Сметного нормирования в строительстве определение. Ценообразование и сметное нормирование
Строительная продукция - это благо, созданное подрядными организациями. К ней относятся введенные в эксплуатацию здания и сооружения производственного, непроизводственного характера; их реконструкция, ремонт, техническое переоснащение; монтаж оборудования и его наладка. Ценообразование в строительстве базируется на применении сметных норм, которые соответствуют современному уровню технологии ведения работ и техники. Поэтому сметное нормирование и ценообразование в строительстве - это два неделимых термина для определения стоимости блага, созданного подрядными организациями.
Особенности ценообразования в строительстве
Зависимость цены на продукцию этой сферы от множества факторов затрудняет ее определение. Сметное нормирование и ценообразование в строительстве от чего зависит? Отличительными особенностями ценообразования в этой области являются:
- разные функциональные назначения сооружений, зданий; их архитектурные и строительные решения; номенклатура материалов, оборудования; организация - все эти составляющие диктуют условия необходимости разработки нового проекта на каждый заказ;
- разные климатические, геологические условия площадок под строительство объектов по типовым проектам характеризуются разными объемами работ;
- неподвижность продукции или ее территориальная закрепленность; этой особенностью обусловлено передвижение работников и строительных машин к объекту;
- большие временные затраты.
Для определения всех затрат по возведению объектов строительства, их ремонта и реконструкции в денежном эквиваленте было разработано сметное нормирование и ценообразование в строительстве.
Структура стоимости объекта
Получение конечного продукта строительства не обходится без затрат, которые возникают при осуществлении разных видов работ. Их принято классифицировать следующим образом:
- строительные работы;
- монтажные;
- мебель, инвентарь и оборудование;
- прочие затраты.
Сметное нормирование и ценообразование в строительстве дает сведения обо всех затратах на выполнение перечисленных работ.
Каждый вид работ подразумевает свой состав. К ним относятся каменные, земляные; возведение металлических, бетонных и деревянных конструкций; устройство наружных и внутренних коммуникаций. Состав монтажных работ: устройство установка оборудования в проектное положение; монтаж линий электроснабжения.
Сметное нормирование
Сметное нормирование и ценообразование в строительстве - что это и для чего необходимо? Для ответа на этот вопрос достаточно дать определение сметной норме и выяснить задачи нормирования.
Совокупность ресурсов (трудозатрат, времени работы машин и механизмов, расхода материалов, необходимых для выполнения работ, связанных с получением строительного продукта) принято называть сметной нормой. Ресурсы выражены в натуральных единицах и имеют норму расхода на принятую единицу измерения.
Норм, учитывающих современный уровень техники, материалов и технологии, является главной задачей сметного нормирования. Предпосылкой создания которая используется по сей день, было наличие ЕНиРов на все виды работ, по которым оплачивался труд рабочих и определялся расход материалов. ЕНиР - это совокупность документов, регламентирующих единые нормы и расценки стройработ, которые имели популярность в Советском Союзе.
Сметное нормирование и ценообразование в строительстве
Лекции по данной теме и специальная литература выделяют 4 основных вида нормативов в России:
- государственные;
- отраслевые или ведомственные;
- территориальные;
- индивидуальные.
Также сметные нормативы подразделяются на укрупненные и элементные (все вышеперечисленные). Укрупненные нормативы - это нормативы накладных расходов, затрат на содержание служб заказчика и т.п.
Государственные, отраслевые и территориальные сборники разрабатываются в центрах ценообразования.
Документация
Чтобы что-либо начать строить или производить ремонт, необходимо заключить договор между заказчиком и подрядчиком. Основанием для заключения договора должна быть сметная документация, в которой определена стоимость будущих работ. Для составления сметы нужен проект. Получается, что для создания строительной продукции необходимо пройти три стадии документации. Сметное нормирование и ценообразование в строительстве присутствуют на каждом этапе.
Первая стадия - проектирование. На ней просчитываются объемы работ, определяется технология их проведения. Затем по проекту разрабатывается сметная документация, количество и тип которой определяется стадиями проектирования. Как правило, обязательно составляется который обозначает стоимость всех строительных работ.
Вторая стадия - договоренности. Выбор исполнителя работ происходит на конкурсной основе по предложению наименьшей цены. Цена работ на и заключения договора разная. На первой стадии учтены все затраты, которые понесет заказчик при строительстве объекта, а на второй - учтены лишь те расходы, которые необходимо будет понести подрядчику. Например, стоимость прохождения экспертизы сметы ляжет на плечи заказчика, но не подрядчика.
Третья стадия - расчет. Подрядчику ежемесячно за проделанную работу на объекте необходимо платить деньги, в случае если заказчика ее качество устраивает. На этом этапе формируются акты, которые рассчитываются на основании сметной документации, по которой был заключен договор.
Функции сметной документации
- Это основание для заключения договора.
- Помогает в определении лимита капитальных вложений.
- Является основанием для калькуляции производственных издержек.
- Производит разбивку процесса строительства на этапы.
- Это показатель эффективности капвложений.
Для ознакомления и познания можно более подробно ознакомиться с предметом «Сметное нормирование и ценообразование в строительстве». Семинар по теме проводится сертифицированными организациями ежеквартально и доступен каждому обывателю.
Эффективная работа с программой «ГРАНД-Смета»
Практический курс направлен на обучение составлению всех видов сметной документации для определения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ в программе «ГРАНД-Смета», версия 8.1.
Компетентные преподаватели Центра профессионального образования «ТехноПрогресс» расскажут о том, как пользоваться нормативной базой, как создать объектную смету в «ГРАНД-Смете», какие методы расчетов существуют, как осуществляются экспертизы смет и пр. Кроме того, в процессе обучения будут рассмотрены программы «ГРАНДСтройИнфо» и «ГРАНД-Смета ПИР».
Обучение ГРАНД-Смете проходит с учетом всех последних изменений в законодательстве (Приказ Минстроя России № 899/пр от 11.12.2015; Федеральный закон № 44-ФЗ; Приказ Минстроя России № 675/пр от 21.09.2015; Федеральный закон № 402-ФЗ и пр.).
Курсы «ГРАНД-Смета» рассчитаны на небольшие группы (не более 10 человек). Именно так достигается наилучший эффект обучения - каждому слушателю уделяется максимум внимания, а если у него есть какие-либо затруднения со сметными формами, составленными в процессе трудовой деятельности, преподаватель рассмотрит их, укажет на ошибки, подскажет, как сделать правильный вариант.
Во время учебного процесса слушатели получат информативный раздаточный материал: пример расчёта коэффициентов к ПНР; ПНР армоблоков; Индексы Минстроя РФ (2кв-л) 2016 г. и др.
Теория и практика составления смет на проектно-изыскательские работы (ПИР)
Уникальный курс направлен на обучение оценке стоимости проектных и изыскательских работ в условиях современного рынка и с учетом всех нормативных документов (сборник цен на проектные работы для строительства, сборник цен на изыскательские работы для капитального строительства и др.).
В процессе обучения слушатели обретут теоретические знания федеральной и московской систем формирования цен на данный вид работ для наиболее четкого определения сметной стоимости, а также научатся составлять сметы, используя различные программы: Microsoft Excel, модуль ПИР в программе ГРАНД-Смета; программный комплекс «ПИР» компании «Инфострой» (г. Санкт-Петербург).
Составление смет в системе ПИР - задача, требующая большой сосредоточенности и внимательности. Наши преподаватели, имеющие внушительный опыт работы, помогут составить первые локальные сметы, проанализируют их с поправками на существующие в данный момент расценки .
Все слушатели получат презентации по каждому модулю курса, шаблоны форм, практические задачи по составлению смет на проектные работы, а также регламентирующие документы и сборники.
Исключительность обучения на курсах ПИР в Центре профессионального образования «ТехноПрогресс» - небольшие группы. Таким образом, мы гарантируем индивидуальный подход и максимальное внимание к каждому слушателю. В последний день обучения преподаватель рассмотрит сметы слушателей, составленные ими в процессе профессиональной деятельности (по желанию), объяснит ошибки, поможет оформить правильный вариант.
Если вы хотите свободно ориентироваться в сфере составления смет на проектно-изыскательские работы - приглашаем вас на обучение!
По окончании занятий слушателям выдается документ о повышении квалификации.
Практика составления сметной документации в строительстве в «Smeta.ru» и «ГРАНД-Смета»
Специалисты Центра профессионального образования «ТехноПрогресс» разработали курс обучения для закрепления практических навыков составления разных видов смет в программах «Smeta.ru» и «ГРАНД-Смета», и наиболее эффективного их использования в профессиональной деятельности слушателей.
Компетентные преподаватели расскажут об изменениях в законодательной базе РФ, а также, помимо популярных, рассмотрят нюансы специфических расчетов: составление сметы на пусконаладочные работы; составление сметы на реконструкцию зданий; составление сметы на установку систем пожарной безопасности, видеонаблюдения; составление сметы слаботочных систем и пр. Все примеры преподаватель будет показывать с использованием сразу двух программ.
Курс составления смет на пусконаладочные работы, равно как и курсы по другим узкоспециализированным расчетам, на сегодняшний день очень актуальны. Наши преподаватели расскажут о типичных ошибках и помогут разобраться с многочисленными тонкостями при составлении таких смет программах «Smeta.ru» и «ГРАНД-Смета». Если у слушателей есть вопросы по территориальным сметным базам, которые используются именно в их регионе, опытные педагоги доступно и подробно ответят на них.
Все обучение, в том числе и курс составления смет слаботочных систем, ведется в очень интенсивном темпе, более 70 % учебного времени слушатели самостоятельно создают сметную
Эффективная работа с программой «Smeta.ru»
Чтобы автоматизировать процессы построения смет, современные профессионалы используют специальное программное обеспечение. Одна из наиболее распространенных программ SMETA.RU, которая повышает личную эффективность сотрудников и экономит их рабочее время в пользу компании.
Для тех специалистов, которые понимают важность передовых технологий, мы подготовили специальный курс, в котором опытные эксперты рассказывают, как автоматизировать задачи, связанные со сметами и планированием, при помощи последней версии программы SMETA.RU.
В ходе лекций слушатели осваивают основные функции и углубленные возможности программы SMETA.RU. Получают навыки по анализу и управлению большими потоками данных, учатся оперировать вычислениями, составлять и проверять сметы.
Программа повышения квалификации рекомендована для подготовки к аттестации специалистов в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области планово-экономического обеспечения и строительного производства (рег. номер 267)», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08 декабря 2014г. № 983н.
Оплата труда в сметах на строительство:
Сметный и фактический уровень оплаты труда (данные Федеральной службы государственной статистики):
- Приказ Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр "Методика расчета индексов изменения сметной стоимости строительства".
- Приказ Минстроя России от 20.12.2016 № 1000/пр "Методика определения сметных цен на затраты труда в строительстве".
Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации: назначение и основные положения:
- Отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2017 - 2020 годы.
Схема формирования сметных норм:
Государственные элементные сметные нормы.
Федеральные, территориальные, отраслевые, индивидуальные единичные расценки.
Обзор новых документов Министерства строительства и ЖКХ РФ:
- Поручение от 17.07.2019 г. Пр-1381ГС президента РФ о переходе на новую СНБ-2020 г.
- Приказ Минстроя России от 04.09.2019 № 515/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по определению сметных цен на затраты труда в строительстве".
- Приказ Минстроя России от 04.09.2019 № 517/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по определению сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства".
- Приказ Минстроя России от 04.09.2019 № 519/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы".
Сметное нормирование накладных расходов и сметной прибыли в цене строительной продукции: назначение и порядок применения норм.
Сметное нормирование накладных расходов и сметной прибыли в цене строительной продукции: при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте:
- "МДС 81-33.2004. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве".
- «МДС 81-34.2004. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах крайнего севера и местностях, приравненных к ним».
- МДС 81-25.2001. Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве".
Действующие коэффициенты к нормам накладных расходов и сметной прибыли.
Порядок применения норм с учетом текущих изменений.
Новые проекты документов: методические указания по применению накладных расходов и сметной прибыли в строительстве:
- Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении Методики определения величины накладных расходов в строительстве".
- Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении Методики определения величины сметной прибыли в строительстве".
Титульные и нетитульные временные здания и сооружения:
Порядок учета затрат на возведение временных зданий и сооружений в сметной документации:
- Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001.
- Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ ГСНр 81- 05-2001.
- Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской федерации МДС 81-35.2004 (п. 4.84).
Порядок взаиморасчетов.
Возвратные суммы.
Дополнительные работы и затраты, учитываемые в сметной документации.
Порядок определения дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время, учет работ на снегоборьбу и ветреность:
- ГСН 81-05-02-2007 "Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время».
- ГСНр 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время».
- Проект «Методика определения дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в зимнее время».
Прочие работы и затраты, включаемые в 1 и 9 главы сводного сметного расчета:
- Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Средства на покрытия платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Вахтовый метод работ.
Арендная плата за землю.
Виды затрат, учитываемые в 10, 11, 12 главах ССР.
Подготовка эксплуатационных кадров.
Публичный технологический и ценовой аудит.
Проектно-изыскательские работы.
Другие виды затрат.
Порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, в том числе финансируемых с привлечением средств федерального бюджета.
Основные положения проведения проверки достоверности сметной стоимости строительства:
- Проект документа на 2020 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с включением в предмет государственной экспертизы проектной документации оценки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства».
- Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 427.
Типовые ошибки в сметной документации, выявляемые при прохождении экспертизы.
Особенности применения ресурсного и ресурсно-индексного методов определения стоимости строительства.
Источники получения исходной информации для расчетов смет ресурсным методом.
Определение затрат на оплату труда рабочих-строителей при ресурсном методе определения стоимости строительства.
Определение затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов ресурсным методом.
Определение стоимости материальных ресурсов ресурсным методом, транспортных расходов, расходов по хранению, погрузочно-разгрузочных работ.
Составление ведомости текущих сметных цен на материалы.
Проблемы, возникающие при составлении смет ресурсным методом.
Практические примеры составления сметы ресурсным методом.
Государственная система ценообразования и сметного нормирования в строительстве:
Гражданский Кодекс и федеральные законы Российской Федерации с новыми изменениями в области в градостроительной деятельности и сметного нормирования.
Федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации №369-ФЗ от 03.07.2016 и 314-ФЗ от 03.07.2016.
Постановления Правительства Российской Федерации, Министерства строительства и ЖКХ.
Действующие документы (приказы, методики, письма) Минстроя России и других министерств и ведомств с учетом последних изменений:
Особенности применения в связи с изменениями в законодательстве РФ.
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2016 г. № 959 «О Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве».
О порядке разработки сметных нормативов и их классификации.
Методические документы комплекса 81 «Ценообразование и сметы» - обзор с учетом изменений и дополнений.
Сметные цены строительных ресурсов:
Нормативно-правовые документы, регулирующие формирование сметной стоимости нового строительства, реконструкции и капитального ремонта, пусконаладочных работ.
Реформирование сметно-нормативной базы 2001 г. с учетом новых редакций.
- Приказ Минстроя России от 4 сентября 2019 г. № 519/пр «Об утверждении методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работ».
- Приказ Минстроя России о признании утратившим силу приказа Минстроя России от 9 февраля 2017 г. № 81/пр "Об утверждении методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы".
Государственные элементные сметные нормы и федеральные единичные расценки на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы.
Особенности составления и применения территориальных единичных расценок.
Сборники цен на материалы, изделия, конструкции ФССЦ-2001, ФССЦпг-2001.
Сборники цен на машины и механизмы ФСЭМ-2001.
- Приказ Минстроя России от 04.09.2019 № 513/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по определению сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов".
Мониторинг цен ресурсов.
- Постановление от 15 мая 2019 года № 604 «О внесении изменений в правила мониторинга цен строительных ресурсов».
- Постановление правительства РФ № 1452 от 23 декабря 2016г. «О мониторинге цен строительных ресурсов».
Учет инфляционных процессов: действующая система индексов, их классификация и особенности применения.
- Приказ Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр "Об утверждении Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства".
- Приказ Минстроя РФ от 9 февраля 2017 года №84/пр.
Ремонтно-строительные работы: сметы, договоры, расчеты.
Законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие градостроительную деятельность:
Градостроительный кодекс, основные изменения и дополнения.
Экспертиза объектов капитального ремонта. Статья 49.
Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности. Федеральный реестр сметных нормативов.
Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве.
НМКЦ (начальная максимальная цена контракта). Федеральный закон "О Госзакупках" от 05.04.2013г. № 44-ФЗ.
Жизненный цикл объекта. Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 № 384-ФЗ (с изменениями от 02.07.2013г.).
Понятия: реконструкция, ремонт (текущий и капитальный), техническое обслуживание зданий и сооружений:
Балансовая стоимость объекта.
Различия в понятиях «реконструкция», «капитальный ремонт», «текущий ремонт», «аварийный ремонт», «техническое обслуживание» их взаимосвязь с балансовой стоимостью.
Основания для проведения капитального ремонта ЖК РФ, Статья 189.
Реконструкция объекта – акт обследования.
Состав сметной документации при проведении реконструкции и ремонта.
Реформа ценообразования:
Классификация сметных нормативов. Приказ № 413/пр от 08.06.2015г.
Формирование стоимости прямых затрат:
Методики мониторинга сметных цен на строительные ресурсы.
Определение сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов.
Определение сметных цен на затраты труда в строительстве.
Определение сметных цен на материалы, изделия, конструкции оборудование.
Определение сметных цен на перевозку грузов для строительства.
Методика применения сметных цен на строительные ресурсы.
Составление локальных смет на ремонт в условиях реформы ценообразования:
Порядок применения единичных расценок ФЕР-2001. Понятие «открытая расценка».
Коэффициенты к расценкам на новое строительство при составлении смет на ремонт.
Поправочные коэффициенты, учитывающие условия производства работ.
Нормы накладных расходов и сметной прибыли в сметах на ремонтные работы в базовом и в текущем уровне цен.
Порядок применения единичных расценок ФЕРр-2001. Разборка конструкций. Учет мусора от разборки конструкций.
Порядок применения единичных расценок, ФЕРм-2001. Порядок отнесения в сметной документации изделий к материалам или оборудованию. Демонтаж оборудования.
Порядок применения единичных расценок, ФЕРп-2001.
Порядок применения территориальных единичных расценок.
Индексы пересчета, индексы дефляторы.
Состав затрат при формировании сметной стоимости объектов реконструкции, капитального, текущего, аварийного ремонта:
Сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений.
Определение сметного лимита средств на дополнительные затраты, связанные с производством работ в зимнее время.
Прочие работы и затраты.
Резерв на непредвиденные работы и затраты.
Учёт НДС при различных системах налогообложения.
Возвратные суммы.
Освоение финансирования. Порядок оплаты за выполненные работы, ввод объекта в эксплуатацию:
Акт о приемки выполненных работ КС-2, справка стоимости выполненных работ и затрат КС-3.
Общий журнал работ КС-6; Журнала учета выполненных работ КС-6а.
Технический надзор за проведением ремонтных работ. Авторский надзор. Учет в сметной документации.
Акт ввода в эксплуатацию объекта.
Техническое обслуживание зданий и сооружений.
Нормативная база.
Юридический статус Отраслевых единичных расценок 2012г. (ОЕРтр-2001).
Порядок индексации.
Особенности составления смет на пусконаладочные работы.
Действующие документы (приказы, методики, письма) Минстроя России и других министерств и ведомств на пусконаладочные работы (ПНР):
Действующие документы (приказы, методики, письма) Минстроя России и других министерств и ведомств на пусконаладочные работы (ПНР) с учетом последних изменений.
Общий обзор нормативно-правовых документов, регулирующих формирование сметной стоимости, пусконаладочных работ на:
- Электротехнические работы.
- Вентиляцию и кондиционирование.
- Подъемно транспортное оборудование.
- Металлообрабатывающее оборудование.
- Холодильные и компрессорные установки.
- Теплоэнергетическое оборудование.
- Деревообрабатывающее оборудование.
- Сооружение водоснабжения и канализации.
- Устройство автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте.
Порядок оформления исполнительной документации, как основной элемент подтверждения качества и стоимости выполненных работ.
Актуальные изменения 2019:
- Требования Градостроительного регламента, Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ по проведению пусконаладочных работ:
- Цели и задачи пусконаладочных работ;
- Нормативно-правовые акты в области технического регулирования при выполнении ПНР систем автоматизации;
- Необходимость проведения ПНР, проектное обоснование. Программы производства ПНР;
- Существующая система ценообразования и сметного нормирования в РФ с изменениями на 2019 г. в области градостроительной деятельности и сметного нормирования. Обзор нормативно-правовых актов и прочих документов в области ценообразования и сметного нормирования для составления смет на:
- Электротехнические работы;
- Слаботочные системы; автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУ ТП);
- Вентиляцию и кондиционирование;
- Пусконаладочные работы (ПНР) по этим видам работ.
Правила расчета объемов работ (электротехнические работы):
Элементная база электротехнических устройств (термины и определения) с привязкой к наименованию расценок на монтаж и ПНР, материальным ресурсам и оборудованию.
Релейная защита и автоматика:(элементная база) с привязкой к наименованию расценок в сметных нормативах.
Измерения:
- Требования правил эксплуатации электроустановок (ПУЭ).
- Элементная база устройств (термины и определения) с привязкой к наименованию расценок в сметных нормативах.
Правила расчета объемов работ (вентиляция и кондиционирование):
Определение объемов работ на ПНР, определения количества сечений по проекту, регулируемых параметров.
Элементная база вентиляционных устройств (термины и определения) с привязкой к наименованию расценок в сметных нормативах.
Правила расчета объемов работ (подъемно транспортное оборудование):
Определение объемов работ на ПНР, определения элементов для наладки (краны, конвейеры, канатные дороги) регулируемых параметров.
Правила расчета объемов работ (металлообрабатывающее оборудование):
Определение объемов работ на ПНР, определения элементов для наладки (пресс, машины, автоматы, станки и др.) регулируемых параметров.
Элементная база металлообрабатывающее оборудование (термины и определения) с привязкой к наименованию расценок в сметных нормативах.
Правила расчета объемов работ (холодильные и компрессорные установки):
Определение объемов работ на ПНР, определения элементов для наладки (краны. конвейеры, канатные дороги) регулируемых параметров.
Элементная база подъемно транспортного оборудования (термины и определения) с привязкой к наименованию расценок в сметных нормативах.
Правила расчета объемов работ (теплоэнергетическое оборудование):
Определение объемов работ на ПНР, определения элементов для наладки (котлы, парогенераторы, горелки, технологические элементы) определение регулируемых параметров.
Элементная база теплоэнергетическое оборудование (термины и определения) с привязкой к наименованию расценок в сметных нормативах.
Правила расчета объемов работ (деревообрабатывающее оборудование):
Определение объемов работ на ПНР, определения элементов для наладки (барабан, станок, рама) определение регулируемых параметров.
Элементная база деревообрабатывающее оборудование (термины и определения) с привязкой к наименованию расценок в сметных нормативах.
Правила расчета объемов работ (сооружения водоснабжения и канализации):
Определение объемов работ на ПНР, определения элементов для наладки (очистные сооружения, насосы, фильтры и другие элементы) определение регулируемых параметров.
Элементная база сооружения водоснабжения и канализации (термины и определения) с привязкой к наименованию расценок в сметных нормативах.
Составление смет на проектные и изыскательские работы.
Актуализированная нормативная база ценообразования и сметного нормирования стоимости проектных и изыскательских работ в РФ:
Ценовые документы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета:
- Методические указания по применению Справочников базовых цен на проектные работы в строительстве изд. 2009 г.
- Основные нормативные документы, необходимые при расчете стоимости проектных и изыскательских работ с учетом изменений, дополнений.
- Отраслевые и специализированные разделы Сборника цен на проектные работы для строительства изд. 1987-90 гг.
- Справочники базовых цен на проектные работы для строительства изд. 1995-99 гг.; 2003-2008 гг.; 2010 г.; 2012 г., 2014 г., 2015г., 2016г.
- Нормативно-правовые документы формирующие основной регламент формирования расчета стоимости ПИР.
Разъяснения по применению сборников базовых цен на проектные работы по Приказам №140 от 27.02.15г., №406 от 04.06.2015г., №30 от 27.01.2016г., №270 от 25.04.2016г.
Разъяснения по опечаткам в сборниках базовых цен.
Определение относительной стоимости разработки проектной и рабочей документации в соответствии с позициями разделов по Постановлению Правительства РФ от 16.02.08 № 87.
Как учитываются требования к разработке проектной документации в процессе подготовки редакции отдельных Справочников базовых цен.
Основные способы расчета сметной стоимости на проектные работы:
Расчет базовой цены проектных работ, методом от натуральных показателей объектов проектирования, с возможностью применения экстраполяции и интерполяции в трех уровнях цен:
- на 01.01.91;
- на 01.01.95;
- на 01.01.01.
Составление сметы вручную (5 способов расчета).
Расчет базовой цены проектных работ методом от общей стоимости строительства в двух уровнях цен:
- на 01.01.91;
- на 01.01.01.
Составление сметы вручную (разбор ошибок при определении стоимости объекта аналога).
Определение базовых цен проектных работ по себестоимости и сложившемуся уровню рентабельности - форма 3П:
- В каких случаях применяется способ расчета по трудозатратам.
- Практическое задание. Составление сметы по методике расчета 3П.
Правила перехода в текущий уровень, применение поправочных коэффициентов. Распределение по стадиям проектирования в сборниках базовых цен, базы 1991 и базы 2001 года:
Учет инфляционных процессов в системе ценообразования. Что учитывает индекс инфляции (пересчёта).
Правила применения федеральных, региональных, отраслевых индексов.
Правила применения поправочных коэффициентов для определения стоимости ПИР (далее поправки).
Классификация поправок: ценообразующие, корректирующие, составные и учитывающие усложняющие факторы проектирования.
Как правильно определить факторы, к которым относится поправка.
Варианты пересчета коэффициента стадийности.
Пример составления сметы с пересчетом коэффициента стадийности.
Особенности составления сметной документации по специализированным, отраслевым справочникам базовых цен, исходя из функционального назначения объектов капитального строительства:
Расчет стоимости проектных работ по справочнику «Объекты энергетики» (РАО «ЕЭС России»).
Определение стоимости секционного проектирования.
Унификация подхода расчета стоимости территориального планирования и планировки территорий.
Метод расчета базовых цен проектирования, реставрации недвижимых памятников истории и культуры.
Метод расчета базовых цен по землеустройству, земельному кадастру.
Частные случаи расчета стоимости на проектные работы.
Составление смет вручную на новое строительство (правила, рекомендации, разъяснения и регламенты).
Определение стоимости инженерных изысканий для строительства:
- уровень цен 1991г.;
- уровень цен 2001г.
Технологический порядок применения надбавок в соответствии с Методическим пособием по определению стоимости инженерных изысканий для строительства 2004г.
Разъяснения по применению Справочников базовых цен на изыскательские работы (1999 - 2004 г.г.).
Составление сметы вручную с учетом особенностей расчета стоимости изыскательских работ.
Расчет государственной экспертизы на основании Приказа №145 от 5 марта 2007 года «О порядке определения и проведения государственной экспертизы». Реконструкция и техническое перевооружение:
Три метода расчета при определении стоимости экспертизы и проверки достоверности сметной стоимости проектных работ для жилых и нежилых объектов капитального строительства.
Правила применения того или иного способа расчета экспертизы.
Применения коэффициентов для технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.
Определение стоимости капитального ремонта, для линейных, промышленных и объектов жилищного - гражданского назначения.
Составление сметы вручную с учетом правил и особенности расчета стоимости проектных работ на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение, а также капитального ремонта зданий и сооружений.
Составление смет на АСУ ТП.
Действующие документы (приказы, методики, письма) Минстроя России и других министерств и ведомств на пусконаладочные работы автоматизации технологических (ПНР АСУ ТП):
Действующие документы (приказы, методики, письма) Минстроя России и других министерств и ведомств на пусконаладочные работы автоматизации технологических (ПНР АСУ ТП) с учетом последних изменений.
Общий обзор нормативно-правовые документы, регулирующие формирование сметной стоимости, пусконаладочных работ на системы автоматизации технологических процессов.
Автоматизированные системы управления (АСУ): термины и определения (событие, контроллер, информационные и управляющие сигналы, другие термины).
Актуальные изменения 2019:
- Обзор основных подсистем АСУ ТП:
- Автоматизированные системы управления технологическими процессами АСУ ТП;
- Системы диспетчеризации и телемеханики;
- Системы пожаротушения;
- Автономные автоматизированные системы.
- Основные понятия, используемые при проектировании автоматизированных систем:
- Виды и типы сигналов. Случаи применимости сметных нормативов по ПНР АСУ ТП;
- Различие между комплексами программно-технических средств (КПТС) и комплексами технических средств (КТС).
- Автоматизированные системы управления (АСУ ТП): общие положения, термины и определения, указанные в ГЭСНп (ФЭРп) 81-05-02-2017:
- Необходимые исходные данные для определения объемов работ;
- Определение объемов работ на основании требований технической части ГЭСНп (ФЭРп) 81-05-02-2017 основной (главный) этап: а) определение количества систем и б) определения количества каналов каждой подсистемы и системы в целом;
- Определение или расчет категории сложности системы, состоящих из одной или нескольких подсистем;
- Расчет дополнительных коэффициентов (усложняющих или упрощающих факторов), учитывающих метрологическую сложность, развитость информационных функций, развитость управляющих функций;
- Практические занятия (на примере произвольного объекта).
Обзор слаботочных систем. Классификация слаботочных систем:
Структурированные кабельные системы (СКС): элементная база устройств с привязкой к наименованию расценок в сметных нормативах.
Локальные вычислительные сети (ЛВС): элементная база устройств с привязкой к наименованию расценок в сметных нормативах.
Охранно-пожарная сигнализация (ОПС): элементная база устройств с привязкой к наименованию расценок в сметных нормативах.
Техническая укреплённость объектов: элементная база устройств (термины и определения) с привязкой к наименованию расценок в сметных нормативах.
Охранные периметры. Технические средства охраны периметра: элементная база устройств, с привязкой к наименованию расценок в сметных нормативах.
Комплексные (интегрированные) системы безопасности объектов.
Системы контроля управления доступом.
Порядок оформления исполнительной документации как основной элемент подтверждения качества и стоимости выполненных работ.
Порядок (алгоритм) подготовки к составлению смет на: монтаж слаботочных систем, АСУ ТП:
Исчисление объемов работ.
Структура пусконаладочных работ (часть 2 отдел 1).
Определение группы каналов (часть 2 отдел 1), определение количества каналов.
Расчет базовой нормы к конкретной системе с учетом поправочные коэффициенты и в соответствии.
Коэффициент «метрологической сложности» системы (часть 2 отдел 1).
Коэффициент «развитости информационных функций» системы (часть 2 отдел 1).
Коэффициент «развитости управляющих функций» (часть 2 отдел 1).
Расчет трудозатрат на инсталляцию и наладку ПО:
Затраты на выполнение следующих самостоятельных законченных процессов пусконаладочных работ:
Инсталляцию и базовую настройку общего и специального программного обеспечения АС.
Функциональную настройку общего и специального программного обеспечения АС.
Автономную накладку АС; комплексную наладку АС.
Проведение предварительных и приемосдаточных испытаний АС.
Коэффициенты учитывающие сложность работ.
Актуальные изменения 2019:
- Расчет объемов и стоимости работ на аппаратно-программные средства вычислительной техники, в части, касающейся инсталляции и настройки программного обеспечения автоматизированных систем:
- Расчет дополнительных коэффициентов, учитывающих сложность, количество функций дополнительных коэффициентов;
- Практические занятия (на примере установки SCADA-системы).
Расчет трудозатрат на наладку системы контроля и управления доступом (СКУД):
Определение объемов работ.
Установка и настройка центрального контроллера охранной системы.
Дополнительные работы которые учитываются при выполнении и настройка центрального контроллера охранной системы.
Определение стоимости строительства с применением укрупненных сметных нормативов.
Порядок применения методических указаний по разработке укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры:
Приказ от 7 апреля 2011 г. № 153 О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 497 "Об утверждении методических указаний по разработке укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры".
Методические документы по формированию сметного раздела проектной документации с применением укрупненных нормативов цены конструктивных решений (НЦКР). Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 167/пр.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 февраля 2017 г. № 69/пр «Методические рекомендации по разработке укрупненных нормативов цены строительства».
Практическое применение нормативной документации.
Актуальные изменения 2019:
- Основные положения инвестиционно-строительной деятельности, регламентирующие применение НЦС. Актуальные изменения в законодательной базе (Федеральный закон от 03.07.2016 № 369-ФЗ, Федеральный закон от 26.07.2017 № 191-ФЗ).
- Проектная документация повторного использования и модифицированная проектная документация (Федеральный закон от 03.07.2016 № 368-ФЗ).
- Порядок применения методических указаний по разработке укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры.
- Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов – укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (МДС 81-02-12-2011).
- Методические документы по формированию сметного раздела проектной документации с применением укрупненных нормативов цены конструктивных решений (НЦКР). (МДС 81-02-13-2014).
Особенности применения НЦС:
Особенности учета условия производства работ, при определении стоимости строительства по НЦС.
Региональная специфика применения НЦС.
Практические вопросы учета сметных затрат.
Особенности учета региональных особенностей и условий производства работ, при определении стоимости строительства по НЦС.
Практическое применение расчета стоимости строительства объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры по НЦС:
Применение учета коэффициента перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, применяемого при расчете планируемой стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, определяемой на основании государственных сметных нормативов - нормативов цены строительства.
Применение учета коэффициента, учитывающего регионально-климатические условия осуществления строительства (отличия в конструктивных решениях) в регионах Российской Федерации по отношению к базовому району.
Применение учета коэффициента, характеризующего удорожание стоимости строительства в сейсмических районах Российской Федерации.
Применение учета коэффициента зонирования, учитывающий разницу в стоимости ресурсов в пределах региона.
Учет в смете дополнительных затрат, учитываемые по отдельному расчету, в порядке, предусмотренном Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004.
Актуальные изменения 2019:
- Дополнительные затраты, учитываемые по отдельному расчету, в порядке, предусмотренном Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004.
- Учет темпов инфляции при определении стоимости строительства объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры.
- Основные документы градостроительного регламента, регулирующие определение предполагаемой (предельной) стоимости строительства (Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 427, Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1159, Постановление Правительства РФ от 12.05.2017 г. № 563).
- Проект Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства.
Экспертиза сметной документации.
Законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие градостроительную деятельность, в т.ч. изменения и дополнения Градостроительного кодекса РФ:
Статья 48.2. Проектная документация повторного использования и модифицированная проектная документация (новая статья).
Статья 50.1. Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности. Статья 8.4. Федеральный реестр сметных нормативов.
Статья 57.2. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве.
Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1159, о критериях экономической эффективности проектной документации.
Реформа ценообразования:
Принципы и условия реформирования, состав нормативной базы для разработки нормативов.
Основные изменения, в сравнении с МДС прежних редакций, переход к ресурсному методу.
НЦС – укрупненные нормативы цены строительства.
Изменения в законодательстве, касающиеся требований к проведению экспертизы проектной документации:
Постановление Правительства РФ от 07 декабря 2015 г. № 1330. Организация и проведение экспертизы проектной документации (Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 №145 с изменениями от 01.07.2017).
Виды экспертиз на территории РФ:
Государственная и Негосударственная экспертиза.
Перечень объектов, подлежащих Государственной экспертизе.
Объекты Негосударственной экспертизы. Субъекты правовых отношений.
Государственная экспертиза.
Организации, осуществляющие проверку сметной стоимости.
Проектная документация и результаты инженерных изысканий, не требующие проведения экспертизы.
Экспертиза инженерных изысканий. Статья 47 ГрК РФ.
Предоставление документов для проведения проверки сметной стоимости. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427:
Проверка сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Проверка сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении которых не требуется подготовка проектной документации и такая документация не разрабатывается.
Проверка сметной стоимости капитального ремонта объектов.
Проверка сметной стоимости одновременно с проведением государственной экспертизой проектной документации.
Проверка сметной стоимости после проведения государственной экспертизой проектной документации.
Проверка сметной стоимости сметной документации в электронной форме.
Проверка документов и результаты проверки. Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 372, Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87:
Предмет и критерии проверки. Укрупненные нормативы цены строительства.
Сроки проверки.
Результаты проверки сметной стоимости.
Выдача заявителю заключения.
Размер и порядок оплаты за проведение экспертизы сметной стоимости.
Разъяснения ФАУ «Главгосэкспертиза России».
О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации. Технологическое регулирование, технологический регламент:Действующее законодательство.
Основные термины и определения.
Планирование и обоснование закупок:
Обоснование закупок.
Цели закупок.
Идентификационный код.
Расчет НМЦК.
Обеспечительные меры.
Разработка планов.
Планы закупок. Составление, изменение.
Планы-графики. Составление, изменение.
Конкурентные процедуры при госзакупках:
Общие позиции для всех процедур: извещение, банковская гарантия, требования к участникам, преимущества участников, оценка заявок, переторжка. Основные этапы процедуры.
Открытый конкурс. Особенности извещения, документации, подачи заявок, протокола оценки заявок. Последствия признания несостоявшимся. Двухэтапные конкурсы. Конкурсы с ограниченным участием.
Электронный аукцион. Особенности извещения, документации, подачи заявок, протокола оценки заявок. Последствия признания несостоявшимся.
Запрос котировок и запрос предложений. Особенности извещения, документации, подачи заявок, протокола оценки заявок. Последствия признания несостоявшимся.
Закрытые процедуры. Особенности извещения, документации, подачи заявок, проведения процедуры. Последствия признания несостоявшимся.
Закупка у единственного поставщика. Особенности.
Госконтракт:
Основные положения, включаемые в госконтракт.
Приемка по госконтракту.
Порядок изменения и расторжения госконтрактов.
Контроль, обжалование и ответственность:
Органы контроля.
Мероприятия контроля.
Отчетность.
Ход и действия по обжалованию.
Административная ответственность.
Управление сметно-договорным отделом.
Базисно-индексный метод расчета смет:
Специальные строки таблицы затрат. Строка неучтенной эксплуатации машин. Строка неучтенных погрузки, перевозки и разгрузки. Использование в таблице затрат строк с разным уровнем цены.
Основные алгоритмы расчета итогов раздела. Расчет с индексами по элементам затрат. расчет с индексами на комплекс работ. Расчет с индексами в строке, расчет при наличии разных строк в таблице затрат, расчет с индексами-дефляторами.
Другие методы расчета смет:
Аналоговый метод расчета смет. Подбор аналогов. Индексация. Коэффициенты для пересчета затрат на материалы и на эксплуатацию машин. Выходные формы сметы.
Сметы на ПИР. Нормативная база, порядок расчета. Применяемые коэффициенты. Экстраполяция формул. Выходные формы. Форма 3П.
Дополнительные затрат главы 9 Сводного сметного расчета:
На основании нормативов:
- Зимние удорожания.
- Средства на покрытие затрат строительных организаций по добровольному страхованию работников и имущества, в том числе строительных рисков.
- Средства на покрытие затрат строительных организаций по платежам (страховым взносам) на добровольное страхование, в том числе строительных рисков.
- Другие виды затрат.
На основании расчетов:
- Затраты на содержание действующих постоянных автомобильных дорог и восстановление их после окончания строительства. Затраты на охрану объекта.
- Затраты на проезд через закрытые на просушки участки автомобильных дорог.
- Другие затраты.
Правила измерения объемов работ:
Основы правил.
Земляные работы.
Бетонные работы.
Кровли и полы.
Сантехнические и монтажные работы.
Особенности при ремонте и реконструкции.
Организация и технология строительного производства для специалистов стоимостного инжиниринга.
Законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие градостроительную деятельность, в т.ч. изменения Градостроительного кодекса по федеральным законам:
Изменения с 01.07.17 г. в сфере саморегулирования (№372-ФЗ).
Прекращение с 01.07.17 г. действия Свидетельств о допусках на ведение работ.
Переход к профессиональным стандартам в строительстве. Создание реестра специалистов.
Уточнение порядка подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории (№373-ФЗ).
Изменение процедуры получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию; переход на электронный документооборот; электронная подпись (№370-ФЗ).
Новое в ценообразовании и сметном нормировании (№369-ФЗ).
Новое в порядке проведения экспертизы проектно-сметной документации: модифицированная проектная документация, создание единого госреестра заключений экспертизы (№368-ФЗ).
Контрольно-надзорные мероприятия и проверки в сфере строительства:
Порядок осуществления государственного строительного надзора (№190-ФЗ, Постановление Правительства №54).
Общие требования при проверках: порядок организации, сроки проведения, плановая и внеплановая, выездная и документарная проверки.
Оформление результатов проверки.
Ответственность за правонарушения в области строительства.
Проектная документация. Разрешение на строительство:
Нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение проектирования при строительстве объектов: обзор документов.
Состав разделов проектной документации и основные требования к их содержанию (Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №87, с изменениями, вступающими в силу с 01.01.2018 г.).
Требования к сметной части проектно-сметной документации. Порядок проверки достоверности заявленной стоимости строительства. Особенности формирования сметной стоимости строительства при представлении документации на переутверждение.
Распоряжение Правительства РФ №1521- «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Получение разрешения на строительство.
Организация взаимодействия застройщика (заказчика) с уполномоченными органами при получении разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Обязательства застройщика (заказчика) по передаче документации в Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
Организационно-технологическое моделирование и календарное планирование производственных процессов в составе ППР.
Государственная и негосударственная экспертиза:
Организация и проведение экспертизы проектной документации (Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 №145.
Разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти. Особенности проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации. Стоимость и сроки проведения экспертных работ.
Проектная документация повторного использования (№368-ФЗ).
Проектная документация и результаты инженерных изысканий, не требующие проведения экспертизы и рассмотрение ее в государственной или негосударственной экспертизах.
Организационно-технологическая подготовка строительства в современных условиях. Подготовительный период строительства:
Инженерная подготовка строительной площадки и разработка строительного генерального плана. Проектирование строительных генеральных планов в условиях городской застройки.
Обустройство и содержание строительной площадки: нормативно-технические и методические документы:
Размещение на строительной площадке средств вертикального транспорта.
Организационные мероприятия по уменьшению размеров опасных зон.
Примеры обустройства и содержания стройплощадок.
Временные дороги на строительной площадке.
Складское хозяйство на строительной площадке.
Производственные установки на строительной площадке.
Временные здания и их использование на строительстве.
Обеспечение строительства водой, теплом, электроэнергией.
Показатели качества обустройства и содержания стройплощадок.
Нормативно-методическая база (СНиПы, СП, СТО, СанПиН).
Рыночное ценообразование в условиях инвестиционно-строительных проектов.
Рыночное ценообразование:
Подходы к ценообразованию в строительстве: нормативный и рыночный.
Ценообразование в строительстве - позиция государства, "бюджет" и "рынок", оценка стоимости.
Факторы влияющие на формирование цены:
Себестоимость работ, материалов и оборудования.
Влияние фактора сроков на цену строительства.
Влияние фактора качества на цену строительства.
Влияние фактора неопределённости на цену строительства.
Прочие факторы (инсайд, выход на рынок, др.).
Модель оценки и сравнения предложений:
Таблица метода парных сравнений.
Примеры применения.
Цена инвестиционно-строительного проекта:
Инвестиционно-строительный проект.
Цели, задачи, состав работ на проекте, сроки.
Специфические факторы ценообразования.
Динамический характер себестоимости строительства.
Новая сметно-нормативная база позволяет формировать договорные цены на строительную продукцию, определять её сметную стоимость на разных этапах инвестиционного цикла, обеспечивает вариантный и гибкий подход к определению цены строительной продукции без чрезмерной централизации и жёсткой регламентации.
Сметно-нормативная база - это совокупность правовых, методических, нормативных документов, устанавливающих порядок определения стоимости строительства.
Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Основным методическим документом является Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004 далее - Методика).
Методика принята и введена в действие с 9 марта 2004г. Взамен Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-1.99), Указаний по применению ГЭСН 2001 на строительные и специальные строительные работы (МДС 81-28.2001), Указаний по применению ГЭСНм 2001 на монтаж оборудования (МДС 81-29.2001), Указаний по применению ГЭСНп 2001 на пусконаладочные работы (МДС 81-27.2001), Общих указаний по применению ГЭСНр 2001 на ремонтно-строительные работы, Временных методических указаний по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автодорог (МДС-30.2002).
В Методике даны общие сведения о системе о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства, порядок составления сметной документации и определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок.
Существенные изменения внесены Методикой в перечень основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчёт стоимости строительства.
Не всё, что было отменено, есть в новой Методике (например «Порядок определения сметных затрат по оплате труда рабочих»).
Приняты также новые Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве)МДС 81-33.2004), введённые в действие с 12 января 2004 года. Методика исчисления сумм накладных расходов в процентах от фонда оплаты труда сохранилась, но изменены многие нормативы, как укрупнённые, так и по видам работ. Внесены изменения и в структуру накладных расходов по статьям затрат.
Постановлением Госстроя России от 28.02.2001 №15 приняты и введены в действие с 01.03.2001 Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001). Надо отметить введение нормативов сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ в процентах от фонда оплаты труда.
В практической работе применяются Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (МДС 83-1.99). Документ разработан в соответствии с решением Госстроя России от 24.02.99 №5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и ЖКХ». В Методических рекомендациях отражены практические предложения по оплате труда работников строительных организаций в соответствии с договорными ценами, сметами на строительство и договорами подряда. В них приводятся общая нормативно-расчётная база определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и организации заработанной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях, методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами.
Ценным является материал приложений к МДС 83-1.99 (перечень работ с тяжёлыми и вредными, особо тяжёлыми и особо вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработанной плате работников по регионам РФ).
Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 83-3.99). Они разработаны структурными подразделениями Госстроя России во главе с Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления в строительстве, приняты и введены в действие с 01.01.2000 постановлением Госстроя России от 17.12.99 №81. В них подробно, с примерами расчётов, освещены все вопросы разработки сметных норм и расценок в расчёте на 1маш.ч эксплуатации строительных машин и механизмов. На основе произведённого в МДС 83-3.99 методического материала можно решать любые вопросы, касающиеся затрат машинного времени в маш.-час и стоимости эксплуатации машин в расчёте на 1 маш.-час, включая оплату труда рабочих, управляющих машинами (руб.).
В новой структуре федеральных органов исполнительной власти Госстрой России с 01.12.2004 вошёл в состав Министерства регионального развития РФ в качестве Федерального агентства по строительству и ЖКХ (в настоящее время называется Рострой России). Вопросами ценообразования и нормирования в строительстве занимается соответствующий департамент, а по регионам Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и Комитеты по строительству при администрациях регионов.
Основным нормативным документом в строительстве является СНиП (Строительные нормы и правила) в 5 частях:
Часть 1 - "Организация, управление, экономика".
Часть 2 - "Нормы проектирования".
Часть 3 - "Организация, производство и приемка работ".
Часть 4 - "Сметные нормы".
Часть 5 - "Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов".
Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает ч.4 «Сметные нормы» и «Государственные федеральные сметные нормативы» (ГФСН), а также другие сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с определёнными правилами и методическими положениями, содержащими в себе необходимые требования, как основы определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий любой формы собственности.
Отдельная сметная норма - совокупность ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материальных ресурсах), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Сметные нормы широко используются и при разработке проектов организаций строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в особых условиях к сметным нормам применяются соответствующие коэффициенты, приводимые как в приложении 1 МДС 81-35.2004, так и в общих указаниях к сборникам нормативов.
Суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствующие цены ресурсов даёт единичную расценку - стоимость прямых затрат на измеритель работы.
По уровню применения:
- - государственные (федеральные) (ГФСН 81);
- - производственно-отраслевые (ПОСН 81);
- - территориальные (ТСН 81);
- - фирменные (собственная нормативная база пользователя) (ФСН 81).
К государственным федеральным сметным нормативам (ГФСН-81) относятся сметные нормативы, вводимые в действие Госстроем России (Рис.3.4). Они применяются при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации. К этим нормативам относятся, введенные в действие Госстроем России до 01.01.95, сборники ресурсных сметных нормативов (РСН) и сборники сметных нормативов СНиП часть 4, а также новые, введенные в действие Госстроем РФ с 01.01.2001 г., Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН-2001), Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001), Государственные элементные сметные нормы на монтажные работы (ГЭСНм-2001), Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы (ГЭСНп-2001), Федеральные сборники единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001), Федеральные сборники единичных расценок на общестроительные работы (ФЕР-2001), Территориальные единичные расценки (ТЕР-2001), Территориальные единичные расценки на ремонтные работы (ТЕР р -2001).
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН-2001) и Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001) предназначены для определения потребности в ресурсах (затраты труда рабочих, строительные машины, материалы) при выполнении строительных и ремонтных работ в промышленном и гражданском строительстве и составлению сметных расчетов (смет) ресурсным методом. Они отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, технологию и организацию по видам строительных и ремонтных работ и являются исходными нормативами для разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных норм (расценок). ГЭСН обязательны для применения всеми предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, их принадлежности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, а для строек, финансируемых за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, являются рекомендательным материалом.
К производственно-отраслевым сметным нормативам (ПОСН-81) относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления для производственного строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли и, как правило, в отдельных районах (угольных бассейнах, объединениях, отдельных стройках и т.п.), для которых они разработаны (Рис.3.2.). Нормативы, подлежащие применению организациями нескольких министерств и органов государственного управления, утверждаются по согласованию с Госстроем России. Указанные нормативы не должны противоречить государственным федеральным сметным нормативам или дублировать их.
К территориальным сметным нормативам (ТСН-81) (Рис.3.3) относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для строительства, осуществляемого на территории соответствующего региона. Эти нормативы не должны противоречить государственным федеральным сметным нормативам или дублировать их.
В 2000 году выпущены Территориальные элементные сметные нормы и единичные расценки на ремонтно-строительные работы (ТЭСНиЕРр-2001) и Территориальные элементные сметные нормы и единичные расценки на общестроительные работы (ТЭСНиЕР-2001) для базового региона Российской Федерации - Московской области. Они предназначены для нормативного определения сметной стоимости прямых затрат, состава и потребности ресурсов на строительные и ремонтные работы, а также внутрипостроечное перемещение строительных материалов, деталей и конструкций от приобъектного склада до места укладки в дело на объектах строительства и ремонта зданий и сооружений.
В 2001 году «Территориальные элементные сметные нормы и единичные расценки на ремонтно-строительные работы» (ТЭСНиЕРр-2001) и «Территориальные элементные сметные нормы и единичные расценки на общестроительные работы» (ТЭСНиЕР-2001) были переименованы в «Государственные элементные сметные нормы, привязанные к условиям определенного региона (Московской области), и территориальные единичные расценки на общестроительные работы» (ГЭСНП и ТЕР-2001) и «Государственные элементные сметные нормы, привязанные к условиям определенного региона (Московской области), и территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы» (ГЭСНП и ТЕРр-2001).
Сборники (ГЭСНП и ТЕР-2001 и ГЭСНП и ТЕРр-2001) являются обязательными при составлении сметной документации и расчетов за выполненные строительные и ремонтно-строительные работы на строительных объектах, финансируемых за счет средств федерального и территориального бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Сборники отражают среднеотраслевой территориальный уровень затрат по принятой технике, технологии и организации всех видов строительных и ремонтных работ. Они могут применяться для определения сметной стоимости строительных и ремонтно-строительных работ всеми заказчиками и подрядчиками, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.
ГЭСНП и ТЕР-2001 и ГЭСНП и ТЕРр-2001 разработаны на основе:
ГЭСН-2001 и ГЭСНр-2001, утвержденных Постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. №77;
заработной платы рабочих-строителей и машинистов, принятой по данным государственной статистической отчетности в строительстве и капитальном ремонте по Московской области на 01.01.2000 г. в размере 1600 рублей в месяц (1 чел-час - 9.62 рубля) при ставке рабочего-строителя четвертого разряда и среднемесячном количестве рабочих часов 166.25;
средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции в базисном уровне цен по Московской области на 01.01.2000 г.;
средних сметных цен на эксплуатацию строительных машин и механизмов в базисном уровне цен по Московской области на 01.01.2000 г.
К фирменным сметным нормативам (ФСН-81) или собственной нормативной базе пользователя относятся индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной фирмы - исполнителя работ. Эта нормативная база, как правило, основывается на нормативах государственного федерального, производственно- отраслевого, территориального уровня или банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных объектов конкретной фирмой.
По степени укрупнения все сметные нормативы подразделяются на две группы:
элементные сметные нормы «ЭСН» и единичные расценки «ЕР»;
укрупнённые сметные нормы и показатели «УСН» и «УСП».
Элементные сметные нормативы (ЭСН) содержат норматив расхода ресурсов в натуральном или денежном выражении для определения сметной стоимости отдельной конструкции или единицы отдельного вида работ. ЭСНы являются первичными сметными нормативами. Они разрабатываются на все виды строительных работ, и на их основе разрабатываются единичные расценки в базисном уровне цен на строительные конструкции и работы, предназначенные для определения прямых сметных затрат. В ЭСН установлены нормативные показатели затрат труда рабочих, потребности в строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях, рассчитанные на единицу определенного вида строительных конструкций и работ. Потребность в ресурсах в ЭСН определяется:
по затратам труда рабочих, на основе действующих норм на строительно-монтажные работы;
по эксплуатации строительных машин, на основе производственных норм исходя из технической производительности машин, принятой в технологических картах;
по материалам, на основе производственных норм расхода материалов
по конструкциям, на основе спецификации к рабочим чертежам.
По структуре и степени укрупнения:
шифр 1 - элементные сметные нормы и цены базисного уровня на виды ресурсов;
шифр 2 - элементные сметные нормы и расценки на строительные работы;
шифр 3 - ресурсные сметные нормы на монтажные и специальные строительные работы;
шифр 4 - элементные сметные нормы и расценки на ремонтно-строительные работы.
шифр 5 - сметные нормативы, выраженные в процентах;
шифр 6 - укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС);
шифр 7 - укрупненные показатели по видам работ (сборники ПВР и сборник УПБС ВР);
шифр 8 - укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПP) по отдельным видам строительства;
шифр 9 - укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС), укрупненные сметные нормы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ, прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС), укрупненные расценки (УР).
Полный шифр государственных федеральных сметных нормативов состоит из букв «ГФСН», шифра «81», означающего принадлежность к сметным нормативам, шифра от «1» до «9», означающего его структуру и степень укрупнения, порядкового номера сборника, а две последние цифры -- год утверждения данного вида норматива. Например, «ГФСН 81-2-12-01» означает, что это государственный федеральный сметный норматив ГФСН 81 на строительные работы (12 - - соответствующий их вид, приводимый в названии сборника). введен в действие в 2001 г.
Аналогично производится шифровка производственно-отраслевых сметных нормативов (с шифром «ПОСН 81» и с добавлением наименования отрасли или вида строительства), территориальных сметных нормативов (с шифром «ТСН 81 » и с добавлением наименования территории) и фирменных сметных нормативов (с шифром «ФСН 81» и с добавлением наименования фирмы).
Укрупнённые сметные нормативы и показатели предназначены для определения простым и доступным образом стоимости объектов и работ исходя из конструктивных и других параметров зданий и сооружений или укрупненных единиц объемов работ.
К укрупненным сметным нормативам УСН относятся:
1. Сметные нормативы, выраженные в процентах (шифр 5), в том числе:
нормативы накладных расходов;
нормативы сметной прибыли;
сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время;
сметные нормы на строительство временных зданий и сооружений;
нормы резерва средств на непредвиденные работы и затраты;
укрупнённые сметные нормативы на содержание дирекции, включая технический и авторский надзор.
2. Укрупненные сметные нормативы и показатели (шифры 6, 7, 8, 9), в том числе:
укрупненные показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС на строительство зданий и сооружений);
укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР);
сборники показателей стоимости на виды работ (ПВР);
укрупнённые ресурсные нормативы (УРН);
укрупнённые показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства.
Методы определения сметной стоимости строительной продукции в условиях рыночных отношений
В новой нормативно-сметной базе 2001 г. для осуществления договорных отношений между участниками инвестиционной деятельности и определения сметной стоимости строительной продукции заложены следующие условия:
возможность формирования договорных цен на строительную продукцию;
самостоятельность субъектов инвестиционной деятельности с соблюдением принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обоюдного согласия сторон в определении цены строительной продукции;
определение стоимости строительной продукции на разных этапах инвестиционного цикла;
обеспечение полного набора сметных нормативов как укрупненных, так и элементных для более широкого выбора соответствующей нормативной базы при расчете затрат;
вариантный и гибкий подход к определению цены строительной продукции без чрезмерной централизации и жесткой регламентации;
рекомендательный характер Федеральной нормативно-сметной базы (ГФСН) для учета отраслевых, территориальных и местных условий осуществления строительства и отражения этих особенностей в сметных нормативах на этих уровнях.
Такой подход дает возможность быть в ключе общей ценовой политики Российской Федерации, соблюсти специфику строительной отрасли, определять стоимость строительной продукции с учетом местных условий, природных, географических и экономических факторов.
Формирование цены на строительную продукцию осуществляется с одновременным участием нескольких независимых субъектов инвестиционной деятельности - инвестор, заказчик, проектировщик и подрядчик, причем каждый со своими целями и задачами.
Основной задачей инвестора и заказчика является проектирование и строительство объекта в наиболее сжатые сроки, при минимальных затратах, что даст более быстрый доход. Главной задачей проектировщика и заказчика является рентабельность процесса производства строительной продукции за счет удорожания строительной продукции или за счет строительного прогресса. Это накладывает особые условия при определении цены строительной продукции, а противоречия решаются с применением определенных стимуляторов в процессе составления контракта и определении договорной цены.
Оценка стоимости строительной продукции осуществляется заказчиком и подрядчиком на равноправной основе в порядке заключения договора или подписания контракта. При подготовке инвестиционных предложений для оценки стоимости строительства на стадии ТЭО и на предпроектной стадии по заказу инвестора рекомендуется составлять инвесторские сметы (расчеты, калькуляция издержек). При подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство на основе разосланной инвестором тендерной документации рекомендуется составлять - сметы подрядчика {расчеты, сметы, калькуляция издержек строительного производства).
Сметы инвестора и подрядчика могут составляться на альтернативной основе различными методами, выбор которых зависит от договорных условий и общей экономической ситуации, в частности, ресурсным, ресурсно-индексным, базисно-индексным, базисно-компенсационным методами и аналоговым (применения банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов),.
Ресурсный метод определения стоимости - это калькулирование ресурсов (элементов затрат) в текущих (прогнозных) ценах и тарифах, необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, нормативных и других источников. Ресурсный метод позволяет определить сметную стоимость строительной продукции на любой момент времени, в том числе учитывать дополнительные затраты на ресурсы в ходе осуществления строительства.
Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.
Базисно-индексный метод определения стоимости основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определённой в базисном уровне.
Приведение в уровень текущих (прогнозных) цен производится путём перемножения базисной стоимости по строкам сметы и каждому из элементов технологической структуры капитальных вложений на соответствующий индекс по отрасли, территории, региону, виду работ с последующим суммированием итогов сметного документа по соответствующим графам.
Базисно-компенсационный метод - это суммирование стоимости работ и затрат, исчисленных в базисном уровне цен, и дополнительных затрат, связанных с изменениями цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.) и уточнением этих расчетов в процессе проектирования в зависимости от реальных изменений.
Повременный метод предполагает расчёт стоимости по ценам за единицу рабочего времени и применяется в основном для незначительных по объёму работ, например, ремонтных или при бытовом подряде.
Аналоговый - может использоваться при наличии банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов, аналогичных проектируемым или построенным в данный момент.
Стоимость строительства в сметной документации инвестора целесообразно проводить в двух уровнях:
в базисном (постоянном) уровне цен, определяемом на основе действующих сметных норм и цен;
в текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления проекта.
Сметная документация составляется с учетом информации о текущем изменении цен на применяемые в строительстве ресурсы. Поэтому, для определения стоимости строительной продукции, предусмотренной рабочим проектом на различных стадиях инвестиционного процесса, необходимо использовать систему текущих и прогнозных индексов, дифференцированных по элементам структуры капитальных вложений.
Индекс - это относительный показатель, который характеризует отношение текущих (прогнозных) стоимостных показателей к базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, зависящие от изменения сложных экономических явлений, элементы которых не поддаются непосредственному суммированию. Индексы выражаются в безразмерных величинах, чаще всего, с двумя значащими цифрами после запятой. Индексы формируются на основе данных статистической отчетности по регионам и разрабатываются как в целом на стоимость подрядных работ, так и на стоимость потребляемых ресурсов или статей затрат.
Расчётная цена в текущем уровне (Ц р т.у.) определяется по формуле:
Ц р т.у.= Ц б + I p
где: I p - индекс цен на определённый ресурс;
Ц б - цена на базисном уровне
До наступления стабилизации экономической ситуации и завершения формирования рыночных структур и ценообразования, из всех возможных методов определения сметной стоимости приоритетное значение имеют ресурсный и ресурсно-индексный методы.
Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы (далее - сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.
Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Сметные нормы используются также при разработке проектов организации строительства и проектов производства работ.
Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях - стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность и др.) - к сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в указаниях по ФЕР-2001 (МДС 81-36.2004), ФЕРр-2001 (МДС 81-38.2004), ФЕРм (МДС 81-37.2004) и ФЕРп (МДС 81-40.2006).
Сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расходов всех ресурсов, поэтому необходимо учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются.
Для определения договорной цены на строительную продукцию необходимы соответствующая методическая документация и сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции (рис. 2.1).
Рис. 2.1.
Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
- государственные сметные нормативы (ГСН);
- отраслевые сметные нормативы (ОСН);
- территориальные сметные нормативы (ТСН);
- индивидуальные сметные нормативы (ИСН).
К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные в действие Госстроем России, а после 01.04.2004 - утвержденные Министерством промышленности и энергетики РФ, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерством регионального развития, в настоящее время - Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
К государственным сметным нормативам относятся сметные нормы, входящие в состав группы 8 «Документы по экономике», подгрупп 81 «Ценообразование и сметы», 82 «Материалы и ресурсы», 83 «Трудовые ресурсы» (ГСН 81, 82, 83). Они применяются на всей территории Российской Федерации.
К отраслевым сметным нормативам относятся сметные документы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли и в отдельных районах, для которых они разработаны (транспортное, водохозяйственное, энергетическое строительство и др.). Они не должны противоречить государственным сметным нормативам или дублировать их.
К территориальным сметным нормативам относятся сметные документы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта РФ и утвержденные администрацией субъекта РФ.
Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта РФ независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.
Индивидуальные сметные нормативы и единичные расценки разрабатываются в случаях отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных видов нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ и с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами. Они утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта).
Применение индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
Государственные, отраслевые, территориальные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему сметных нормативов в строительстве (табл. 2.1).
По степени укрупнения все сметные нормативы делятся на элементные и укрупненные сметные нормативы.