Социально экономическое развитие после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права

28.12.2023

Развитие с-х

В первые годы после реформы 1861 г. в России наблюдался экономический спад, вызванный коренной перестройкой хозяйственной жизни.

Больнее всего реформа ударила по помещикам. Быстрый переход к новым формам ведения хозяйства, на который надеялись многие сторонники преобразований, в реальной жизни затянулся.

Для ведения хозяйства с помощью наемных рабочих помещикам нужно было иметь значительные денежные суммы. Ведь надо платить работникам заработную плату, приобрести собственный инвентарь и рабочий скот. Ничего этого у большинства дворян не было. До отмены крепостного права крестьяне обрабатывали барскую землю своими орудиями и с использованием своего скота, и, следовательно, после освобождения и скот, и орудия остались у крестьян, а помещикам приходилось все приобретать вновь.

Правда, по условиям реформы 1861 г. помещики получили большие суммы денег. Но большинство из них быстро промотали эти деньги и не сумели использовать их для перестройки своих хозяйств. К тому же при выдаче выкупа правительство удерживало из него все помещичьи задолженности. Поэтому многие дворяне получили не так уж много денег.

Помещики были вынуждены сдавать большую часть земли в аренду крестьянам. Поэтому развитие помещичьего хозяйства в 60-70-х гг. в большинстве земледельческих губерний происходило по так называемой отработочной системе: крестьяне обрабатывали оставшиеся не сданными в аренду помещичьи земли своим инвентарем, что и являлось их платой за арендованные участки.

К тому же у большинства помещиков не было и причин стремиться вести свои хозяйства по-новому: реформа 1861 г. сохранила многочисленные крепостнические пережитки. Основная часть угодий принадлежала помещикам, в их руках остались пашни, луга, леса, водопои. У помещика остались и возможности принуждать крестьян работать на господской земле в законном порядке: временнообязанное положение крестьян, круговая порука в общине, неравноправное положение крестьян и т. д.

В этот период сложилась благоприятная ситуация для развития хлебопашества. За границей значительно повысились цены на хлеб, увеличился спрос на русское зерно. Но даже это обстоятельство не смогло подтолкнуть русских помещиков к более активной хозяйственной деятельности.

Кризис переживало и крестьянское хозяйство. Аренда земли привязывала крестьянские хозяйства к помещичьим. Но иного выхода у крестьян не было, так как по реформе они получали недостаточные наделы. Кроме того, несмотря на значительный рост цен на хлеб (более чем на 100%), арендная плата за землю росла еще быстрее (на 300 и даже на 400%). Крестьянские хозяйства были обременены и всякого рода сборами (выкупные платежи, государственные и земские налоги и т. д.). По подсчетам современников, на среднюю семью приходилось около 30 рублей в год различных платежей, что для большинства крестьян являлось непосильной суммой.


К тому же реформа, освободив крестьян от личной зависимости, не уравняла их с помещиками в гражданских правах. Она перевела крестьян из разряда крепостных в разряд так называемого податного сословия. Государство облагало представителей этого сословия подушной податью, т. е. налогом не на имущество, а на человека вне зависимости от его доходов.

После реформы 1861 г. сохранилась и даже укрепилась крестьянская община. Она помогала крестьянам выплачивать подати, поддерживала примерно равный достаток своих членов. Однако община, в которой существовала круговая порука и ограничения в свободе передвижения, сковывала хозяйственную деятельность крестьян.

Развитие промышленности.

В первые годы после реформы 1861 г., вопреки ожиданиям многих, в России не наблюдалось и быстрого роста промышленного производства, увеличения количества фабрик и заводов.

Промышленники ждали крестьянской реформы, сознавая, что для развития фабричного и торгового дела нужны свободные рабочие руки, широкий рынок труда. Реформа, казалось бы, решила эту проблему, поскольку крестьяне, с одной стороны, освобождались от личной зависимости, а с другой - многие из них готовы были идти в город на заработки.

Однако на первых порах решающими стали иные обстоятельства. На многих фабриках и заводах к моменту отмены крепостничества работали не наемные, а прикрепленные к ним рабочие. Как только эти люди получили свободу, ненависть к подневольному труду заставила их толпами бросать работу и уходить с заводов, продавая за бесценок дома и огороды. Не помогла вернуть рабочих и выросшая в несколько раз заработная плата. Поэтому в первое время после реформы многие предприятия сократили производство.

Это было особенно характерно для железоделательных заводов и суконных фабрик, в широких масштабах применявших труд крепостных. Лишь через 10 лет, освоившись в новых условиях, они начали увеличивать свое производство.

Неблагоприятная картина наблюдалась и в хлопчатобумажной промышленности. Правда, она была связана с другой причиной, совпавшей по времени с крестьянской реформой. Значительная часть этих фабрик, применявших в основном вольнонаемный труд, работала на ввозимом из- за границы хлопке. В 1861 г. разразился мировой торгово-промышленный кризис, цены на хлопок резко возросли, что привело к сокращению производства.

Несмотря на трудности, российская экономика сумела достаточно быстро перестроиться. Это случилось во многом благодаря экономической политике государства.

Финансовая политика . Экономические реформы правительство начало с изменений в деятельности банков. В 1860 г. был открыт Государственный банк, который предназначался для финансирования частных предприятий. Он должен был «содействовать силой кредита» развитию наиболее важных отраслей промышленности: металлургической, машиностроительной, сахарной, текстильной; поддерживать частные банки.

В 60-70-х гг. стали возникать частные банки, в первую очередь в Петербурге, а затем в Москве и других городах. Их создание оказало огромное влияние на экономическое развитие России. Без них было бы невозможным становление новых форм предпринимательства. Одним из зачинателей банковского дела стал разбогатевший на винных откупах В. А. Кокорев. В конце 60-х гг. по его инициативе был создан Московский купеческий банк, в 1870 г. - Волжско-Камский банк для финансирования промышленных предприятий, ставший вскоре одним из крупнейших в стране.

Железнодорожное строительство.

Становление банков было теснейшим образом связано с железнодорожным строительством, которое также всячески поощрялось правительством. Заинтересованность властей в развитии этой отрасли хозяйства объяснялась двумя причинами. Во-первых, Крымская война показала серьезное отставание системы связи в России. Во-вторых, правительство стремилось для получения дополнительных доходов увеличить вывоз хлеба за границу. Поэтому строились железные дороги из хлебных губерний к морским портам. Правительство разработало программу привлечения к железнодорожному строительству частных лиц и иностранного капитала, предусмотрев для них существенные льготы и поощрения.

1868-1872 годы вошли в историю нашей страны как период «железнодорожной горячки». Если к 1861 г. протяженность железных дорог в России составляла 2 тыс. км, то к началу 80-х гг. - свыше 22 тыс. км. На этом строительстве выросло новое поколение предпринимателей, тесно связанных с чиновниками и государственными заказами. Военный министр Д. А. Милютин писал, что «с ведома высших властей раздаются концессии на железные дороги фаворитам и фавориткам прямо для поправления финансового положения, для того именно, чтобы несколько миллионов досталось в виде барышей тем или другим личностям».

Построив железнодорожную ветку в 500-600 верст, капиталист клал себе в карман 25-30 млн рублей. Особенно щедро платило правительство за строительство железных дорог, связанных с военными нуждами. Кроме того, оно разрешило некоторым предпринимателям приобретать за границей за государственный счет вагоны и паровозы, беспошлинно ввозить рельсы и другие необходимые для строительства материалы.

Большинство новых дорог строилось непосредственно в интересах промышленности и торговли (Новки - Шуя, Кинешма - Иваново - Москва - Нижний Новгород). С 1861 по 1877 г. перевозка грузов по железным дорогам увеличилась в 25 раз, в то время как на речном транспорте - лишь на 59%.

Железнодорожное строительство стало мощным фактором развития промышленности, так как предъявляло огромный спрос на изделия из металла (рельсы, вагоны, паровозы), топливо, предметы широкого потребления для целой армии рабочих-строителей.

Промышленный подъем .

Во второй половине 60-х гг. в России начался быстрый промышленный подъем. К 80-м гг. в наиболее важных отраслях промышленности завершился промышленный переворот - фабричное производство восторжествовало над ремесленным и мануфактурным.

Главным районом металлургического производства продолжал оставаться Урал. Быстрыми темпами шло и создание нового металлургического района на юге России. В районе реки Северский Донец (Донбасс) были разведаны промышленные залежи железной руды и угля, а неподалеку, в Кривом Роге, - железной руды. В Донбассе английский промышленник Джон Юз основал металлургический завод, получив правительственный заказ на производство рельсов. По добыче каменного угля Донбасс вышел на первое место в России. На Кавказе в районе Баку сосредоточилась добыча нефти.

Промышленные районы на юге России были свободны от пережитков крепостничества и развивались гораздо быстрее старых центров промышленного производства.

В 60-70-х гг. началось становление машиностроительной промышленности (до 1861 г. в России производились лишь сельскохозяйственные машины). В первые пореформенные годы были построены два крупнейших завода: Пу- тиловский в Петербурге обеспечил российские дороги рельсами, а на Коломенском в Московской губернии впервые в стране было организовано строительство мостов для железнодорожного транспорта, производство паровозов, товарных вагонов и платформ. Петербург и Москва стали центрами крупного машиностроения.

Как и в дореформенный период, ведущие позиции в промышленности занимала хлопчатобумажная отрасль. Рост цен на хлопок на мировом рынке заставил промышленников обратить внимание на внутренние возможности. Текстильные компании стали скупать земельные участки в недавно присоединенной к России Средней Азии. Первым «движение в Среднюю Азию» начал промышленник Т. С. Морозов. Его представители раздавали местным жителям качественные сорта египетского и американского хлопка и заключали договоры на покупку будущих урожаев. Продукция хлопчатобумажной промышленности выросла за 30 лет в 4 раза.

Больших успехов достигла свеклосахарная промышленность , развивавшаяся в черноземных губерниях Европейской России. Она увеличила свою продукцию с 1,9 млн пудов в 1862 г. до 12,5 млн пудов в 1880 г.

Развитие промышленности способствовало росту численности рабочих. За неполных 15 лет (с 1865 по 1879 г.) количество промышленных рабочих выросло в полтора раза и достигло почти миллиона человек. Пополнение шло за счет крестьян, приходивших в город на заработки и постепенно отрывавшихся от сельского хозяйства. Первым крупным выступлением российских рабочих за свои права стала стачка на Кренгольмской мануфактуре в 1872 г.

Тем не менее российская промышленность, несмотря на мощный рывок, значительно отставала от передовых капиталистических стран по масштабам и размерам производства на душу населения, в техническом оснащении и особенно по темпам роста производительности труда.

Бурное экономическое развитие 70-х гг. сменилось резким замедлением темпов роста в начале 80-х. Основными причинами этого явились: война с Турцией, поглотившая огромные средства; угнетенное состояние крестьянства, задавленного выкупными платежами, налогами и повинностями, что сильно ограничивало его покупательные способности; снижение цен на зерно и другие российские товары за границей.

Отмена крепостного права способствовала бурному росту капиталистического уклада в экономике России. Быстрее всего развитие новых форм хозяйства происходило в промышленности. Рост товарного производства в сельском хозяйстве был затруднен наличием крепостнических пережитков.

Промышленный переворот в России, который начался в 30-е годы XIX века предопределил начало промышленного подъёма и развитие товарно-денежных отношений. Особенно мощный толчок получило социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

Экономическое развитие России после Крестьянской реформы

Необходимым условием для перехода на новый уровень рыночно-капиталистических отношений было преобразование вспомогательной инфраструктуры-строительство новых шоссейных дорог, судоходных фарватеров, железных дорог и вокзалов.

Железнодорожный транспорт

Особенно остро в Российской империи стоял вопрос с железными дорогами. Первая железная дорога была построена между Петербургом и Москвой 1 ноября 1851 года. В середине 60-х годов строительство железнодорожных путей ускорилось. Центральной осью строительства стала Москва.

  • 1 августа 1862 года из Нижнего Новгорода в Москву ушёл первый состав. В 1869 году была отстроена дорога, которая соединяла южные губернии с Москвой. Железные дороги опутывали и Сибирь, так в 1891 году было в основном завершено строительство Транссибирской железной дороги. Уже к середине 90 годов общая протяженность железнодорожных путей России составляла 28,7 тысяч вёрст.

Благодаря железным дорогам развивались маленькие уездные городки городки о которых никто не слышал. И наоборот, крупные города могли оказаться в периферийной зоне, вдалеке от железных дорог. Например, в 1871 году из слияний двух маленьких сёл Иванова и Вознесенского возник крупный промышленный центр Иваново-Вознесенск с развитой текстильной промышленностью. А вот находившийся рядом город Владимир понемногу стал останавливаться в развитии, так как находился довольно далеко от железной дороги.

Рис. 1. Иваново-Вознесенск. Фабрика Н. Гарелина.

Металлургическая отрасль

После Крестьянской реформы промышленная отрасль страны немного замедлилась в своём развитии, так как многие отрасли, в том числе и металлургические переходили с принудительного труда на вольнонаёмный труд. Кроме того, требовалось переоборудование многих предприятий на новый лад.

  • Лишь к началу 70-х годов XIX века выплавка чугуна достигла объёмов конца 50-х годов. Такие замедленные темпы роста происходили из-за полной перестройки оборудования уральских заводов.
  • В это же время происходит ускоренный темп роста горной и металлургической промышленности в Донецком бассейне.
  • Машиностроение в Российской империи было недостаточно развито и не могло в полной мере обеспечить подвижными составами железную дорогу. Поэтому паровозы и вагоны завозились в то время главным образом из Англии, так как своего отечественного машиностроения практически не было.
  • Александр II делал всё возможное для поощрения отечественного машиностроения, и в начале 70-х годов, оно наконец-то было пущено на поток. К началу 80-х годов в основном весь железнодорожный парк состоял из вагонов и паровозов отечественного производства.

С конца 60-х до середины 80-х годов XIX века в Российской империи были сформированы основные промышленные районы-Петербургский, Московский, Уральский и Южный. В Московском промышленном районе было сконцентрировано текстильное производство, Петербургский промышленный район был центром машиностроения. Южный и Уральский промышленные район являлись основными металлургическими базами Российской империи.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Социально-экономическое развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства в Российской империи после Крестьянской реформы 1861 года было не столь успешным как в сфере промышленности. Правда к 1881 году Россия вышла на первое место в мире по экспорту хлеба.

  • После отмены крепостного права в 1861 году помещикам пришлось заново приспосабливаться к новым экономическим условиям рынка и заново перестраивать своё хозяйство. Созданные во время реформ мизерные “нарезки” вынуждали крестьян идти на поклон к помещику, чтобы арендовать у него землю.
  • Что мог предложить крестьянин помещику за аренду наделов? Зачастую ничего, кроме своего труда. Крестьянин продолжал отрабатывать барщину у помещика, только теперь уже своим инвентарём и своими лошадьми. Такая отработка являлась полукрепостническим пережитком и тормозила дальнейшее развитие рыночных отношений.
  • Передовые помещики стремились строить свои хозяйства с капиталистическим уклоном. Они заводили собственный скот, покупали инвентарь, внедряли технические новшества в сельское хозяйство и нанимали рабочих за сдельную оплату. Однако далеко не все были способны выдержать конкуренцию с кабальными формами эксплуатации.
  • После 1861 года в деревне стало наблюдаться явное расслоение крестьянства: семья, у которой оставались излишки урожая, и которой теперь не нужно было делиться с помещиком, постепенно становилась зажиточной. С другой стороны, в деревне появились разорившиеся крестьяне, которые влачили нищенское существование и никак не могли уже ничем исправить своё положение. Основная же масса крестьян проживающих в волостях и уездах состояла из бедноты и середняков. В среднем на почти каждую крестьянскую семью приходилось до 34 рублей ежегодных выплат, что убийственно било по финансам любой семьи.

Рис. 2. Возвращение крестьян с похорон зимою. В. П. Перов 1880 год.

После Крестьянской реформы 1861 года отношение помещика к крестьянам сильно изменилось. Если раньше помещик мог ещё прийти на помощь крестьянину (потому что тот являлся собственностью помещика), то теперь бывший хозяин, выжимал из крестьянина последние силы, когда тот отрабатывал барщину. Только единицы из наиболее гуманных помещиков старались наладить разрушенные отношения между помещиком и крестьянином. Всё это приводило к дальнейшим классовым противоречиям между помещиком и крестьянином.

  • Социально-экономическое развитие в Черноземье понемногу набирало темпы. Первому поколению крестьян удалось частично расплатиться за свои наделы после Крестьянской реформы. Наделы земли стали передаваться по наследству.
  • Совсем по-другому протекали дела в нечерноземных губерниях. Здесь наделы земли не приносили такой доходности. Выделенные наделы себя не окупали совершенно. Это вынуждало крестьян выдвигаться на заработки в город. Хотя при этом, крестьянин не имел права избавиться от надела не расплатившись за него.

Рис. 3. Крестьяне уходят на заработки в город.

Многие рабочие порывали с деревней и оставались в городе навсегда. Так города пополнялись населением за счёт приехавших на заработки крестьян.

Социально-экономические процессы в Российской империи протекали далеко неодинаков в разных уголках огромной страны. Однако, несмотря на всю противоречивость и незавершённость реформ, они ускорили переход от натурального хозяйства к товарно-рыночным отношениям капиталистического уклада. Промышленный переворот завершился в основном к 90-м годам XIX века. К этому времени Российская империя вышла на мировой уровень по многим показателям лёгкой и тяжёлой промышленности.

Что мы узнали?

Отмена крепостного права 1861 года и либеральные реформы значительно улучшили условия для развития производительных сил и формирования новых капиталистических отношений. Процесс этот был противоречивым и далеко неоднозначным, что показало несовершенность и незавершённость либеральных реформ Александра II.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 105.

5.1 Социальная организация

Российская империя выделялась среди других европейских государств как огромная страна (18 млн. кв. верст) с быстро растущим населением: в 1860 г. - 73 млн., в 1881г. - 100 млн. человек. Почти 90 % населения проживало в европейской части России, на 22 % территории страны. Основная масса была занята в сельском хозяйстве, но доля городского населения постоянно росла.

За 20 лет, прошедших после реформы, произошли значительные изменения в социальной структуре российского общества.

Резко сократилось число дворян, владеющих землей. В конце 70-х гг. их насчитывалось немногим более половины от всего дворянского сословия. Но дворяне составляли основную массу чиновников, занимая высокие государственные посты. В 1863 г. чиновникам было разрешено совмещать государственную службу с предпринимательской деятельностью.

Крестьянство, составлявшее основную массу населения страны, переживало процесс дифференциации. Происходило "раскрестьянивание": отток в города на заработки разоряющих­ся крестьян. Вместе с тем до 20 % возрос удельный вес зажи­точного крестьянства.

После 1861г. увеличились темпы роста торгово-промыш­ленной буржуазии, в основном за счет разбогатевшего крестьян­ства и мелкого предпринимательства, а также городского мещан­ства. Принадлежность к дворянскому сословию, поместья и титу­лы по-прежнему сохраняли привлекательность для разбогатевших крестьян и купцов. Выдающиеся деловые качества, участие в благотворительности открывали им доступ во дворянство.

В 70 - 80-е гг. проявляются новые организации промышлен­ников. Наряду с возникшими до реформы биржевыми комите­тами, комитетами торговли и мануфактур создаются предста­вительные организации отраслевого типа: Совет съезда горнопромышленников юга России (1871), Совет съезда гор­нопромышленников Уральской горной области (1880).

Отмена крепостного права привела к быстрому росту клас­са наемных рабочих. Эта социальная группа была неоднород­ной. Большинство в ней составляли сельскохозяйственные рабочие, рабочие мелких кустарных промыслов, строительные, лесные и чернорабочие. В крупной промышленности и на же­лезнодорожном транспорте численность лиц наемного труда возросла с 706 тыс. в год.

5.2 Сельское хозяйство

В результате реформы размеры крестьянских наделов в большинстве губерний уменьшились (в среднем на 20 %) и составило от 2 - 3 до 40 - 50 десятин на двор. Право собственности на землю получила крестьянская община, распределявшая и перераспределявшая наделы между дворами. Различия в размерах наделов возникали из-за разницы в общинах: казаки имели в среднем более 50 десятин на двор, а бывшие помещичьи крестьяне -около 7 десятин. Продажа наделов запрещалась.

После реформы помещики, не имевшие средств дня обработки земель, начали распродавать их. Только за 1861 - 1877 гг. помещичье землевладение уменьшилось с 87 до 73 млн. десятин. Основными покупателями земли стали зажиточные крестьяне. В 1862 -1882 гг. они приобрели 6 млн. десятин частных земель.

Зажиточные крестьяне также нанимали работников, применяли технику, улучшали качество продукции. Широко применялась сдача крестьянам земли за отработки.

В целом развитие сельского хозяйства сопровождалось увеличением сборов зерновых и технических культур, ростом посевных площадей. Запашка земли в I860 по 1881 гг. возросла на 14 % и достигла 94 млн. десятин. Накануне реформы товар­ного хлеба было не более 5 % от чистого сбора, в конце 70-х гг. - уже 11 - 13 %. Возросло поголовье скота.

Развитие сельского хозяйства Основой сельского хозяйства после реформы оставались помещичьи и крестьянские хозяйства. В первые годы после реформы в сельском хозяйстве происходил спад производства. Почему?

Изменения в хозяйстве помещика Преимущества Потери 1. Помещики получили выкуп. 1. Не хватало денег для организации капиталистического хозяйства, т. к. удержаны долги. 2. Получали арендную плату за земли, сданные крестьянам. 2. После освобождения крестьян помещики лишились не только рабочих рук, но и орудий труда, рабочего скота, их нужно приобрести. 3. Крестьяне отрабатывали повинности до окончания выкупной сделки. 3. Отработочный труд крестьян был непроизводительным попрежнему, но его наличие не создавало стимулов для перестройки хозяйства. 4. Основная часть пахотных земель, лесов, водопоев оставалась у помещиков. 4. Помещики не имели опыта и знаний для ведения хозяйства поновому.

Изменения в хозяйстве крестьянина Преимущества 1. Возможность выкупа земельного надела. Потери 1. Часто надел был меньше дореформенного. 2. Свобода распоряжения продукцией 2. Деньги уходили на выкупные после уплаты налогов и др. выплатежи, выплату подушной подати, земского налога и др. , что не давало развивать хозяйство. 3. Крестьянская община ограничивала в свободе передвижения, круговой порукой ограничивало развитие. 4. Необходимость аренды из-за маленьких наделов увеличивало повинности крестьян, ограничивало возможности развития.

По тексту документа «Письма из деревни» А. Н. Энгельгардта ответьте на вопросы: ü Что такое отрезки? ü Какую выгоду извлекали из отрезков помещики? ü Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских хозяйств? Сравните показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы Развитие сельского хозяйства в России в пореформенный период (60 -70 -гг. XIXвека). Показатели развития сельского хозяйства. Посевные площади. Урожайность хлебов с одной десятины. Средневаловой сбор хлебов. Дворянское землевладение. 82, 5 млн. десятин. 5 центнер. Показатели с 1870 -х по 90 -е годы XIX в. 103, 8 млн. десятин. 7 центнер. 31, 2 млн. тонн. Около 90 млн. десятин. 54, 1 млн. тонн 53, 2 млн. десятин. Показатели до 1861 года.

Причины медленного перехода сельского хозяйства на экономические рельсы Нежелание помещиков перестраивать хозяйство Недостаток средств у помещиков для перевода хозяйства на капиталистический путь Временнообязанное положение крестьян Отработочная система Сохранение и влияние крестьянской общины Обремененность крестьянских хозяйств различными повинностями и платежами

Развитие промышленности в первые пореформенные годы 1. Работавшие на заводах и фабриках приписные крестьяне, получив свободу, бросали подневольный труд и возвращались в деревню. 2. В 1861 г. разразился мировой торговопромышленный кризис, резко возросли цены на хлопок. Российская хлопчатобумажная промышленность работала в основном на ввозимом хлопке. Финансовая политика Изменения в банковской сфере: 1. Открыт Государственный банк для финансирования частных предприятий (1860 г.). 2. Поддержка создания частных банков (60 -70 -е гг.).

«Железнодорожная горячка» (1868 -1872 гг.) К строительству железных дорог с помощью льгот и премий привлекали частных лиц и иностранный капитал (концессии). Особенно поощрялось строительство дорог, связанных с военными нуждами. 1861 г. – 2 тыс. км железных дорог 1881 г. – 22 тыс. км железных дорог (2 место в мире после США по темпам) Перевозка грузов по железным дорогам выросла в 25 раз. В конце 70 -х гг. железные дороги связали крупные зерновые районы с промыш-ленными центрами и важнейшими морскими портами – черноморскими и балтийскими. Железнодорожное строительство дало мощный импульс развитию промышленности. В это время рождаются новые отрасли: транспортное машиностроение (паровозо- и вагоностроение), угле- и нефтедобывающая, химическая и др.

Промышленный подъем К началу 80 -х гг. в крупной промышленности завершился промышленный переворот. В основных отраслях промышленности и на транспорте ручной труд был вытеснен машинным. Паровые машины и механические станки составили основу технического оснащения горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной отраслей промышленности. В 80 -е гг. осуществляется коренная реконструкция промышленного производства, охватившая важнейшие отрасли. В их числе были добыча минерального топлива, выплавка коксового чугуна, производство цемента и соды. Происходит освоение электрической энергии. Нефтеперегонный завод 1880 -х гг. в районе Баку

Основные экономические районы Урал Металлургическое производство Юг России (Донбасс) Добыча каменного угля, железной руды, металлургическая промышленность (англ. Джон Юз) Кавказ (район Баку) Добыча нефти Центр России (Московская губерния) Крупное машиностроение Петербург Крупное машиностроение Средняя Азия Хлопчато-бумажная промышленность Центральная Россия Свеклосахарная промышленность

Формирование рабочего класса С 1865 по 1879 г. количество рабочих в промышленности выросло в полтора раза и достигло 1 млн человек. В основном пополнение шло за счет крестьян, уехавших в город на заработки и оставшихся в городе. Жизнь рабочих была очень тяжелой. В 1872 г. произошла первая стачка рабочих в борьбе за свои права (на Кренгольмской мануфактуре) На предприятии было занято до 5 тыс. рабочих эстонцев и русских. Условия работы были крайне тяжёлыми. 14 августа около 500 ткачей прекратили работу и предъявили требования: сокращение на 1 час рабочего дня, уменьшение предоставление детям-рабочимштрафов, для посещения школы и др. времени Администрация пошла на частичные уступки (рабочий день сокращён на 30 минут, отменены вычеты на больницу и церковь), но когда работа возобновилась, уступки были сведены на нет. Активные участники стачки арестованы, некоторые уволены. 11 сентября началась стачка всех рабочих. Стачечники заняли пути к фабрике, освободили арестованных, бросали камнями в прибывшие войска. 12 сентября войскам удалось подавить сопротивление безоружных рабочих.

Отмена крепостного уклада способствовала бурному росту капиталистического уклада в экономике России. Быстрее процесс шел в промышленности, так как в сельском хозяйстве сохранялось много крепостнических пережитков. По масштабам и размерам производства на душу населения российская промышленность отставала от передовых капиталистических стран. В начале 1880 -х годов развитие замедлилось из-за войны с Турцией 1877 -1878 гг. , снижения цен на зерно и др. товары за границей, крайнее обнищание крестьян.

© advancerealty.ru, 2024
Кредит. Ипотека. Микрозаймы. Долги. Банкротство