. Профессиональный уровень работников аптек в России чрезвычайно высок. Около 20 % от общего числа работников (включая уборщиц, шоферов и кассиров и т. п.) в аптеках составляют специалисты с профильным высшим образованием. А работниками первого (рецептурного) стола по закону могут быть исключительно провизоры. Высокая профессиональная подготовка фармацевтов позволяет им выполнять функцию адаптации предписаний врача к реально имеющемуся выбору лекарств, а также помогать в выборе ОТС-препаратов. Консультационная деятельность фармацевта имеет наибольшее значение для ОТС-рынка. Именно при выборе безрецептурного препарата фармацевт компенсирует своей помощью недостаточную информированность пациента о свойствах препарата. С просьбой о консультации к фармацевту обращается до половины посетителей аптек, что свидетельствует об исключительно важной роли фармацевта в выборе лекарственных средств.

Кроме консультаций покупателям, фармацевты часто информируют врачей о наличии препаратов, появлении их аналогов (синонимов) и о прочих поступлениях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль психологии в деятельности фармацевта

1. Провизор (фармацевт) и посетитель аптеки

Психология взаимоотношений

Специфика работы в торговом зале аптеки состоит в том, что работникам приходится постоянно общаться с большим количеством различных людей. Поэтому здесь должны работать люди, не только имеющие склонность к такому труду, но и обладающие способностью к общению.

Психологическими требованиями для таких работников являются: уравновешенность, собранность, острота ощущений и восприятий, скорость реакции, хорошая память, внимание и наблюдательность.

Поэтому провизорам (фармацевтам), работающим в постоянном контакте с больными, должны быть присущи следующие психологические качества:

1. Чувствительность к различию формы, цвета, величине товара аптечного ассортимента.

2. Чувствительность к человеческой речи (для установления нормального контакта с больным).

3. Хорошая зрительная память (для информации о лекарствах и быстрого нахождения необходимого лекарственного препарата или других товаров медицинского назначения).

4. Сосредоточенность внимания (при обслуживании конкретного больного).

5. Устойчивость внимания (сохранение работоспособности на протяжении рабочего дня).

6. Хладнокровие и выдержка (при разрешении конфликтных ситуаций).

7. Эмоциональная устойчивость и уравновешенность.

8. Старательность и добросовестность.

9. Владение речью.

Провизору (фармацевту) надо уметь дифференцировать посетителей аптеки, с тем, чтобы безошибочно выбирать тон и направление в разговоре с больным.

Прежде всего, посетителей аптеки надо разделять по полу и возрасту. Женщины больше знают лекарства, их действие. Им чаще приходится лечить близких и они все хотят узнать о препаратах.

Мужчины, наоборот, стараются скорее покинуть аптеку, поэтому их надо «задержать» и объяснить, как принимать, хранить лекарство и т.д. Пожилые люди часто хотят поговорить, посоветоваться и провизор обязан удовлетворить их желания.

Больных надо разделять также по типу нервной системы: к стеснительным проявить участие и внимание, к раздражительным отнестись спокойно и предупредительно, к обидчивым - тактично, к грубым - сдержанно, хладнокровно, сохраняя собственное достоинство.

Кроме того, больных надо дифференцировать, исходя из состояния болезни: начало болезни, разгар болезни, период выздоровления (инкурабельные больные, хронические).

Провизор должен быть со всеми одинаково вежлив и приветлив, стараясь как можно быстрее обслужить всех. Ему необходимо строить свою речь так, чтобы оказать действие на мысли и чувства больного. Разговор должен носить форму краткого диалога и содержать только те слова, которые убедят больного в эффективности лечения.

Логичность мыслей достигается формулой: состав, применение, эффект.

Эффективность лечения в большей степени зависит от соблюдения больным правил приема и хранения лекарства. Поэтому, называя состав и применение лекарства, провизор обязан объяснить больному, почему прием должен быть до, а не после еды, а частота приема через каждые 4, а не 6 часов и т.д. Это даст больному возможность активно участвовать, в лечении, верить в него.

Психологи установили, что человек запоминает только 1/5 часть услышанного, поэтому провизору необходимо четко, а может быть, и дважды объяснить способ и время приема лекарства.

Не надо жалеть времени на разъяснение порядка и частоты приема, хранения медикаментов.

Особенно если лекарство назначено детям, пожилым или малограмотным людям, а также, если оно выписано впервые. Если же лекарство назначается повторно и фармацевтический работник уверен, что больной знает, как его применять, то достаточно ограничиться пожеланием скорейшего выздоровления. За счет такой дифференциации посетителей аптеки можно найти время для беседы с больным, который в этом особенно нуждается.

В разговоре с больным необходимо избегать общих фраз, научных терминов, длинных предложений, надо четко и просто излагать свои мысли.

При общении с больным недопустимы проявления раздражительности, обиды, спешки, нетерпеливости, заносчивости, неприязни. Тактичный и сдержанный разговор с больным имеет немаловажное значение для установления личных симпатий между больным и провизором.

Больной обычно находится в состоянии подавленности, болезнь и связанные с ней опасности нервируют его, вызывают повышенную ранимость. В таких ситуациях фармацевт (провизор) должен уметь развеять мысли, гнетущие больного, завоевать его доверие, сдержать себя, свою реакцию на возможную грубость больного, извинить его.

Особое внимание и теплоту следует проявлять к онкологическим больным, к больным с заболеванием крови и другими болезнями, плохо поддающимися лечению. Если такие больные или их родственники получают лекарства из аптеки, то препараты следует выдавать без аннотации, из которых больной может узнать свой диагноз. В случае, если больной спрашивает, от какой болезни выписано лекарство, рекомендуется не называть болезни, я лучше указать влияние препарата на отдельные органы, симптомы заболевания (тонизирует нервную систему, снижает кровяное давление, укрепляет сердце и т.д.).

Для установления хорошего контакта с больным большое значение следует придавать речи, тембру, интонации голоса, мимике. Слишком быстрая речь, даже если она убедительна, не произведет должного впечатления. Провизор должен владеть своим голосом, иметь достаточный лексикон. Не надо кричать или говорить шепотом: и то и другое - признак неуважения и бестактности. Утомляет и монотонность речи. Надо помнить, что интонация голоса - посланник радости или огорчения, тепла или холода. Больным приятно слышать приветливое обращение.

Эмоции больного во многом зависят от того, как провизор ответит на вопрос: «Имеется ли в аптеке нужное лекарство? Фразу «Нужного Вам лекарства в аптеке нет» можно сказать по-разному и вызвать разную реакцию у больного. Если в аптеке нет нужного лекарства, необходимо сначала согласовать вопрос с врачом о замене данного препарата другим, равноценным по действию; направить больного в справочное бюро или другую аптеку, в которой данный препарат имеется оставить рецепт на гарантию, заполнить открытку на отсутствующее лекарство с тем, чтобы известить больного при его поступлении. Словом, приложить максимум усилий, чтобы больной получил необходимое ему лекарство. Больной должен видеть, что провизор делает все от него зависящее, чтобы обеспечить его лекарственным препаратом.

Анкетным опросом заведующих аптек о типе нервной системы провизора-технолога, занятого приемом рецептов и отпуском лекарств, и сопоставлением с нареканиями посетителей установлено, что больше всего жалоб (83%) на грубое отношение к больному выпало на долю флегматиков (33%), меланхоликов (19%) и холериков (28%) и лишь небольшой процент (3%) на долю сангвиников. Из этого следует, что заведующим аптек следует знать и помнить о типе нервной системы сотрудников при расстановке кадров.

Одним из важных принципов деонтологии, с помощью которого создается первое впечатление об аптеке, является внешний вид аптечного работника. Следует помнить, что внешний вид провизора - своего рода визитная карточка аптеки: по тому, насколько провизор аккуратен, подтянут можно судить об аптеке в целом. Небрежность провизора вызывает не только чувство досады у больного, но и сказывается на самом провизоре: у него плохое настроение, повышенная нервозность, недовольство собой и всеми окружающими, неуверенность в себе. А ведь иногда первое впечатление, произведенное провизором на больного, определяет их дальнейшие взаимоотношения.

Фармацевту необходимо придавать большое значение аккуратности, опрятности. Косметика должна подчеркивать красоту лица, быть умеренной и эстетичной, иначе она может сделать лицо вульгарным. Работникам аптек стоит воздержаться от яркого лака для ногтей, обилия украшений, от пышных причесок, выбивающихся из-под шапочки. Одежда должна быть строго установленной формы, но по фасону халат может быть индивидуальным, со строгой, но модной отделкой. Халат и шапочку можно украсить эмблемой «змея и чаша». Обязательно следует носить сменную обувь, которая должна отвечать трем качествам: быть красивой, удобной и соответствовать аптечной форме.

Провизор должен стараться быть привлекательным, поскольку обаяние содержит в себе, прежде всего, уважение к другому. А.П. Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Быть воспитанным и обаятельным - значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. «Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится так дешево, как вежливость» - писал Сервантес.

2. Методы общения провизора (фармацевта ) с посетителями аптеки

Социально-психологический подход к взаимоотношениям провизора (фармацевта) и больного (посетителя аптеки) позволяет определить их как особую форму доверительного общения.

Установление психологического контакта с больным состоит в умении приспособиться к нему, познать и понять его особенности.

Фармацевтический работник должен строго научно дифференцировать больных и соответственно выбирать метод общения с ними. При этом рекомендуется использовать следующие методы психотерапевтического воздействия на больного.

1. Общая психотерапия: информация, разъяснение, успокоение, эмоциональная поддержка и т.п.

2. Специальная психотерапия: убеждение и внушение.

3. Социальная терапия: сопереживание, совместная радость в ходе улучшения здоровья, радость выздоровления, активная медикаментозная помощь.

Правильный психологический подход к больному - это своего рода уже психотерапия.

При общении с посетителями аптек фармацевтический работник должен проявить следующие качества:

1. Уважение к личности больного:

Внимательность;

Вежливость;

Культура обслуживания;

Доброжелательность, чуткость.

2. Взаимопонимание.

3. Терпимость:

Выдержка;

Спокойствие, ровное настроение;

Приятное выражение лица;

Умение противостоять утомлению.

Провизору (фармацевту) надо уметь различать посетителей по группам заболеваний, возрасту, типам отношения к своей болезни, к лечению, к лекарству и по реакции больного на них.

Больные по восприятию своего заболевания подразделяются на три группы.

К первой относятся те, которые недооценивают серьезности своего заболевания. Поэтому провизор (фармацевт) должен обратить внимание на отношение больного к своему лечению, на соблюдение режима, времени приема лекарства.

Ко второй - больные, которые переоценивают серьезность своего заболевания. Провизор (фармацевт) должен их успокоить, вселить веру в лекарство, в его целебную силу.

Третью группу составляют люди адекватно воспринимающие свою болезнь. Таких больных провизор (фармацевт) должен окружить теплом и заботой, и конечно, безотказной квалифицированной медикаментозной помощью.

Дифференциация больных поможет провизору определить форму контакта с ними. Существует две формы контактов:

1. Руководство больным.

2. Сотрудничество (партнерство) с ним при лидерстве провизора.

Стиль беседы с больным соответствует форме контакта. Лидерский (руководящий) стиль беседы необходим больным, которые нуждаются в опеке, которые испытывают сомнения, являются слабовольными, разочарованными в лечении, во враче, не верящими в лекарство и т.д.

Партнерство необходимо в общении с эмоционально напряженными больными, охваченными страхом, инкурабельными. В этом случае рекомендуется применять один из методов психотерапии - метод рассеивания страхов.

Одним из самых сильных методов психотерапевтического воздействия является метод убеждения. Убеждение есть основа рациональной психотерапии. Используя этот метод, провизор на основании логических доводов и эмоционального убеждения «обращает больного в свою веру».

Поэтому структура первичной беседы с больным должна быть следующей:

1. Установление контакта, атмосферы доверия, откровенности, взаимоуважения и взаимоудовлетворения общением.

2. Предоставление больному доступной информации о составе рецепта, фармакологическом действии входящих в пропись ингредиентов.

3. Объяснение больному о способах применения лекарства и правил его хранения в домашних условиях.

4. Нацеливание больного на эффективность лекарственного препарата, описание ему ожидаемого результата («благодаря сосудорасширяющему действие препарата должно нормализоваться кровяное давление»).

5. Обсуждение проблемы лекарственной терапии, беспокоившей больного.

6. Подведение итогов беседы. При этом очень важно для провизора решить вопрос, как его принял больной. Для этого надо применить контроль «с помощью обратной связи»: расспросить больного и уточнить воспринятую им информацию. Особенно это важно для посетителей с выраженными эмоциональными расстройствами (страх, тревога, возбудимость, угнетенность и т.д.).

Вся беседа с больным должна носить коммуникативный характер и включать информацию, разъяснения, обучение, убеждение, эмоциональную поддержку.

Информационная эффективность общения провизора и больного зависит от правильности понимания больным сообщенных ему провизором сведений. При этом коммуникативная сторона взаимоотношения провизора и больного часто осложняется следующими факторами:

Неумением провизора вызвать расположение больного;

Дефицитом времени (как у провизора, так и у больного);

Отсутствием интереса у больного к общению с провизором;

Репликами стоящих в очереди к провизору других больных или здоровых посетителей.

Провизор может быть усталым, но свое утомление он не должен показывать больному, быть ровным и внимательным.

3. Облик современного провизора

Провизор не только специалист, но и гражданин, общественный деятель, помимо фармации он должен разбираться в важнейших вопросах общественной жизни страны. Не признавая научной и медицинской деятельности вне гражданственности, И.П. Павлов с гордостью писал: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, насколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему Отечеству».

Образование провизора должно быть возможно более полным, глубоким и совершенным.

Однако само по себе такое образование окажется недостаточным, если оно не будет постоянно сопровождаться воспитанием (самовоспитанием) нравственности и стремлением к активной, продуктивной, полезной деятельности.

Истинный провизор - высоконравственный человек и действует во имя дела и долга перед больным, перед избранной им профессией, во имя долга перед обществом.

Главной оценкой затраченного провизором труда и энергии служит более эффективная и совершенная помощь больному. Причем это способствует как накоплению профессионального опыта, так и повышению авторитета провизора.

Авторитет провизора имеет важное значение для налаживания общения с больным. Авторитет любого медицинского работника базируется на глубоких познаниях в своей области, умении спокойно, правильно и быстро понять больного. Немаловажны здесь личное обаяние, прямота, доброжелательность, искренность, сердечность, природная скромность - все то, что определяет моральный облик человека.

Призвание провизора, как любого медицинского работника, состоит в энтузиазме, безвозмездном даровании здоровья и счастья страдающему.

Слово провизора - один из чудеснейших целителей. Однако при неправильном использовании оно может превратиться в орудие, губящее больного. Правильно выбранное и ко времени использованное, слово является воспитателем больного, исправляет ошибки в его поведении. Наряду с этим слово обучает больного, совершенствуя и обогащая знания, навыки и опыт как в охране здоровья, так и в борьбе с болезнью.

Гуманизм медицинского работника в психологическом отношении был и остается ведущим фактором в общении с больным.

аптека психологический больной фармацевт

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль общения в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Средства общения и способы коммуникативного воздействия. Развитие навыков профессионального общения. Стадии установления психологического контакта. Виды ролевого поведения.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Особенности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур. Исследование особенностей общения сотрудников правоохранительных органов. Анализ результатов диагностики стилей общения сотрудников, выявления предпочитаемой формы поведения.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2010

    реферат , добавлен 13.11.2015

    Значение профессионального общения в сфере деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психологические закономерности общения сотрудников данной сферы. Технологии эффективного воздействия на партнера по общению в ситуациях служебной деятельности.

    реферат , добавлен 25.12.2014

    Функции и специфика общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона. Вербальные и невербальные средства общения. Факторы, способствующие установлению контакта. Свойства характера, психологические установки, эмпатия.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Понятие делового общения. Устный и письменный способы обмена информацией. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции общения. Этические и культурные требования к выступлению с речью. Установление контакта с аудиторией, жесты и мимика оратора.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    Предмет и задачи психологии. Особенности житейской психологии. Формирование нервной системы. Этапы развития психологической науки. Основные представления о сознании с точки зрения гештальтпсихологии. Свойства соматической нервной системы человека.

    курс лекций , добавлен 14.01.2011

    Категории делового общения и принципы, применяемые в деловых беседах, правила хорошего тона. Специфика управленческого общения в организации, стили руководства, их признаки. Культура проведения профессиональных переговоров, конфликты, пути их разрешения.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Изучение влияния типа нервной системы на развитую степень проявления внимания. Психодиагностическое исследование типов нервной системы и свойств внимания. Свойства темперамента. Характеристика подросткового возраста. Формирование усидчивости и поведения.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Функции общения. Роль сознательного, бессознательного, вербальных и невербальных компонентов в профессиональном общении сотрудников таможенных органов. Виды профессионального общения сотрудников ОВД. Личностная типология "трудных" для общения людей.

© advancerealty.ru, 2024
Кредит. Ипотека. Микрозаймы. Долги. Банкротство