Теоретические аспекты постановки на налоговый учет. Порядок постановки на учет в налоговом органе

22.02.2024

Понятие налога, сбора, госпошлины.

В статье 8 части 1 НК РФ даны основные понятия налога, сбора и госпошлины.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и

физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,

хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях

финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос , взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого

является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов

государственными органами , органами местного самоуправления, иными

уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых

действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений

(лицензий).

Госпошлина – единственная достаточная оплата (платёж) за совершение государственным

органом юридически значимых действий, к которым приравнена выдача документов,

включая водительские удостоверения, паспорта, загранпаспорта, свидетельства о

рождении.

Функции налогов.

Фискальная функция реализуется посредством изъятия части денежных средств налогоплательщиков в бюджет государства. Налоги являются основным источником доходов бюджетов разных уровней, за счёт которого финансируются основные государственные программы (политические, экономические, социальные и т.д.).

Контрольная функция предполагает осуществление государственного финансового контроля за доходами юридических и физических лиц, за своевременностью и полнотой исчисления и уплаты налогов и сборов.

Распределительная функция позволяет государствус помощью налогов распределять и перераспределять полученные налогоплательщиками доходы от более обеспеченных субъектов налогообложения к менее обеспеченным.

Регулирующая функция реализуется путем регулирования экономических процессов внутри страны. Например, с помощью изменения порядка налогообложения для отдельных секторов экономики государство может стимулировать или сдерживать их развитие (сельское хозяйство, семейный бизнес, строительство социально значимых объектов и т.д.)

Принципы налогообложения.

Основные принципы налогообложения были сформулированы экономистом Адамом Смитом. В настоящее время все принципы указаны в статье 3 НК РФ.

Всеобщность – уплата налогов является обязанностью всех налогоплательщиков, имеющих имущество или доход.

Стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

Определенность – четкость, ясность и понятность правил исчисления и уплаты налогов.

Обязательность – неизбежность и принудительность взимания налогов («В этом мире неизбежны 2 вещи: смерть и налоги» А.Смит)

Справедливость – налогоплательщики должны уплачивать налоги в соответствии с их доходами и имущественным положением.

Однократность – исключение двойного налогообложения.

Эффективность – взимание налогов должно производиться наиболее удобным для налогоплательщика способом.

Монополия государства на взимание налогов – никто кроме государства не может собирать налоги.

Состав НК РФ.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных и региональных законов, местных законодательных актов. Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в РФ. Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей.

Часть первая НК РФ введена на территории РФ 31 июля 1998 года и содержит общие принципы налогообложения, устанавливает основные понятия, регулирует взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, определяет порядок контроля за налоговыми правонарушениями и привлечения налогоплательщиков к ответственности за данные правонарушения.

Часть вторая НК РФ введена на территории РФ 5 августа 2000 года и устанавливает элементы налогообложения по отдельным налогам и специальным режимам налогообложения.

НК РФ состоит из 10 разделов :

Часть первая:

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство

в налоговых правоотношениях.

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних

дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц.

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль.

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Часть вторая:

Раздел VIII. Федеральные налоги. Специальные налоговые режимы.

Раздел IX. Региональные налоги и сборы.

Раздел X. Местные налоги.

Постановка на налоговый учет.

  • Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в налоговых органах в течение 10 дней после государственной регистрации.
  • Постановка на учет осуществляется по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя)
  • Организация, имеющие обособленные подразделения, недвижимое имущество или транспортные средства, обязана встать на учет как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого подразделения и месту нахождения имущества
  • Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не обязаны вставать на учет в налоговых органах самостоятельно
  • Каждому налогоплательщику при постановке на учет присваивается единый персональный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

Права налогоплательщиков:

  • Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц
  • Получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о налоговом законодательстве
  • Получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства
  • Представлять свои интересы лично либо через своего представителя

Обязанности налогоплательщиков:

  • Уплачивать законно установленные налоги и сборы
  • Встать на учет в налоговых органах
  • Вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения
  • Представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, а также бухгалтерскую отчетность, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
  • Выполнять законные требования налогового органа об устранении нарушений, а также не препятствовать законной деятельности его должностных лиц
  • Сообщать письменно в налоговый орган по месту учета сведения
  1. Права и обязанности налоговых органов.

Права налоговых органов:

  • Требовать от налогоплательщика пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов
  • Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на их имущество
  • Осматривать (обследовать) любые помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либосвязанные с содержанием объектов налогообложения проводить инвентаризацию имущества
  • Проводить налоговые проверки и производить при их проведении выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены
  • Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени

Обязанности налоговых органов:

Налоговый контроль представляет собой деятельность государственных органов по обеспечению полноты и своевременности выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и налоговыми агентами путем осуществления законодательно регламентируемого комплекса мероприятий.

Формами проведения налогового контроля являются: постановка налогоплательщиков и их налогооблагаемого имущества на налоговый учет, получение объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, проведение налоговых проверок, и другие формы, предусмотренные Налоговым кодексом.

Первичной формой налогового контроля является учет налогоплательщиков в налоговых органах . Юридические лица подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения (по юридическому адресу организации, ее обособленного подразделения), а физические лица – по месту жительства. Налоговому учету подлежит также налогооблагаемое имущество и транспортные средства налогоплательщиков, которые учитываются по месту нахождения. Местом нахождения имущества признается:

1) для недвижимого имущества – место фактического нахождения этого имущества;

2) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) их собственника;

3) для прочих транспортных средств – место нахождения (жительства) их собственника.

Заявление о постановке на учет организации и физические лица – предприниматели подают в налоговый орган в течение десяти дней со дня их государственной регистрации. Заявление о постановке на учет филиала организации подается по месту его нахождения в течение месяца со дня его создания.

Организация также обязана стать на налоговый учет по месту нахождения ее недвижимого имущества или транспортных средств, подлежащих налогообложению, в течение тридцати дней со дня их государственной регистрации.

Постановка на налоговый учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, а также транспортных средств осуществляется на основе информации, представляемой в налоговые органы государственными организациями, регистрирующими это имущество и транспортные средства.

Постановка на налоговый учет осуществляется путем подачи заявления по утвержденной форме с представлением всех необходимых документов в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

В течение пяти дней с момента подачи налогоплательщиком всех необходимых документов налоговая инспекция обязана поставить его на учет, присвоить идентификационный номер налогоплательщика и выдать Свидетельство о постановке на учет.



Учет налогоплательщиков – одно из основных условий осуществления контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты.

При постановке на учет сведения о каждом налогоплательщике вносятся в базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (БД ЕГРН), и ему в установленном порядке присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) .

ИНН представляет собой цифровой код, состоящий из кода территории, кода налогового органа, осуществившего постановку на учет, порядкового номера налогоплательщика и контрольного числа. ИНН организации, созданной в соответствии с законодательством РФ, выражается десятизначным цифровым кодом, а ИНН физического лица – двенадцатизначным кодом.

Присвоенный ИНН каждый налогоплательщик указывает во всех документах, подаваемых в налоговый орган: в декларациях, балансах, отчетах, заявлениях, справках, платежных поручениях и др.

Поскольку налоговым кодексом предусмотрена постановка на учет не только по месту нахождения организации (месту жительства физического лица), но и по месту нахождения филиалов и представительств, налогооблагаемого имущества и т.д., а ИНН при этом может быть присвоен только один, во избежание путаницы введен код причины постановки на учет (КПП) . КПП представляет собой девятизначный код, включающий:

– код налоговой инспекции, поставившей на учет организацию, ее филиал, недвижимость или транспортное средство;

– код причины постановки на учет (например, код 06 – по месту нахождения имущества; код 16 – по месту нахождения транспортных средств и т.д.);

– порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине.

В случае ликвидации или реорганизации юридического лица, либо прекращения деятельности предпринимателя, снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика, подаваемому в течение трех дней со дня принятия решения о ликвидации. Снятие с налогового учета производится только после проведения проверки полноты и правильности уплаты налогов и сборов ликвидируемым предприятием. В дальнейшем, налоговые органы обеспечивают контроль недопущения повторного присвоения ИНН другим налогоплательщикам.

В соответствии с Налоговым Кодексом налоговый контроль осуществляется в форме проведения налоговых проверок .

В настоящее время налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:

n камеральные и выездные;

n документальные и фактические;

n комплексные и тематические;

n первичные, повторные;

n плановые и внезапные.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика (налогового агента).

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. В рамках проведения выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Документальная проверка проводится на основании бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком: Бухгалтерского баланса (форма № 1), Отчета о прибылях и убытках (форма № 2), налоговых деклараций и документов, служащих основанием для уплаты налогов.

Фактическая проверка предполагает использование методов контроля не только с изучением документов, но и с получением объяснений проверяемых лиц, с обследованием помещений, используемых для извлечения доходов, фактическими замерами, инвентаризацией.

В зависимости от объема проверки подразделяются на:комплексные и тематические. Комплексные проверки связаны с изучением и оценкой уплаты всех налогов, тематические – конкретных налогов.

Первичной называется проверка , которая производится впервые.

Повторной выездной налоговой проверкой признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Повторная выездная проверка может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля деятельности налогового органа, проводившего проверку;

2) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

К налоговой проверке могут привлекаться свидетели, понятые, эксперты, переводчики.

Акт налоговой проверки. По результатам проверки налогоплательщика должностное лицо (лица) налоговой инспекции составляет акт, в котором отражаются основные характеристики предприятия, факты выявленных нарушений налогового законодательства, ошибок в бухгалтерском учете, а также порядка представления документов налоговым органам. При обнаружении занижения прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, помимо подробного описания этих нарушений, к актам проверки прилагаются соответствующие изъятые документы, о чем в актах делается специальная запись.

В акте налоговой проверки излагаются обязательные для выполнения требования, как об устранении выявленных нарушений, так и о внесении в бюджет доначисленных сумм налогов и штрафов. Если при проверке выявляются суммы налогов, излишне перечисленные в бюджет, то они возвращаются налогоплательщику, либо засчитываются в счет предстоящих платежей.

Налогоплательщик вправе знакомиться с актами проверки, давать в письменной форме объяснения и возражения по приведенным в акте фактам, представлять в свое оправдание необходимые документы. Налоговая инспекция должна доказать факты выявленных нарушений.

Акт проверки подписывается сотрудником налоговой инспекции, проводившим проверку, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, либо проверяемым гражданином. Налогоплательщик вправе произвести в акте запись о наличии возражений и приложить к нему письменные объяснения и документы. Хотя это и не приостановит действия санкций по результатам проверки, но зафиксированные таким образом возражения, могут быть использованы в качестве доказательств в суде при обжаловании принудительных акций налоговых органов. После подписания акта проверки один его экземпляр со всеми приложениями передается под расписку налогоплательщику. Все материалы проверок не позднее следующего дня после подписания регистрируются в налоговом органе по установленной форме, и передаются начальнику для принятия письменного решения о соответствующих действиях по результатам проверки.

Чтобы не попасть в поле зрения налоговых органов, достаточно изучить основные критерии, по которым составляется план налоговых проверок. Если проверка неизбежна, нужно вести грамотный диалог с налоговой инспекцией, отстаивать свои интересы. Для этого необходимо знать не только права и обязанности налогоплательщика, но и полномочия налоговых инспекторов. О видах налоговых проверок, их документальном оформлении, способах и сроках проведения, а также об оценке рисков для налогоплательщиков, установленных ФНС России, можно узнать из предлагаемой статьи.

Налоговая проверка — это действие налоговой инспекции (ИФНС) по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов налогоплательщиками (предпринимателями и организациями любой формы собственности). В ходе проверки сравниваются данные бухгалтерского и налогового учета, полученные в результате проверки, с данными налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности, представленных в ИФНС.

Право на проведение налоговых проверок регламентировано ст. 87-105 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Проверки, проводимые налоговыми органами, делятся на камеральные, выездные и встречные.

Выездная проверка

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций. Другими словами, предметом выездной налоговой проверки являются первичные документы , которые дают представление о соответствии заявленных сведений фактическим. К первичным документам относятся договоры, отгрузочные накладные, акты о выполнении договорных обязательств, внутренние приказы, распоряжения, протоколы, иные документы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика , в исключительных случаях (у налогоплательщика нет помещения, в котором могли бы работать проверяющие) — по месту нахождения налогового органа. При этом налоговые инспекторы вправе убедиться в отсутствии помещений для проведения проверки путем осмотра территории налогоплательщика, используемой для осуществления предпринимательской деятельности. Следует отметить, что налогоплательщик не имеет права препятствовать работе сотрудников налоговых органов, предъявивших ему служебные удостоверения и решение о проведении проверки.

В ходе выездной проверки налоговые инспекторы могут проверить содержание производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, расположенных по месту регистрации или по месту деятельности налогоплательщика, затребовать инвентаризационные описи.

Основными участниками выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). С выездными проверками могут быть связаны действия других лиц (например, экспертов, переводчиков), но такие действия, как правило, обусловлены инициативой налогового органа.

Налоговую проверку проводит инспекция, расположенная по месту регистрации налогоплательщика. Следует отметить, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит только налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Проверка осуществляется на основании решения о проведении выездной налоговой проверки. Этот документ проверяющие обязаны предъявить перед началом проверки. Он оформляется на бланках установленного образца, которые утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (в ред. от 23.07.2012) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» (далее — Приказ № САЭ-3-06/892@).

Согласно ст. 89 НК РФ в решении о проведении налоговой проверки должны быть указаны следующие сведения :

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Налоговики могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки. Если они потребуют документы, не относящиеся к проверке, налогоплательщик вправе им отказать.

Общий срок проведения выездной проверки — не более двух месяцев . Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, в исключительных случаях — до шести месяцев.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

При продлении срока месяцы прибавляются к начальным двум месяцам проверки, то есть весь срок удлиняется до четырех (или шести) месяцев.

Датой начала выездной налоговой проверки является дата вынесения налоговым органом решения о проведении проверки, датой окончания — день составления справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка вручается налогоплательщику (его представителю) лично или направляется по почте.

Выездной налоговой проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет , предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки по следующим причинам :

  • необходимо истребовать дополнительную информацию по проверяемым налогам и сборам;
  • нужно получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  • есть необходимость в проведении экспертизы;
  • требуется перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку.

Приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, от которого потребовали документы. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев . Если проверка была приостановлена на основании недостатка информации, представленной иностранными государственными органами в рамках международных договоров Российской Федерации, и в течение 6 месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от уполномоченного лица иностранного государства, срок приостановления проверки может быть увеличен на 3 месяца .

На период приостановления выездной налоговой проверки истребование документов у налогоплательщика прекращается. Налогоплательщику возвращаются все подлинники документов, ранее переданных на налоговую проверку, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Кроме того, налоговые инспекторы обязаны освободить помещение налогоплательщика, в котором находились во время проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По результатам выездной проверки составляется акт налоговой проверки по форме, установленной в Приказе № САЭ-3-06/892@. Срок его представления налогоплательщику — 2 месяца при обычной выездной проверке, 3 месяца — при проверке консолидированной отчетности. Срок исчисляется со дня окончания проверки и составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Количество проводимых проверок НК РФ ограничено. В отношении одного налогоплательщика или налогового агента проводится только одна налоговая проверка в год, проведение двух и более выездных налоговых проверок в течение одного календарного года неправомерно. Исключение составляют случаи, когда руководителем ФНС России принимается решение о необходимости проведения налоговой проверки сверх указанного ограничения.

Если организация не согласна с выводами налоговой инспекции, представленными в актах, то в течение одного месяца со дня получения акта она вправе представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям в налоговую инспекцию. К письменным возражениям следует приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Количество проверок в календарном году определяется по датам начала и окончания их проведения, то есть по датам вынесения решения о проведении проверки и составления справки о проведенной проверке. Даты подписания акта и решения по результатам проверки во внимание не принимаются.

Повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период ст. 89 НК РФ запрещены. Исключение составляют следующие случаи:

  • реорганизация или ликвидация организации-налогоплательщика;
  • повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Камеральная проверка

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения ИФНС.

В ходе камеральной проверки должностное лицо налогового органа проверяет:

  • правильность исчисления налоговой базы. При этом анализируется:

Логическая связь между отдельными отчетными и расчетными показателями;

Сопоставимость отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

Взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

  • правильность арифметического подсчета данных, отраженных в налоговых декларациях;
  • обоснованность заявленных налоговых вычетов (на основании документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации);
  • правильность применения налогоплательщиком льготы;
  • соответствие между данными отчетности с данными о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученными из других источников.

В каждой налоговой инспекции есть методические рекомендации по камеральной проверке налоговых деклараций. В таблице 1 представлен пример согласованности контрольных соотношений показателей налоговой декларации по НДС.

Таблица 1. Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС

Контроль соотношений

Когда соотношение не выполняется

Заполнение строк отчетных форм

Декларация по НДС

Если стр. 150 и стр. 130 разд. 3 > 0, то стр. 110 этого же раздела декларации должна быть равна стр. 150. Эти показатели налоговики проверяют нарастающим итогом (то есть складывают данные всех деклараций с начала года)

Соотношение не выполняется, если сумма НДС по авансам выплаченным, ранее принятая к зачету в бюджет, не была восстановлена после приобретения товаров, работ, услуг от поставщиков, то есть требования подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ не выполняются

В разделе 3 рассчитывается сумма НДС, подлежащая уплате (зачету) в бюджет.

По строке 150 указывается сумма НДС с авансов, перечисленных поставщикам в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг.

В строке 130 отражают сумму, принимаемую к вычету в бюджет по приобретенным материальным ценностям, основным средствам, работам, услугам.

По строке 110 указывается сумма НДС, ранее принятая к вычету в бюджет по авансам, выплаченным поставщикам, и подлежащая восстановлению после приобретения этих товаров, работ, услуг.

По строке 160 указывается сумма НДС, ранее исчисленная при выполнении СМР собственными силами, принимаемая к вычету.

По строке 060 указывается сумма выполненных собственными силами СМР (гр. 3) и сумма НДС, начисленная на эти работы (гр. 5)

Показатель гр. 5 стр. 060 разд. 3 декларации должен быть больше или равен стр. 160 этого же раздела

Соотношение не выполняется, если сумма НДС, принятая к вычету по выполненным для собственного потребления СМР (стр. 160), превысила сумму НДС, ранее начисленную на эти выполненные работы (гр. 5 стр. 060)

Если в ходе камеральной проверки налоговики выявят нарушения законодательства о налогах и сборах, они обязаны составить акт проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания проверки.

Встречная проверка

Налоговые органы наряду с выездными и камеральными проверками могут проводить и встречные проверки.

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа у покупателя и поставщика (накладные, счета-фактуры и т. д.). При условии правильного отражения хозяйственной деятельности разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. Сопоставляя документы, можно установить несоответствие количества товара, единиц измерения и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком укрытия доходов от налогообложения.

Встречная налоговая проверка проводится в случае, если у налоговой инспекции в ходе проверки хозяйственных операций возникла обоснованная необходимость в получении дополнительной информации об определенном контрагенте проверяемой организации. Такая необходимость может возникнуть в следующих случаях :

  • ИМНС располагает сведениями об уклонении организации от уплаты налогов путем применения специальных схем;
  • вызывает сомнения подлинность представленных документов;
  • есть подозрение на фиктивность сделки;
  • возникли подозрения, что проверяемая организация не приходует товарно-материальные ценности на складе, не отражает денежные средства в кассе или на банковских счетах.

На практике довольно часто налоговые органы проводят встречные проверки в случаях отклонения от обычных и стандартных операций (при проведении взаимозачетов, уступок и переуступок прав требований по обязательствам, бартерных операций, при безвозмездно оказанных услугах).

Налоговая инспекция проверяемой организации направляет запрос в инспекцию контрагента (например, поставщика товаров), в котором перечисляет все необходимые документы, касающиеся определенных операций. Налоговая инспекция поставщика направляет ему требование о предоставлении документов. Это требование должно содержать:

  • полное наименование проверяемой организации, ее ИНН/КПП;
  • обоснование направления требования (указывается ст. 87 НК РФ) и вид налоговой проверки, при проведении которой возникла необходимость в получении информации о деятельности проверяемого налогоплательщика;
  • полное наименование поставщика проверяемой организации, его ИНН/КПП;
  • перечень требуемых документов;
  • срок предоставления требуемых документов (обычно 5 дней с момента получения требования);
  • указание на предоставление требуемых документов в виде заверенных должным образом копий;
  • указание на предусмотренную НК РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях ответственность за непредставление документов.

Требование должно быть подписано начальником отдела и руководителем налогового органа (его заместителем).

На встречную проверку по определенной операции, например приобретение товаров, будут затребованы накладная и счет-фактура на отгрузку товара, книга продаж, договоры, сертификаты, декларации по НДС, бухгалтерские и налоговые регистры, платежные поручения и т. п.

Налоговый инспектор проверяет предоставленные поставщиком копии документов, сопоставляет их с документами проверяемой организации. В случае отсутствия у поставщика нарушений инспектор может не выносить решения о его проверке. Если нарушение законодательства РФ о налогах и сборах имело место, то составляется акт по проверке, который подписывается руководителем (его заместителем) и вручается руководителю организации поставщика (или направляется по почте). По истечении 14 дней с момента вручения акта поставщик может его оспорить в налоговой инспекции (в ходе проведения процедуры урегулирования разногласий). Если организация не направляет в налоговую инспекцию разногласия, то по истечении указанного срока оформляется решение налогового органа по налоговой проверке и вручается налогоплательщику для оплаты недоимки по налогам, а также пеней и штрафов.

Налоговые органы могут проводить и неналоговые проверки. К ним относятся проверки по применению контрольно-кассовых машин, проверка производства и оборота алкогольной продукции и т. д.

Кого проверяют

30.05.2007 ФНС России издан Приказ № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее — Приказ № ММ-3-06/333@), в котором указаны критерии отбора налогоплательщиков при планировании налоговых проверок. Цели разработки Концепции системы планирования выездных налоговых проверок:

  • создание единой системы планирования выездных налоговых проверок;
  • повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;
  • обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;
  • сокращение количества налогоплательщиков, функционирующих в теневом секторе экономики;
  • информирование налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по определенным критериям.

Рассмотрим критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков , используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

1 . Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности приведен в Приложении № 3 к Приказу № ММ-3-06/333@. Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.

2 . Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (двух и более лет).

3 . Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по НДС за 12 месяцев превышает 89 % от суммы налога, исчисленного с налоговой базы.

ПРИМЕР 1

Торговая компания реализует оборудование для пищевой промышленности (печи, холодильники и т. п.). Выручка за 12 месяцев без НДС составила 34 830 000 руб., сумма НДС, начисленного с выручки, — 6 269 400 руб .

Рассчитаем долю вычетов по налогу на добавленную стоимость за 12 месяцев в сумме НДС, начисленного с налогооблагаемой базы. Данные для расчета приведены в табл. 2.

Таблица 2. Данные для расчета

Период

Сумма начисленного НДС, руб. ((гр. 2 + гр. 3) × 18 %)

Сумма НДС к оплате (зачету) в бюджет, руб. (гр. 4 - гр. 5)

Итого

34 830 000

15 170 000

9 000 000

8 520 000

По данным табл. 2, сумма начисленного за 12 месяцев НДС — 9 000 000 руб., а сумма НДС, предъявленная к вычету в бюджет, — 8 520 000 руб ., что составляет 94,67 % от суммы НДС, начисленного с налогооблагаемой базы. Следовательно, у организации имеются все основания попасть в поле зрения налоговой инспекции.

4 . Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Расходы налогоплательщика увеличиваются быстрее, чем растут доходы.

В данном случае сопоставляется бухгалтерская и налоговая прибыль. Данные для сопоставления берутся их бухгалтерской отчетности (отчета о прибылях и убытках) и налоговой декларации по прибыли.

ПРИМЕР 2

Воспользуемся данными предыдущего примера. Торговая выручка без НДС за год составила 34 830 000 руб., начисленный НДС — 6 269 400 руб.

Отчетные данные бухгалтерского учета приведены в табл. 3, налогового учета — в табл. 4.

Таблица 3. Отчетные данные бухгалтерского учета, руб.

Период

Выручка от реализации товаров (стр. 2110 отчета о прибылях и убытках)

Доходы от участия в других организациях (стр. 2310 отчета о прибылях и убытках)

Расходы от обычных видов деятельности (стр. 2120, 2210, 2220 отчета о прибылях и убытках)

Прочие расходы (стр. 2350 отчета о прибылях и убытках)

Итого

34 830 000

3 600 000

33 550 000

4 330 000

Таблица 4. Отчетные данные налогового учета, руб.

Период

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации (стр. 030 листа 02 декларации по прибыли)

Прибыль (гр. 2 + гр. 3 - гр. 4 - гр. 5)

Итого

34 830 000

3 600 000

34 200 000

1 190 000

3 040 000

За базовый период берем 1 квартал. Расчет темпов роста проведем по отношению к 1 кварталу.

Расчет темпов роста расходов над темпами роста доходов в бухгалтерском учете представлен в табл. 5, в налоговом — в табл. 6.

Таблица 5. Расчет темпов роста расходов над темпами роста доходов в бухгалтерском учете

Период

Всего доходов, руб.

Всего расходов, руб.

Разница с базовым периодом, руб.

Темп роста к базовому периоду, %

Алгоритм расчета: разницу в выручке между отчетным и базовым кварталом делим на выручку отчетного квартала.

Рассчитаем темпы роста доходов :

  • во втором квартале: 930 000 руб. / 9 430 000 руб. × 100 % = 9,86 % ;
  • в третьем квартале: 3 000 000 руб. / 11 500 000 руб. × 100 % = 26,09 % ;
  • в четвертом квартале: 500 000 руб. / 6 900 000 руб. × 100 % = 5,56 % .

Аналогично рассчитают темпы роста расходов.

Таблица 6. Расчет темпов роста расходов над темпами роста доходов в налоговом учете

Период

Всего доходов, руб.

Разница с базовым периодом, руб.

Темп роста к базовому периоду, %

Всего расходов, руб.

Разница с базовым периодом, руб.

Темп роста к базовому периоду, %

Разница темпов роста между доходом и расходом, %

Исходя из данных табл. 5, 6 темпы роста расходов растут быстрее, чем темпы роста доходов. Эта тенденция прослеживается в бухгалтерском и налоговом учете. Отсюда следует, что торговая компания может заинтересовать налоговиков и стать кандидатом на налоговую проверку.

5 . Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня выплат по виду экономической деятельности.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников :

  • официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата. Информация об адресах интернет-сайтов территориальных органов Росстата находится на официальном интернет-сайте Росстата www.gks.ru;
  • сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
  • по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);
  • официальные интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru .

Кроме того, учитывается информация, поступающая в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы (в конвертах), неоформлении (или оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и другая аналогичная информация.

Данные по заработной плате налоговые службы берут из формы 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год» (ее представляют все организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом). Данные о доходах, отраженных в форме 2-НДФЛ по каждому сотруднику, сравниваются с официальными данными статистики.

Часть такой информации для сравнения представлена в табл. 7, составленной по данным Росстата о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников организаций по видам экономической деятельности в РФ, опубликованным на официальном сайте.

Таблица 7. Данные о среднемесячной заработной плате по видам экономической деятельности, руб.

Вид экономической деятельности

Средняя зарплата за 2013 г. в расчете на одного работника

Средняя зарплата за октябрь 2014 г. в расчете на одного работника

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Металлургическое производство

Строительство

На основании данных табл. 7 можно сделать следующий вывод : если организация не хочет попасть в поле зрения налоговой инспекции, то официальный доход менеджера, продавца-консультанта, автослесаря в среднем за 2014 г. должен быть менее 26 000 руб. в месяц.

6 . Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.

Риски возникают, если у организаций, применяющих специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, ЕСХН), показатели приближались менее чем на 5 % к предельному значению более одного раза в течение налогового периода.

Компании вправе применять специальные налоговые режимы, если:

  • годовой размер доходов не превышает 60 млн руб. (при этом годовой доход умножается на коэффициент-дефлятор);
  • численность работников не должна превышать 100 чел.;
  • доля участия организаций в уставном капитале составляет не более 25 %.

В 2014 г. коэффициент-дефлятор для УСН установлен в размере 1,067 . Соответственно, годовой размер доходов за 2014 г., который позволит применять УСН, составит 64 020 тыс . руб . (60 млн руб. × 1,067).

Для перехода на упрощенную систему налогообложения с 2015 г. доходы компании за 9 месяцев 2014 г. не должны превышать 48 015 тыс . руб . (45 млн руб. × 1,067). Соответственно, если за 9 месяцев 2014 г. доходы компании составят 45 619 руб., а за год — 61 млн руб., то при таком приближении к предельному значению организация может попасть под налоговую проверку.

7 . Отражение индивидуальным предпринимателем, уплачивающим единый налог «доходы минус расходы», суммы расхода, максимально (на 83 %) приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

Так, если доход ИП составил 50 000 000 руб. в год, а его расход — 42 000 000 руб., что составляет 84 % от суммы дохода, то у такого предпринимателя есть все шансы попасть под налоговую проверку.

8 . Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками, то есть цепочки контрагентов выстраиваются без учета разумных экономических или иных причин (деловой цели). В данном случае принимаются во внимание обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — Постановление № 53).

Под налоговой выгодой для целей Постановления № 53 понимается уменьшение размера налоговой обязанности по уплате налогов вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Доказывать, что полученная налогоплательщиком налоговая выгода является необоснованной, входит в обязанности налоговой инспекции.

О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств :

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие реальных материальных ресурсов, управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств для достижения результатов соответствующей экономической деятельности;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

При решении споров судам необходимо принимать во внимание, что обстоятельства , перечисленные ниже, сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной :

  • создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный характер хозяйственных операций;
  • нарушение налогового законодательства в прошлом;
  • разовый характер операции;
  • осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
  • осуществление расчетов с использованием одного банка;
  • осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Такое указание отражено в Постановлении № 53.

9 . Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов.

При проверке правильности заполнения строк налоговых деклараций налоговиками могут быть выявлены ошибки, несоответствия или противоречия. В этом случае налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление с требованием представить пояснения в течение 5 дней или внести исправления в налоговые декларации.

Письмом ФНС России от 03.07.2012 № АС-5-3/815дсп@ установлены контрольные соотношения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. С помощью контрольных соотношений (взаимоувязанных показателей бухгалтерской и налоговой отчетности) налогоплательщики могут самостоятельно проверить налоговые декларации на наличие в них ошибок и противоречий :

1) если в отчете о движении денежных средств показатель стр. 4211 «Поступления от продажи внеоборотных активов» больше 0, то стр. 010 «Количество объектов реализации амортизируемого имущества» приложения 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль также должна быть больше 0 . То же самое относится к стр. 030 «Выручка от реализации амортизируемого имущества» этого приложения.

Если реализация основных средств и оплата за них прошли в рамках одного отчетного периода, то указанное соотношение должно выполняться. В случае невыполнения этого соотношения (например, по стр. 4211 отчета о движении денежных средств указана оплата в сумме 100 000 руб., а в стр. 010 и стр. 030 приложения 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль стоят прочерки) налоговая инспекция сделает вывод, что доходы от реализации основных средств не отражены в декларации по налогу на прибыль, а следовательно, занижена налогооблагаемая база по прибыли;

2) если в отчете о движении денежных средств значение стр. 4322 «Уплата дивидендов и иных платежей в пользу собственников (организаций)» больше 0, то сумма стр. 110 «Сумма налога, начисленная с дивидендов, выплаченных в предыдущие отчетные (налоговые) периоды» и стр. 120 «Сумма налога, начисленная с дивидендов, выплаченных в последнем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода» листа 03 декларации по налогу на прибыль также должна быть больше 0 .

В случае невыполнения этого соотношения (например, получение дивидендов отражено в отчете о движении денежных средств, а в налоговой декларации стр. 110 и стр. 120 листа 03 не заполнены) налоговики сделают вывод, что выплаченные дивиденды не попали в налогооблагаемую базу по прибыли, то есть налогооблагаемая база занижена;

3) должно соблюдаться равенство соотношений в разных разделах налоговой декларации:

  • строка 040 «Сумма налога к доплате» разд. 1 декларации по налогу на прибыль равна стр. 270 «Сумма налога на прибыль к доплате в федеральный бюджет» листа 02.

Если стр. 040 разд. 1 > стр. 270 листа 02, то завышена сумма налога к доплате; если стр. 040 разд. 1 < стр. 270 листа 02, то занижена сумма налога к доплате;

  • строка 050 «Сумма налога к уменьшению» разд. 1 декларации по налогу на прибыль равна стр. 280 «Сумма налога на прибыль к уменьшению в федеральный бюджет» листа 02.

Если стр. 050 разд. 1 > стр. 280 листа 02, то завышена сумма налога к уменьшению; если стр. 050 разд. 1 < стр. 280 листа 02, то занижена сумма налога к уменьшению.

10 . Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Риск возникает, когда налогоплательщик два и более раз снимался с учета в налоговом органе в связи с изменением адреса (переход в другую налоговую инспекцию).

11 . Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Решение о проведении выездной налоговой проверки может быть принято, если у налогоплательщика по данным его бухгалтерского учета рентабельность ниже среднеотраслевой на 10 % и более. Отраслевую рентабельность можно установить из специальных сборников, публикуемых Росстатом, или на сайте www.gks.ru .

К СВЕДЕНИЮ

Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 г., по основным видам экономической деятельности приведен в Приложении № 4 к Приказу № ММ-3-06/333@.

Рентабельность продаж рассчитывается как соотношение между прибылью от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. Рентабельность активов — это соотношение прибыли и стоимости активов организаций.

Если финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный, имеет место убыточность.

ПРИМЕР 3

Торговая компания занимается оптовой торговлей пищевого промышленного оборудования. По данным годовой финансовой отчетности и акта сверки с налоговой инспекцией, в котором указаны уплаченные в бюджет налоги, компания произвела расчет налоговой нагрузки , рентабельности продаж и рентабельности активов . Данные для расчета представлены в табл. 8.

Таблица 8. Данные для расчета

Показатель

Форма отчетности

Сумма, руб.

Выручка от реализации товаров без НДС

Отчет о прибылях и убытках (стр. 2110)

Себестоимость продаж

Отчет о прибылях и убытках (стр. 2120)

Коммерческие расходы

Отчет о прибылях и убытках (стр. 2210)

Прибыль (убыток) от продаж

Отчет о прибылях и убытках (стр. 2200)

Бухгалтерский баланс (стр. 1110)

Основные средства

Бухгалтерский баланс (стр. 1150)

Сумма уплаченных налогов

В том числе:

налог на прибыль

Акт сверки с налоговой инспекцией

налог на имущество

Акт сверки с налоговой инспекцией

налоги во внебюджетные фонды

Акт сверки с налоговой инспекцией

В результате расчетов получены следующие финансовые показатели :

  • налоговая нагрузка: 1 976 000 руб. / 34 830 000 руб. × 100 % = 5,67 % , норма в оптовой торговле — 2,6 % (норме соответствует);
  • рентабельность продаж: 1 280 000 руб. / (24 550 000 руб. + 9 000 000 руб.) × 100 % = 3,81 % , норма — 7,1 % (норме не соответствует);
  • рентабельность активов: 1 280 000 руб. / (200 000 руб. + 2 200 000 руб.) × 100 % = 53,33 % , норма — 7,2 % (норме соответствует).

Вывод : рентабельность продаж у торговой организации низкая, остальные показатели в норме. Риск попасть в поле зрения налоговой инспекции — средний.

12 . Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, в том числе с использованием фирм-«однодневок».

  • при заключении сделки, подписании договоров и обсуждении условий поставок товаров отсутствуют личные контакты руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
  • полномочия руководителя или должностного лица компании-контрагента документально не подтверждены;
  • нет информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных или торговых помещений;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет сайта, рекомендаций партнеров или других лиц, отсутствует реклама в СМИ). Негативность данного признака усугубляется, если имеется много доступной информации о других организациях, которые ведут деятельность в этой же отрасли и предлагают идентичные (аналогичные) товары, работы или услуги по более низким ценам;
  • нет информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ через официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Все эти признаки свидетельствуют о том, что налоговые органы отнесут вашего контрагента к проблемным, то есть к фирмам-«однодневкам», и сочтут ваши сделки сомнительными.

Дополнительно повышает перечисленные риски одновременное присутствие следующих обстоятельств :

  • контрагент, имеющий указанные выше признаки, выступает в роли посредника;
  • договор содержит условия, которые сильно отклоняются от существующих обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т. п.);
  • у контрагента нет копий документов, подтверждающих наличие у него производственных помещений, имущества, квалифицированных кадров, лицензий, то есть отсутствуют возможности для реального выполнения условий договора;
  • товар, который обычно производят физические лица, не являющиеся предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом) продукция промысла и т. п.), приобретается через посредников;
  • растет задолженность контрагента, но не принимаются меры к ее взысканию (при этом поставки продолжаются);
  • выдача/получение займов без обеспечения, покупка/продажа неликвидных векселей. Негативность этого признака усугубляется, если в договоре не прописаны условия о процентах или установлен срок погашения обязательств более трех лет;
  • в общей сумме затрат налогоплательщика большую часть составляют расходы по сделкам с проблемными контрагентами (при отсутствии экономической выгоды, экономического обоснования целесообразности этих сделок и т. п.).

Если организация не попадает ни под один из 12 представленных критериев, то риск быть проверенной налоговыми органами всегда остается. Дело в том, что под эти критерии могут попадать ее контрагенты. Многие привлекают внимание налоговых органов еще на стадии регистрации, в случае использования адреса массовой регистрации, массового директора или учредителя и т. д. По этим признакам налоговая инспекция берет организацию на заметку, так как она имеет все признаки «однодневки».

Что проверяет ИМНС

Выездная налоговая проверка может проводиться по одному (тематическая проверка) или нескольким налогам (комплексная проверка). По объему проверяемых документов проверка бывает сплошная или выборочная.

Сплошная проверка подразумевает проверку всех документов организации (первичные документы, журналы-ордера, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) за период, указанный в решении о проведении проверки. При выборочной проверке проверяется только часть документации, попавшей в выборку. Глубину, степень, направление выборки определяет сам проверяющий.

Должностное лицо налогового органа самостоятельно выбирает метод проведения выездной налоговой проверки. Налогоплательщику становится известно о примененном методе только из акта выездной налоговой проверки, а этот акт составляется по окончании самой проверки. Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих.

В ходе налоговой проверки осуществляются следующие мероприятия:

  • проверяется:

Правильность ведения бухгалтерского и налогового учета и его соответствие первичным документам, оформленным согласно требованиям законодательства;

Факт представления отчетности в налоговые органы;

  • устанавливается:

Правильность выбранного режима налогообложения по виду деятельности;

Соблюдение требований законодательства о налогах и сборах;

Правильность исчисления и уплаты налогов;

Своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган;

  • исследуется:

Правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;

Правильность и полнота отражения документов в бухгалтерском и налоговом учете;

Правильность определения объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

  • истребуются:

У налогоплательщика — дополнительные документы и необходимые пояснения;

У сторонних лиц — документы о налогоплательщике.

Риск налоговых проверок всегда присутствует, поэтому налогоплательщику можно рекомендовать :

  • не использовать или свести к минимуму теневые схемы;
  • подготовить обоснованную первичную документацию в подтверждение сделок;
  • вовремя предоставлять исчерпывающую информацию на все запросы налоговой инспекции;
  • проводить мониторинг контрольных соотношений после составления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

При выявлении в сданных декларациях ошибок, которые приводят к занижению налогооблагаемой базы, следует подготовить и представить в налоговую инспекцию уточненные декларации (желательно с приложением объяснений, приведших к такому занижению). Уточненную декларацию налогоплательщик может подать до начала проведения проверки. В ходе уже начавшейся проверки никакие уточнения приниматься не будут. Уточненная налоговая декларация, сданная до проверки, поможет избежать штрафных санкций, так как налогоплательщик сам выявил и исправил ошибку. Если ошибку найдут налоговые инспекторы во время проверки, то штрафные санкции неизбежны. Кроме того, не следует забывать о мониторинге законодательства.

  • 9. Оформление результатов внешнего контроля.
  • 10. Основные задачи и направления внутреннего контроля.
  • 11. Содержание и основные задачи ревизии.
  • 12. Классификация видов ревизии.
  • 13. Отличие ревизии от аудита.
  • 14. Принципы организации ревизии и внутреннего аудита.
  • 15. Обязанности права и ответственность ревизоров.
  • 16. Обязанности, права и ответственность работников организации, деятельность которых проверяется.
  • 17. Выявление и определение размера материального ущерба в ходе ревизий и проверок, порядок его взысканий.
  • 18.Органы контроля и ревизий.
  • 19. Документация в ревизионной работе.
  • 20. Планирование т подготовка к проведению ревизии.
  • 21. Основные этапы и последовательность работы (ревизии).
  • 22.Требования к оформлению результатов ревизии.
  • 23. Выводы и предложения по результатам ревизии.
  • 24. Принятие решений по результатам ревизии и организации контроля за их исполнением.
  • 25. Основные методы контроля и ревизии, их элементы и особенности.
  • 26. Специальные методические приёмы документального и прямого (фактического) контроля при проведении проверок и ревизий.
  • 28. Обследование и расследование в процессе ревизии.
  • 29. Способы и технические приёмы фактического контроля, их характеристика и условия применения.
  • 30. Способы и технические приемы документального контроля, их характеристика и условия применения.
  • 31. Обобщение и систематизация материалов ревизий.
  • 32. Содержание акта ревизии и требования, предъявляемые к нему.
  • 33. Порядок изъятия документов в ходе ревизий и проверок.
  • 34. Порядок реализации материалов ревизии.
  • 35. Порядок передачи материалов ревизии и проверок судебно-следственным органам.
  • 36. Порядок осуществления контроля за выполнением материалов ревизий (проверок).
  • 37. Ревизия кассовой наличности.
  • 38. Методика осуществления контроля и ревизии кассовых операций.
  • 39. Порядок проверки и операции по расчетному счету.
  • 40. Проверка законности и целесообразности операций по прочим счетам в банках.
  • 41. Задачи и последовательность контроля и ревизии расчетных операций.
  • 42. Задачи и последовательность контроля и ревизии кредитных операций.
  • 43. Порядок проведения ревизии подотчетных сумм.
  • 44. Порядок поведения ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками.
  • 45. Контроль и ревизия расчетов по возмещению материального ущерба.
  • 46. Проверка состояния хранения и сохранности материальных ценностей.
  • 47. Методика проведения инвентаризации материальных ценностей в ходе ревизии. Оформление и выделение результатов инвентаризации.
  • 48. Ревизия состояния хранения и сохранности основных средств в организации и его структурных подразделениях.
  • 49. Порядок проверки целесообразности, полноты и своевременности оприходования, перемещения и выбытия основных средств.
  • 50.Сроки и порядок проведения инвентаризации основных средств.
  • 51. Задачи и порядок проверки правильности учета и эффективности использования основных средств.
  • 52. Задачи и методика ревизии затрат труда и его оплаты.
  • 53. Проверка обоснованности и реальности затрат на производство продукции
  • 54. Методика проверки выполнения плана производства продукции и полноты её оприходования.
  • 55. Особенности ревизии операций по выполнению работ и услуг на сторону.
  • 56. Методика проверки финансовых результатов от реализации продукции (работ и услуг).
  • 57. Особенности ревизии уставного капитала.
  • 58. Порядок проверки финансового состояния организации.
  • 59. Проверка состояния и организации первичного учета.
  • 60. Проверка состояния и организации бухгалтерского учета и достоверности отчетности.
  • 61. Проверка организации и состояния внутрихозяйственного контроля.
  • 62. Проверка наличия и соблюдения в организации плана документооборота, хранения документов и учетных регистров.
  • 63. Проверка правильности постановки бухгалтерского учета в организации.
  • 64. Порядок проверки состояния синтетического и аналитического учета полноты и правильности ведения первичного учета.
  • 65. Проверка достоверности бухгалтерской финансовой отчетности.
  • 66. Организационные формы и структура внутреннего аудита в организации.
  • 67. Разработка положения о структурном подразделении внутреннего аудита.
  • 68. Стратегический и технический планы внутреннего аудита в организации.
  • 69. Требования к работникам службы внутреннего аудита их права и обязанности.
  • 70. Оценка учетной политики организации в целом.
  • 71. Оценка степени влияния учетных решений на финансовые и иные результаты деятельности организации.
  • 72. Связь учетной политики с прочими аспектами хозяйственной политики организации.
  • 63. Проверка правильности постановки бухгалтерского учета в организации.

    К началу проведения проверки ревизор знакомится с нормативными документами, которые регулируют ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

    Ревизор должен иметь справочный материал, который сжато характеризует

    Программа состоит из таких вопросов:

    – состояние учета и отчетности. Выясняется, по какой форме учета ведется бухгалтерский и налоговый учет на предприятии, обеспечивает ли

    применения такой формы учета проверку достоверности отчетных данных. Оценка состояния бухгалтерского учета может быть объективной только после проверки соблюдения Плана счетов, типичной корреспонденции и инструктивных указаний о порядке ведения учета отдельных операций;

    – правильность отображения в бухгалтерском и налоговом учете

    результатов предыдущей ревизии (по вопросам учета и отчетности);

    – соответствие показателей баланса данным Главной книги, регистрам

    синтетического и аналитического учета, отчетам и приложенным к ним документам;

    – правильность проведения инвентаризаций кассы, материальных

    ценностей и расчетов и правильность и обязательность проведения контрольных выборочных инвентаризаций; качество и своевременность проверки инвентаризационных материалов и составления сравнительных ведомостей бухгалтерией; своевременность и правильность рассмотрения и утверждения результатов инвентаризаций руководителем;

    – правильность ведения учета кассовых операций и их соответствие Порядка ведения кассовых сделок;

    – порядок ведения учета затрат, себестоимости продукции и финансовых результатов (доходов, прибылей, рентабельности);

    – состояние дебиторской и кредиторской задолженности;

    – установления фактов просроченной, безнадежной задолженности,

    сомнительных долгов и мероприятия по их ликвидации и оздоровлению

    финансового состояния;

    – реальность статей баланса, достоверность отчетов о финансовых результатах, движении денежных средств и собственный капитал;

    – состояние расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и т.п.

    Ревизор проверяет, как обеспечивается методическое руководство вышестоящей организации относительно применения существующей формы учета, обобщается ли опыт передовых предприятий. Кроме того, ревизор должен выучить объем и особенности хозяйственной деятельности, структуру учетного аппарата, документооборот, распределение обязанностей между работниками бухгалтерии.

    Полнота и своевременность документального оформления и отображения в учете всех операций, связанных с движением товарно-материальных ценностей и денежных средств, являет критерием оценки постановки и состояния бухгалтерского учета.

    64. Порядок проверки состояния синтетического и аналитического учета полноты и правильности ведения первичного учета.

    Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

    На заключительном этапе проверки аудитор должен устано­вить соответствие данных аналитического учета по реализации продукции (работ, услуг) с данными синтетического учета (жур­нала-ордера, Главной книги). Взаимной сверкой записей опера­ций по реализации в разных регистрах можно установить точ­ность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этим операциям.

    По данным регистров синтетического и аналитического учета аудитор устанавливает:

    Участников сделок и их число;

    Применяемые формы платежей (в безналичном порядке, с использованием наличных денежных средств, векселями, взаимозачетами, путем прямого обмена продукцией и товарами);

    Порядок ведения аналитического учета (виды продаж (опт, розница и т.д.) виды расчетов, участники, сроки возникновения и т.п.);

    Нестандартные (нетипичные) бухгалтерские записи.

    Регистры синтетического и аналитического учета включают:

    1. Главную книгу;

    2. Журнал-ордер №11;

    3. Ведомость выпуска готовой продукции;

    4. Ведомость отгрузки и реализации готовой продукции;

    5. Количественно суммовые карточки, оборотные ведомости.

    Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

    При проведении проверки правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета отгрузки и реализации готовой продукции необходимо установить:

    1. правильность и своевременность оформления документа на сдачу продукции из производства на склад;

    2. правильность отражения в бухгалтерском учете операций связанных с выпуском готовой продукции;

    3. правильность определения производственной себестоимости готовой продукции по видам заказов;

    4. достоверность отражения фактической себестоимости отгруженной продукции (дебет счета 45 «Товары отгруженные» кредит счета 43 «Готовая продукция»);

    5. правильность расчета суммы отклонений фактической себестоимости от плановой и их списания;

    6. правильность составления бухгалтерских проводок по учету выпуска готовой продукции (работ, услуг);

    7. в случае, когда продукция отпускается покупателям непосредственно со складов, следует обращать внимание на наличие надлежащим образом оформленных доверенностей на ее получение.

    8. правильность ведения журнала-ордера №10/1 и ведомости №16/1 «Учет реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке» (при журнально-ордерной форме учета);

    9. соответствие записей аналитического и синтетического учета по балансовым записям счета 43 «Готовая продукция» и счета 40 «Выпуск продукции» записям в главной книге и балансе.

    Налоговый контроль – это деятельность компетентных налоговых органов, связанная с проверкой законности действий налогоплательщиков, налоговых агентов, иных участников налоговый правоотношений по выполнению возложенных на них налоговым законодательством обязанностей.

    Основной субъект – уполномоченный на осущ. НК (Мин. по Нал. и Сборам + его терр оргнаы)

    В определенных случаях полномочиями по НК наделяются так же таможенные органы и органы внебюджетных фондов

    В зависимости от характера налоговых мероприятий и времени проведения выделяют:

    Предварительный

    Текущий НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

    Последующий

    Предварительный налоговый контроль предшествует совершению налоговых операций.

    Текущий налоговый контроль сопровождает совершение налоговых операций. (Н: постановка на учет, подача декларации в конце налогового периода)

    Последующий налоговый контроль осуществляется после совершения налоговых операций и подконтрольных налоговых действий. (Н: выездная налоговая проверка)

    Формы контроля – это конкретные процедурные правила в рамках которых реализуется контрольные мероприятия.

    Можно выделить:

    Мероприятия по постановке на учет налогоплат, и налог. аг.

    Обязательные сообщения разных регистрирующих орагнов и банков.

    За расходами физ. лиц (правительство объявило что с 01 01 94 это будет отменено, но пока он предусм в НК)

    Проверки – выездные и камеральные

    Допрос свидетеля

    Истребование документов

    Назначение экспертизы

    Постановка на учет .

    Способ постановки на учет, либо на основании информации поступившей из другого органа, либо по заявлению налогоплательщика.

    Ст. 83 НК основания:

    Постановка по месту государственной регистрации организации, месту жительства лица (по месту нахождения)

    По месту нахождения принадлежащих ему О недвижимости

    По месту государственной регистрации принадлежащих налогоплательщику транспортных средств (для различных видов транспортных средств действуют различные правила, некоторые из них – самолет например, рассматривается как недвижимость)



    Постановка по месту территориально обособленных подразделений организации

    (исключение - территориальное подразделение создано в рамках одного МО – находятся в рамках компетенции одного налогового органа, налоговые платежи поступают в один бюджет)

    На налоговый учет ставится не имущество, а налогоплательщик.

    Во всех случаях постановка на учет осуществляется самим налоговым органов на основании информации, у него имеющейся и поступающей из других органов. Исключение – создание территориального обособленного подразделения – постановка на учет осуществляется самим налогоплательщиком, он будет нести ответственность, если не выполняет свою обязанность (ст.116, 117 НК).

    Постановка на налоговый учет - это включение определенной информации в базу данных. Это информации об учредителях, участниках юридического лица, факты, связанные с реорганизацией, сменой директоров и т.д.

    Предусматривается различный порядок поставления на НУ организаций и фл

    Организации и ИП д предпринять основные действия для постановки на НУ – направить в нал. орг. соответствующее заявления и в некоторых случаях приложить к нему какие либо документы.

    Ф\л не являющиеся ИП не обязаны осуществлять активные действия лоя постановки на НУ, Н.орг. должен сам по имеющейся у него информации поставить фл на ну. как по месту жительства так и по месту регистрации ТС

    В этом случае н.ор. осуществляет регистрацию процедуры на основании информации которую ему предоставляют гос органы и иные субъекты в порядке статьи 85 НК.

    Плательщику присваивается ИНН.ИНН – числовое обозначение, соответствующие наименованию определенного налогоплательщика. Присваивается определенному налогоплательщику, является индивидуальным, не может быть передан другому лицу. Во всей документации, которая идет от органа налогоплательщику он подлежит указанию, с целью обеспечения идентификации.

    В ст 85 НК учитываются те данные которые н. орг. вправе затребовать при постановке на НУ и предоставлении ИНН.

    Кроме того, подробно регламентируются сроки в рамках которых должна осуществляться постановка на НУ и предоставление ИНН, сроки для направления плательщиками заявлений о постановке на учет или уточнение информации которая предоставляется:

    по общему правилу срок постановки – 5 дней

    исчисляется с момента предоставления документов необходимых для постановки.

    После постановки организации и ИП в ряде случаев обязаны направить в н. орг. информацию свидетельствующую о серьезных изменениях в их деятельности (ее прекращиении), т.е. информация о реорганизации ликвидации, о начале процедуры банкротства.

    Все ИНН вносятся в единый реестр + обязательно дб указаны, когда н. ор. направляет плательщику уведомление требование и т д.

    НК не регламентирует подробно постановку и снятие с НУ

    Переучет: если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или места жительства в 10-дневный срок с момента такого изменения.

    © advancerealty.ru, 2024
    Кредит. Ипотека. Микрозаймы. Долги. Банкротство